Китайский дворец в Ораниенбауме




Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга, которые были разрушены во время ВОВ). Возможно, именно поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.


Китайский дворец - режим работы в 2017 г.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Музей начинает работу 27 мая и заканчивает в конце сентября. Точные даты зависят от погодных условий. Музей может быть закрыт при повышенной влажности или во время дождя.

По состоянию на 2016 год в Китайском дворце открыты для посетителей только 7 залов. Продолжается реставрация.

Китайский дворец - стоимость билетов в 2017 г.

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.
  • Фото и видеосъемка запрещена

Китайский дворец - описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном - покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская - комната для дежурства придворной дамы).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них - красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже, а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал муз

За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой.  Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная

Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал

Большой зал – это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.

Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг - паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли),

Китайский дворец – из истории

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф - парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры - в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.


« предыдущая страница

следующая страница »



Поделиться:



Рядом расположены достопримечательности

80м

170-летний дуб

[показать на карте]

110м

Каменная скамья Екатерины II

[показать на карте]

110м

Пергола с пристанью

[показать на карте]

110м

Китайский пруд

[показать на карте]

140м

Китайская кухня

[показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться



Разделы сайта

Практическая информация

Куда сходить в Санкт-Петербурге

Прогулки на теплоходах по рекам и каналам

Развод мостов

Рестораны и кафе

Шоппинг: торговые центры и рынки

Как добраться, как передвигаться

Схема метро Санкт-Петербурга

Карта Санкт-Петербурга

Транспорт: метро, маршрутки

Аэропорт Пулково

Московский вокзал

Отели Питера

Как забронировать отель недорого

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Мини гостиницы

Все гостиницы >>

Музеи и дворцы

Эрмитаж

Русский музей

Кунсткамера

Музей Фаберже

Все музеи и дворцы >>

Прогулки по Петербургу

Невский проспект

Дворцовая площадь

Медный всадник

Петропавловская крепость

Все прогулки по Петербургу >>

Храмы и монастыри

Исаакиевский собор

Казанский собор

Спас-на-крови

Александро-Невская лавра

Все храмы и монастыри >>

Пригороды Петербурга

Петергоф (Петродворец)

Царское Село (Пушкин)

Павловск

Кронштадт

Все пригороды Петербурга >>

Красивости и интересности

Львы в Петербурге

Мифологические существа в Петербурге

Смотровые площадки

Петербург крупным планом

Где снимался клип «В Питере - пить»

По местам романа «Преступление и наказание»

Все красивости и интересности >>

Времена года

Когда лучше ехать: белые ночи

Белые ночи - фото

Пляжи

Петербург ночью

Все времена года >>

Корабли, реки и мосты

Корабли в Санкт-Петербурге

Крейсер Аврора

Река Нева

Канал Грибоедова

Все корабли, реки и каналы >>

Необычные достопримечательности

Дворы-колодцы

Экскурсии по крышам

Туристский центр Мини-город

Музей, клуб-кафе Камчатка

Все необычные достопримечательности >>

Места развлечений и мероприятий

Парк аттракционов Диво Остров

Океанариум

Аквапарк Питерленд

Стадион на Крестовском острове («Зенит-Арена»)

Все места развлечений >>

Театры

Обзор театров

Мариинский театр

Александринский театр

Все театры >>

Выставочные центры

Экспофорум

Ленэкспо

Петербургский СКК

наверх

наверх

5523