www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга

Путеводитель по Кронштадту



Содержание



Кронштадт на карте



Кронштадт: как добраться, стоимость и режим работы музеев

www.spb-guide.ru
/page_5119.htm


Как добраться до Кронштадта


Маршрутки и автобусы

  • от метро «Старая Деревня» автобус № 101. Стоимость проезда – 28 рублей. Интервал около 30 минут, очень много народа.
  • от метро «Черная Речка» № К-405. Стоимость проезда – 60 рублей. (2015 г., рекомендованный вариант)
  • от метро «Проспект Просвещения» № К-407. Стоимость проезда – 60 рублей.

Время в пути около 40 минут.


Экскурсионные автобусы. Кассы нескольких туристических фирм находятся у фасада Гостиного двора на Невском проспекте. Стоимость билетов порядка 1000 рублей. Автобусы различных турфирм отправляются в разное время и в разные дни. В стоимость входит обзорная экскурсия, посещение Морского собора, форта Константин. Подробно такой вариант поездки описан в путевых заметках о Кронштадте.


Главным музеем Кронштадта был музей «Кронштадская крепость», рассказывающий об истории города и крепости. Музей располагался галереях Морского собора. С июня 2009 года музей закрыт в связи с реставрацией собора. Теперь собор является действующим храмом. Планируется открыть 4 зала музея в галереях второго этажа.


Кронштадтский собор - режим работы

Собор открыт ежедневно с 9 утра и до завершения вечерней службы. Утренняя служба в 10:00, вечерняя служба в 18:00.


Кронштадтский собор - стоимость билетов

Вход в собор бесплатный - является действующим храмом.



Экскурсии на форты Кронштадта


Самая интересная достопримечательности Кронштадта – это его форты. Форт – это крепость на острове или остров-крепость. Форты были построены на острове Котлин, где располагается город Кронштадт и на окрестных естественных и искусственных островах для защиты Санкт-Петербурга. Самый большой из фортов – Александр I, который многократно превышает по размерам более известный французский форт Баярд.

К сожалению, в настоящее время все форты находятся в полуразрушенном и заброшенном состоянии. Энтузиасты добираются до фортов зимой по льду Финского залива. Также организуются экскурсии на туристических катерах до фортов из Санкт-Петербурга и от причала на острове Котлин около форта Константин.

Подробнее о фортах Кронштадта >>



Военные корабли в Средней (Петровской) гавани

номер на карте

1

www.spb-guide.ru
/page_20500.htm


Во время поездки в Кронштадт обязательно посмотрите на военные корабли, которые стоят в самом центре города - в Средней гавани, что очень удобно для туристов. Это одна из главных достопримечательностей Кронштадта и визитная карточка города. Военные корабли – это то, что надо обязательно увидеть и сфотографировать. Фото на их фоне, несомненно, обязан сделать каждый турист, приехавший сюда.

Сейчас главная база российского флота находится в Балтийске в Калининградской области, а второстепенная – здесь, в Кронштадте. Но Кронштадт - это колыбель Балтийского флота, именно здесь в 1713-1723 годах под руководством Петра Первого были сооружены первые пять гаваней – Котлинская (в 1714 году), Средняя и Купеческая, Лесная и Военная (в 1723 году). Эти сооружения относятся к историческим памятникам и являются достопримечательностями Кронштадта.

Рекомендуем приехать сюда на День Балтийского флота (18 мая) или День военно-морского флота (последнее воскресенье июля). В эти праздники здесь можно увидеть не только корабли Кронштадта, но также и судна, пришедшие из Балтийска. Это ракетные корабли и катера, миноносцы и противолодочные корабли, десантные катера и научно-исследовательские судна.

18 мая празднуется День рождения Балтийского флота, потому что именно в этот день в 1703 году Петр Первый разгромил в устье Невы два шведских корабля. Также 18 мая отмечается День города Кронштадта.

В эти дни туристам предоставляется уникальная возможность не только посмотреть на суда с берега, но и посетить действующие (!!!) боевые корабли. Кроме того, в Кронштадте в дни праздников стало традицией проводить лазерное пиротехническое и световое шоу на воде.



Форты Кронштадта

номер на карте

2

www.spb-guide.ru
/page_5103.htm




Форты Кронштадта – это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин, на котором была построена крепость Кронштадт. Что такое форты? Слово Форт произошло от латинского fortis и французского fort, что значит сильный и крепкий, а фортификация – это укрепление и создание оборонительных сооружений.

Петр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней – фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и  Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону  Кронштадтской крепости.

Так, начиная с 1704 года до начала 20 века для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей - форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе. Эти возвышающиеся среди водной глади крепости-острова вызывают особый интерес у туристов.

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта - Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный - Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный - Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 - 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д'Экс находится аналог крепости Александр I - форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

 

Береговые форты Кронштадта

  • Форт Константин, расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников - английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    [Форт Константин на карте]

  • Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    [Форт Цитадель (Петр I) на карте]

  • Форт Риф, построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    [Форт Риф на карте]

  • Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

    [Форт Шанец на карте]

 

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними. Сооружение фортов с названием А и В было начато а 1896-1897 годах и было  завершено в 1913 году. Кроме того, были построены 27 км сплошных свайно-ряжевых преград, идущих зигзагообразно поперек фарватера, увидеть которые заранее вражеские корабли не могли.

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

[Форт Обручев на карте]

[Форт Тотлебен на карте]

[1-й Северный форт на карте]

[2-й Северный форт на карте]

[3-й Северный форт на карте]

[4-й Северный форт на карте]

[5-й Северный форт на карте]

[6-й Северный форт на карте]

[7-й Северный форт на карте]

 

Форты Кронштадта - участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса. Непоправимый ущерб был нанесен укреплениям Константин, Северная батарея №3 и 7 при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

 

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри  присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

 

Экскурсии на форты Кронштадта

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными. Катера на экскурсии отправляются от форта Константин на острове Котлин, а в высокий сезон, когда желающих увидеть крепости-острова очень много, лучше покупать билет на экскурсию в Петербурге.

 

Интересные факты

  • В мае 1854 году между фортами Павел I  и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены

 

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско  
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

 

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.



Морской собор

номер на карте

3

www.spb-guide.ru
/page_20501.htm


Морской собор в Кронштадте – это одна из главных достопримечательностей города. Грандиозная постройка является уникальным памятником героизму и отваге русских моряков. В храме находятся мемориальные доски с именами тех, кто отдал свою жизнь, защищая Отечество на море.

История Морского собора в Кронштадте трагична – величественный храм строился 10 лет и был освящен в 1913 году. Но уже через 15 лет был разорен, закрыт и более 70 лет его помещения использовались под самые различные нужды. Лишь в 2013 году главный и самый крупный Морской храм в России вновь был отрыт для прихожан.

Морской собор в Кронштадте - режим работы

  • Храм открыт ежедневно с 9:30 до 18:00
  • Богослужения проходят в 10:00 и в 18:00.

Морской собор в Кронштадте - стоимость билетов

Вход свободный, является действующим храмом.

Адрес

Собор расположен в самом сердце города – на Якорной площади:

  • Адрес храма – Кронштадт, Якорная площадь, дом №1.

Морской собор в Кронштадте – описание

С первого взгляда Морской собор напоминает знаменитый храм Святой Софии в Константинополе. Вместе с тем, храм в Кронштадте имеет иные пропорции и освящен он в честь Николая Угодника, защитника и покровителя всех мореплавателей. Эта морская направленность видна уже при подходе к храму – крест на куполе вписан в штурвал, а края куполов украшает переплетение якорей и канатов. Высота сооружения составляет 70,5 метров и это самая высокая постройка в городе. Центральная часть храма вмещает 3000 прихожан.

Светлые стены и золотые купола придают храму легкость, воздушность и нарядность. Внутреннее пространство поражает своей высотой, простором и богатством убранства. Пол выполнен из разноцветного мрамора, изображающего птиц, рыб и морских обитателей, а также различные орнаменты.

В галерее верхнего зала и в нижнем зале размещены черные мраморные доски с 12 000 фамилий моряков, погибших на службе с 1796 по 1917 годы. Мраморные белые доски размещены и в алтаре, на них выбиты фамилии 14-и священнослужителей, погибших при исполнении своих обязанностей.

Мемориальные доски, находящиеся в храме в настоящее время, - это копии, изготовленные при воссоздании памятника архитектуры. Фамилии были восстановлены благодаря сохранившимся архивным записям. Оригиналы досок в советское время были использованы на «хозяйственные» нужды и полностью утрачены.

Список погибших моряков завершается 1917 годом. Во время революции судьбы моряков никого не интересовали. Вместе с тем, известно, что во время Великой Отечественной войны погибло более 40 000 только офицеров, не считая рядовых моряков.

Конечно, для такого огромного перечня фамилий места на стенах храма не хватило бы. Хочется надеяться, что в будущем летопись будет продолжена с помощью компьютерных технологий.

Плафон (купольный потолок) диаметром 27 метров расположен на высоте 52 метров, он украшен росписью и выглядит просто гигантским. Морской собор в Кронштадте – один из немногих храмов России, где оконные проемы заполнены великолепными витражами.

Церковное убранство сочетает в себе морские элементы и православную символику. Так, царские ворота украшает Андреевский флаг, а одну из дверей – якоря и буквы «альфа» и «омега», символизирующие начало и конец земной жизни.

Также здесь можно увидеть макет Никольского собора и небольшую экспозицию, посвященную святому отцу чудотворцу Иоанну Кронштадтскому.

В Кронштадте жили и учились такие выдающиеся личности, ставшие адмиралами, как Федор Ушаков и Григорий Спиридов, Дмитрий Сенявин и Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев и Степан Макаров, Юрий Лисянский и другие. Памятники флотоводцам Ушакову и Макарову установлены рядом с храмом.

Морской собор в Кронштадте - из истории

Первая деревянная церковь для моряков была построена по приказу Петра Первого в 1728-1731 годах. Это был храм Богоявления, простоявший более 100 лет и разобранный из-за ветхости. Затем его заменила другая, также деревянная церковь.

В 1896 году командир Кронштадтского порта и военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков обратился с прошением к Николаю II с предложением построить храм в память о моряках, погибших на службе и всех, кто своей деятельностью прославил флот. Начался сбор средств на возведение постройки. Николай Казнаков, инициатор строительства, планировал возведение величественного сооружения, соответствующего значению города Кронштадта - колыбели Российского флота.

После проведения нескольких конкурсов был выбран эскиз, выполненный гражданским инженером Василием Косяковым, работа которого была одобрена его Высочеством.

Местом строительства была определена площадь, занятая складом с якорями от старых кораблей. Храм решили разместить таким образом, чтобы рядом с ним оставалось место для проведения парадов и устройства парка. Ориентиром для всех судов, возвращающихся к родным берегам, должен был стать купол храма, видный за несколько километров от города.

Морской собор в Кронштадте возводился с 1903 по 1913 годы на народные деньги и средства Морского ведомства. Над оформлением постройки работали лучшие мастера того времени. Храм был освящен в июне 1913 года в честь Святого Николая, покровителя всех путешественников и мореплавателей.

Никольский собор в Кронштадте был закрыт в 1929 году, с него сняли кресты и колокола, а над главным входом вместо образа Спасителя, повесили портрет Максима Горького. В помещении расположился кинотеатр, который в народе стали называть «Максимкой».

Во время Великой Отечественной войны в подвале здания хранились «звездные» часы с сложнейшим механизмом, доставленные из Пулковской Астрономической обсерватории. На вершине купола был устроен наблюдательный пункт.

После войны в храме разместился клуб, причем сцена была устроена на месте алтаря. Восстановление здания началось в 2002 году и 28 июня 2013 года (к 100-летию его освящения) храм вновь открыл свои двери для прихожан.

Морской собор в Кронштадте является духовным центром всех моряков, каждый из которых может назвать его своим храмом.



Памятник адмиралу Макарову

номер на карте

4

www.spb-guide.ru
/page_20502.htm


Напротив величественного Морского собора на Якорной площади Кронштадта установлен замечательный памятник адмиралу Макарову, вся недолгая жизнь которого была посвящена русскому флоту. Степан Макаров был не только выдающимся флотоводцем, но также изобретателем и кораблестроителем, исследователем русского Севера и океанографом.

Идея установить памятник адмиралу Макарову в Кронштадте возникла сразу после его гибели 31 марта 1904 года. В этот день эскадренный броненосец «Петропавловск» подорвался на минах недалеко от Порт-Артура. На судне находилось 630 человек, 80 человек спаслись, среди них был великий князь Кирилл Владимирович – внук Александра II.

Монумент был открыт в Кронштадте в 1913 году одновременно с Морским собором, автор памятника – Леонид Владимирович Шервуд.

Из-за недостатка денег вместо постамента был использован огромный камень, затонувший в начале XIX века при его перевозке из Финляндии в Петербург. Из этой глыбы планировали создать памятник Павлу I у Казанского Собора.

Когда водолазы доставали камень, он треснул, образуя наклонную поверхность, которую и использовал скульптор вместо первоначально задуманного мостика корабля. У ног адмирала Макарова Леонид Шервуд создал волну в виде японского дракона, увлекающего командира вниз – в пучину моря.

На постаменте изображены три важных момента в жизни флотоводца:

  • Плавание первого в мире арктического ледокола «Ермак», спроектированного и построенного под руководством ученого и кораблестроителя. Над ледоколом изображен белый медведь, по традиции, надо загадать желание и потереть нос животного
  • 14 января 1878 года, Батумский рейд Русско-турецкой войны, Степан Макаров (тогда еще лейтенант) впервые успешно применил торпедное оружие, атаковав турецкий пароход «Интибах»
  • Трагический момент гибели броненосца «Петропавловск» в 1904 году.

На пьедестале с лицевой стороны монумента выбит девиз флотоводца - «Помни войну». Этому короткому, но емкому лозунгу он следовал всю свою жизнь: он был начертан у него в кабинете и даже на запонках, как утверждают, были выгравированы эти слова.

Памятник адмиралу Макарову в Кронштадте отличается особой выразительностью, композиция выглядит яркой и динамичной. Монументы великому исследователю, ученому и флотоводцу установлены в нескольких городах, в том числе во Владивостоке и на родине адмирала – в Херсонской области, в городе Николаеве.



Макаровский мост

номер на карте

5

www.spb-guide.ru
/page_20503.htm


Большинство достопримечательностей Кронштадта расположено в центре города. Прогуливаясь по Якорной площади, обратите внимание на Макаровский мост с ажурной боковой конструкцией. Это сооружение названо по имени кораблестроителя, исследователя и адмирала Степана Макарова, памятник которому установлен напротив Морского собора. В советское время мост носил имя «Красный», но в народе его всегда называли Макаровским мостом.

Строение возведено в 1913 году, когда в Кронштадте завершалось сооружение Никольского собора. По легенде, император Николай II, прибывший на церемонию освящения храма, побоялся первым пройтись по мосту, который выглядел легким и воздушным. Тогда один из офицеров проверил его прочность, перейдя на Якорную площадь. За смелость император поощрил его наградой.

Строение было сооружено всего за три месяца по корабельной технологии. Это была металлическая клепочная конструкция на гранитном основании с деревянным настилом. Вместе с тем, ажурные боковые ограждения делали его похожим на уменьшенную копию мостов Гон-Конга.

Первое время велосипедистам и военным Кронштадта, идущим строем в ногу, было запрещено заходить на мост. В 1970-х годах переправа была реконструирована и деревянный настил заменили на металлические листы, покрытые асфальтом.

Петровский овраг, проходящий под Макаровским мостом, – одно из старейших сооружений Кронштадта.

В конце XVIII века по идее, предложенной еще Петром Первым, был построен док, где проводился ремонт кораблей Кронштадта. Тогда же был сооружен водоотвод (Петровский овраг), по которому из дока, вода самотеком спускалась в доковый бассейн и затем откачивалась в Финский залив.

В марте 1917 гола в Кронштадте начался матросский бунт, во время которого на Якорной площади разъяренные банды матросов и солдат зверски расправлялись с офицерами, не поддерживающими Временное правительство. Тела убитых не хоронили, а бросали в Петровский овраг, в тоже время Макаровский мост служил «смотровой площадкой» этих жутких преступлений. Один из эпизодов фильма Андрея Кравчука «Адмирал» снимался в Кронштадте и повествует о тех страшных событиях.



Петровский док

номер на карте

6

www.spb-guide.ru
/page_20504.htm


Петровский док – это одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще при Петре Первом. В доке одновременно мог выполняться ремонт десяти больших кораблей.

В начале XVIII века Кронштадт становится главной Российской морской базой на Балтике. Кроме того, в город приходило большое число английских и голландских кораблей. Поэтому для ремонта судов Петр Первый решил построить док.

По замыслу императора, из Финского залива по каналу корабли, требующие ремонта, проходят в док, затем шлюзы закрываются и вода самотеком спускается в бассейн, вырытый ниже по уровню. Из бассейна с помощью ветряных мельниц и конных машин вода откачивается в море. Главная идея Петра Первого состояла в том, чтобы шлюз осушался быстро, а не за 1-2 месяца, как это было в Европе.

Строительство началось в 1719 году, работы планировалось завершить за три года. На стройку в Кронштадт было привлечено более 3000 человек, в основном, это были солдаты. Из-за нехватки материалов, необходимости переносить постройки и огороды строительство затягивалось. К 1722 году, в основном, канал в Кронштадте был проложен и начались работы по укреплению его стен.

Однако, Петр Первый так и не увидел свое детище (император умер 8 февраля 1725 года). Торжественное открытие сооружения состоялось 30 июля 1752 года при младшей дочери Петра – Елизавете Петровне, которая участвовала в торжестве и лично запустила шлюзовые механизмы.

Для XVIII века это было грандиозное сооружение - Петровский док в Кронштадте имел длину 2,24 километра. В 1774 году из Шотландии была привезена паровая машина, с помощью которой вода из бассейна откачивалась всего за 9 дней! Это чудо техники прослужило 75 лет.

Сейчас Петровский док является историческим памятником и Вы можете увидеть большинство его сооружений, которые хотя и выглядят внушительно, но все они находятся в запущенном состоянии. Часть этого уникального гидротехнического сооружения служила до 2008 года! Среди достопримечательностей Кронштадта эта сохранившаяся постройка является одной из самых интересных.



Кронштадтский футшток и здание мареографа

номер на карте

7

www.spb-guide.ru
/page_20505.htm


Если Вы задали вопрос «Что посмотреть в Кронштадте», не забудьте про футшток – неприметное с виду и, вместе с тем уникальное сооружение на устое Синего моста.

Для непосвященных необходимо сразу пояснить, что футшток – это планка-линейка с нанесенными на нее делениями для измерения уровня водной поверхности. Футшток в Кронштадте – один из старейших в мире, а его показания необходимы не только для определения уровня воды в Финском заливе. От его нулевой отметки вычисляются глубины рек, морей, озер и высоты на всей территории бывшего СССР.

С начала своего основания Санкт-Петербург страдал от наводнений, самое разрушительное из которых произошло в ноябре 1824 года, и футшток для города был очень необходим. Ученый гидрограф Михаил Рейнеке в течение многих лет исследовал изменения уровня Балтийского моря и определил среднее его значение. По его инициативе в 1840 году непосредственно на каменный устой Синего моста в Кронштадте нанесли отметку этого значения. В 1889 году была установлена металлическая планка с риской, указывающей на эту величину.

От нуля Кронштадского футштока измеряют глубины и высоты, затем эти значения указывают на картах, которые используют моряки, летчики и космонавты.

В 1898 году в небольшом деревянном павильоне был установлен мареограф - самопишущий футшток, то есть прибор, автоматически отмечающий колебания уровня моря.

Позже прибор перенесли в небольшое здание, построенное в стиле Петровской эпохи. Павильон, который можно видеть сейчас рядом с Синим мостом Кронштадта, возведен в Советское время. Здесь находится колодец глубиной в семь метров, соединенный с Финским заливом. Мареограф состоит из двух главных частей: поплавка на поверхности колодца и пишущего механизма.

Несмотря на то, что мареограф работает в автоматическом режиме, по традиции, 4 раза в день сотрудник метеорологической службы Кронштадта также фиксирует эти показания.

Многочисленные исследования ученых подтвердили точность измерений Рейнеке, определившего средний уровень Балтийского моря. Кронштадтский футшток имеет огромное значение для нашей страны – именно по нему измеряются глубины Балтийского моря и абсолютные высоты по всей России.



Памятник колюшке

номер на карте

8

www.spb-guide.ru
/page_20506.htm


Рядом с Синим мостом расположено несколько достопримечательностей Кронштадта и одна из них появилась совсем недавно. Напротив Кронштадского футштока на стене Обводного канала Вы увидите необычный памятник колюшке, спасшей от голодной смерти тысячи ленинградцев во время блокады.

В России есть несколько памятников рыбам: в Астрахани – вобле, в Адлере – гамбузии, в Белогорске – ротану, но памятник колюшке в Кронштадте – единственный в мире.

В блокадном Ленинграде, когда запасы еды закончились, а почти вся рыба была выловлена, жители выходили на лов этой маленькой рыбки с сачками.

Колюшка – это рыба небольших размеров с колючками на спине, из-за которых она и получила свое название. Длина речных особей составляет от 3,5 до 7,5 г, а масса – около 2,5 г. Никогда она не считалась ценной и съедобной рыбой (ее редко предлагали даже кошкам). Вместе с тем, 22% массы колюшки составляет жир, богатый каротином и витамином Е, но из-за малых размеров ее нельзя поймать сетью (она выскальзывает в воду,) и поэтому для промышленного промысла с ней много хлопот,

Колюшка является хищником и рацион ее самый разнообразный – она питается личинками и червями, икрой и мальками, в ход могут пойти даже собственные икра и мальки. Иногда колюшку путают с корюшкой, которая значительно больше по размеру – 20-35 см и имеет огуречный запах.

В блокадные годы весной, как только сходил лед, ленинградцы с сачками, майками и рубашками выходили на лов рыбы. Хозяйки вынимали из колюшки желчный пузырь и весь улов пропускали через мясорубку. Котлеты, жаренные в жире этих рыб (он красного цвета), считались деликатесом, готовили также уху на костной рыбной муке.

Памятник колюшке установлен в Кронштадте в 2005 году. Небольшая конструкция выполнена в виде волны, поднимающей трех рыбок. Каждый год 27 января, в День снятия блокады, жители Кронштадта приносят сюда цветы и благодарят рыбку за то, что она помогла выжить ленинградцам. Напротив Вы увидите табличку со стихами, посвященными этой уважаемой маленькой рыбешке. Рыбаки также почитают это место, поскольку существует поверье - если наведаться к колюшке, сезон рыбалки будет удачным.



Маяк в Кронштадте (Задний створный знак Кронштадтского рейда)

номер на карте

9

www.spb-guide.ru
/page_20507.htm


Маяк - одна из интересных достопримечательностей Кронштадта, которую непременно надо посетить. До нее можно дойти по пирсу, идущему вдоль Купеческой гавани. Большинство туристов считает, что эта светлое, романтичного вида сооружение является маяком, на самом деле, во всех навигационных картах оно числится как Задний створный знак Кронштадтского рейда.

Створные знаки - это навигационные знаки, которые помогают капитанам определять правильный курс. Их устанавливают в прямых участках судового хода. Створных знаков всегда два, один ближе и ниже, другой - дальше и чуть выше. Каждый створный знак представляет собой щит белого цвета с вертикальной полосой.   Если с капитанского мостика один знак видится над другим, а еще лучше - вертикальные линии совпадают - значит судно находится в фарватере. Ночью ближний створный знак горит постоянным светом, а дальний - мигает.

Данный створный знак имеет высоту 41 метр и виден за 30 километров от Кронштадта. Строение было возведено в 1898 году, перестроено в 1914 году.

Маяк в Кронштадте - Задний створный знак Кронштадтского рейда является действующим, хотя и резервным. Здесь, на прогулочном пирсе часто фотографируются туристы и любят проводить фотосессию молодожены.



Итальянский дворец

номер на карте

10

www.spb-guide.ru
/page_20508.htm


На Макаровской улице расположена одна из главных достопримечательностей Кронштадта - Итальянский дворец. Это величественное здание возведено для Александра Меншикова, сподвижника Петра Первого, первого губернатора города.

Александр Меншиков имел три дворца - в Кронштадте, Ораниенбауме и Петербурге, но самым роскошным из них была его официальная резиденция - Итальянский дворец.

Здание является одним из старейших в Кронштадте – его строительство началось в 1717 году, главным архитектором был немецкий зодчий Иоганн Браунштейн. По одной из версий, свое название Итальянский дворец получил по той причине, что среди его создателей было много итальянцев, в том числе зодчий Джованни Фонтана. Также есть мнение, что сам стиль постройки определил ее название.

Итальянский дворец в Кронштадте представлял собой трехэтажное здание, украшенное пилястрами, барельефами и вазами, а крышу венчали балюстрада и скульптура. Убранство дворца было выполнено в стиле петровского барокко. Перед зданием построили пруд с десятком фонтанов.

В 1727 году в результате удачной придворной интриги без всякого суда Меншиков попал под арест, а затем был сослан в Сибирь. Все его имущество, в том числе и дворец в Кронштадте перешло в казну. С тех пор хозяева здания менялись много раз и в нем располагались самые разные организации – главным образом, военно-морские учебные заведения.

За свою историю Итальянский дворец неоднократно перестраивался, был надстроен четвертый этаж, который стали называть «штурманской башней». Самые большие изменения были проведены в середине XIX века, после которых стиль петровского барокко был полностью утрачен.

Здание сильно пострадало во время пожара в 1926 году. В результате восстановительных работ Итальянский дворец в Кронштадте приобрел облик, близкий к современному. В настоящее время в нем располагается Военно-морской инженерный институт.



Памятник Петру I и Петровский парк

номер на карте

11

www.spb-guide.ru
/page_20509.htm


В самом сердце Кронштадта есть место, пронизанное тишиной и спокойствием, это Петровский парк, который иногда называют местом встречи романтиков. В центре его, по велению Николая I, установлен памятник основателю города Петру I.

Петровский парк в Кронштадте

Раньше на месте Петровского парка находился плац, где проходили парады и строевые учения солдат и матросов Кронштадта. После установки монумента площадь с трех сторон засадили деревьями. Создание парка началось лишь в середине XIX века по проекту губернатора Кронштадта Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, строительными работами руководил инженер-подполковник Николай Иванович Валуев.

Ф.Ф. Беллинсгаузен на свои деньги закупил саженцы и нанял рабочих. Вскоре на месте Арсенальной площади появился сад, что также не устроило губернатора. По его инициативе вскоре был разбит парк в голландской манере, в центре которого по замыслу Беллинсгаузена открыли памятник Петру I.

К 200-летию основателя Кронштадта 30 мая 1872 года на набережной Петровского парка было установлено орудие Петровского времени, из которого производился полуденный выстрел. В настоящее время залп выполняется только в особо торжественных случаях.

Памятник Петру I в Кронштадте

Памятник Петру I в центре Петровского парка стал третьим монументом в России в честь императора.

В 1782 году был установлен «Медный всадник» на Сенатской площади (скульптор – Этьен Фальконе), а в 1800 году появилась скульптура у Михайловского замка в Петербурге (автор - Карло Растрелли).

Но если первые две композиции были конные, то монумент в Кронштадте изображает Петра I во весь рост - величественным и гордым. Общая высота композиции составляет 8, 66 метров, из них фигура императора – 4,57 метра.

Монумент в Кронштадте был отлит в бронзе русским зодчим Петром Клодтом по модели французского скульптора Теодора Наполеона Жака. Открытие памятника состоялось 27 июня 1841 года, в день празднования 132-й годовщины Полтавской битвы.

Скульптура установлена на высоком постаменте, император, выигравший Полтавскую битву, изображен со шпагой, упирающейся на поверженный шведский флаг. Монумент окружен оградой, состоящей из орудий, вкопанных в землю и якорной цепи.

В 1961 году вандалы похитили шпагу памятника Петра I и ее пришлось заново отлить.  По своему виду она уже не соответствует шпагам петровского времени.

Рядом расположена еще одна достопримечательность КронштадтаЗимняя пристань, названная Петровской после того, как в центре парка был установлен памятник Петру I.



Петровская пристань (Зимняя пристань)

номер на карте

12

www.spb-guide.ru
/page_20510.htm


Пройдя через Петровский парк, мы выйдем к Петровской, или Зимней пристани Кронштадта. Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города.

Пристань называют Зимней, поскольку корабли здесь стоят круглый год (в зимнее время лед взрывается ледоколами).

История этого строения началась еще при Петре Первом. Основав город на острове Котлин - Кронштадт, царь приступил к строительству гаваней. Первая из них Котлинская была возведена в 1714 году. На ее строительстве работали солдаты, пленные шведы и крестьяне из многих губерний России. Для защиты гавани почти перпендикулярно берегу был возведен мол-пристань.

Первоначально стенки гавани были деревянными. В 1836 году сооружается пристань, обшитая досками. Сюда водным путем добирались высокопоставленные особы из Санкт-Петербурга. Так, в 1913 году к Петровской пристани прибыл Николай II, чтобы открыть возведенный в Кронштадте Морской собор.

Во второй половине XIX века сооружение было перестроено в камне. Современный вид Петровская пристань приобрела в 1882 году.

Сейчас здесь можно увидеть старинную пушку середины XIX века, установленную на месте орудия, производившего полуденный выстрел. По этому сигналу с 1872 года до революции проверяли точное время, также выстрел предупреждал об угрозе наводнения.  Здесь же Вы увидите две чугунные вазы, установленные в 1875 году во время перестройки причала.

Среди достопримечательностей Кронштадта, расположенных на Петровской пристани, особого внимания заслуживают якоря катеров, участвовавших в Петергофском десанте 1941 года.

Напомним, что десант, сформированный в Кронштадте, был высажен в Петергофе 5 октября 1941 года. В его задачу входило – закрепиться в районе Нижнего Ново-Петергофского парка, занятом фашистами, а затем во взаимодействии с другими частями окружить и уничтожить группировку противника. Почти все участники десанта к 7 октября 1941 года погибли.

Петровская пристань (Зимняя пристань) славится тем, что от нее уходили в походы многие прославленные русские корабли и отсюда начинались многие кругосветные путешествия.



Обводный канал

www.spb-guide.ru
/page_20511.htm


Обводный канал - это одно из самых живописных мест острова Котлин, его часто называют жемчужиной Кронштадта. Прогулки вдоль берегов протоки популярны у туристов - здесь расположены многие достопримечательности Кронштадта, среди которых Екатерининский парк и памятник его создателю Фадею Беллинсгаузену, Итальянский дворец и Дерево желаний, Кронштадтский футшток и памятник колюшке.

В 1783 году Адмиралтейство в Санкт-Петербурге очень сильно пострадало от пожара и Екатерина II приказала перевести его в Кронштадт. Обводной канал был прорыт в центре города по периметру будущего Адмиралтейства для защиты строений от внешних проникновений и обеспечения противопожарной безопасности. Строительство велось с 1797 по 1844 год по проекту архитектора Саввы Чевакинского.

К Обводному каналу примыкает Петровский овраг, по которому на время ремонта судов спускалась вода из Петровского дока.

Адмиралтейство в Кронштадт из Санкт-Петербурга так и не перенесли, а Обводной канал, спустя более 200 лет все также прекрасен. Строение облицовано гранитом, его набережные живописны, а чугунная решетка, обрамляющая сооружение, украшает центр города.

Вместе с тем, многие строения, расположенные по берегам, имеют обветшавший вид. Кроме того, в течение 20 лет протока не чистилась, в результате была сильно загрязнена и обмелела (отложения от активной деятельности человека составляли от 0,4 до 1,15 м). Если раньше в Обводном канале топились девушки, покинутые женихами, то до последнего времени в отдельных его частях воды было очень мало. Рассказывают, что мужчина, решивший припугнуть кого-то, прыгнул с моста, но оказался по колено в воде и акция устрашения сорвалась!

В 2015 году проведена очистка водотока, со дна подняты затопленные фрагменты металлических и железобетонных конструкций, также от бытового мусора очищена береговая полоса.



Схема Обводного канала в Кронштадте

Для справки: Общая протяженность Обводного канала составляет более 3 км, средняя ширина – 18 метров, глубина – от 1,7 до 2,7 метров. По своей форме сооружение напоминает прямоугольник, западная часть которого идет от Итальянского пруда вдоль ул. Карла Маркса (745 м), северная сторона проходит вдоль ул. Советская (1174 м). Далее Обводный канал поворачивается к морю (длина восточной части – 1131 м) и впадает в Лесную гавань, расположенную рядом со знаменитой Средней гаванью. Через протоку перекинуто 4 моста – Синий и Советский, Парусный и Пеньковый. Первоначально мостов было пять - напротив Дома офицеров был возведен Офицерский мост, от которого сохранились лишь устои.



Провиантские склады (магазины) Адмиралтейства

номер на карте

13

www.spb-guide.ru
/page_20512.htm


На западном и северном берегу Обводного канала можно увидеть старые неоштукатуренные здания из красного кирпича. Это Провиантские склады (магазины) Адмиралтейства, построенные в 1787-1798 годах по проекту Михаила Ветошникова.

Всего здесь находится семь типовых двухэтажных зданий размером 85,34 на 17,07 м и высотой 9,24 м. В середине XIX века промежутки между зданиями были застроены. Обводной канал в Кронштадте использовался как транспортная артерия для доставки грузов на склады. До нашего времени над дверями строений сохранились краны для подъема грузов.

Провиантские склады были построены так, что внутри них всегда поддерживалась температура +6 градусов, помещения хорошо проветривались и продукты в них не портились.

Во время Великой Отечественной войны ни одна бомба не попала в Провиантские склады, хотя из 580 зданий Кронштадта 440 были разрушены.

Среди достопримечательностей Кронштадта Провиантские склады (магазины) Адмиралтейства отличаются тем, что эти строения имели чисто практическое значение. Однако, в окружении зелени и вместе с Обводным каналом они представляют собой впечатляющее зрелище.



Купеческая гавань

номер на карте

14

www.spb-guide.ru
/page_20513.htm


До сооружения Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие. Практически весь товарооборот Санкт-Петербурга в 60-80-е годы XIX века приходился на Кронштадт.

Кроме того, Купеческая гавань была местом зимовки торговых судов. Для того, чтобы зимние бури не повредили корабли, специальный кран снимал мачты, а весной они вновь устанавливались. На берегу можно увидеть памятник – сохранившийся подъемный кран XIX века.

Рыбные ряды

На берегу Купеческой гавани располагались рыбные ряды. Первоначально это были торговые лавки, в которых продавали рыбу, а в 1828 году для торговли было построено каменное здание желтого цвета с белыми колоннами в стиле классицизма.

В летнее время торговля шла с лодок, стоявших у берега в 5-6 рядов. Хозяйки перепрыгивали с лодки на лодку, выбирая товар по вкусу. В продаже был окунь, язь и хариус, лещ и щука, угорь и судак. Также предлагали корюшку, миногу и ряпушку, сига и лосося. До середины XIX века в Неве еще водились осетр и стерлядь. Рыба элитных сортов стоила 2 рубля, а остальная - 70 копеек.

Голландская кухня

Одна из достопримечательностей Кронштадта – здание Голландской кухни, расположенное между Итальянским прудом и Купеческой гаванью. Сейчас это каменное здание, а первоначально строение было деревянным и предназначалось для приготовления пищи для экипажей кораблей, стоявших в гаванях Кронштадта.

Готовить пищу на самих кораблях запрещалось в целях пожарной безопасности. Голландская кухня состояла из 4 отделений, где варили пищу для экипажей судов. Провизия и вода, дрова и котлы были судовыми, коки приносили их с собой. Каждое отделение имело печь, рассчитанную на два котла вместимостью 10 ведер каждый.

Русские коки, в основном, готовили пищу в местных трактирах. Это происходило по той причине, что в постные дни еда варилась на подсолнечном масле, от которого при нагревании исходил резкий запах. Коки иностранных судов бесцеремонно выливали еду в море и часто по этой причине возникли ссоры и драки.

За пользование кухней со всех судов, независимо от того, пользуются они кухней или нет, власти города взимали портовый сбор. Его размер зависел от вместимости судна. Эти сборы приносили существенный доход в бюджет Кронштадта.

В 1913 году Голландская кухня Кронштадта была приспособлена под здание первой в городе электростанции. В настоящее время строение передано ВМФ России и используется как склад.



Памятник котлу и герб Кронштадта

номер на карте

15

www.spb-guide.ru
/page_20514.htm


В центре Кронштадта Вы увидите необычный памятник котлу, установленный по инициативе историка Сергея Лебедева. Оригинальное сооружение появилось в Кронштадте в 1999 году в Безымянном переулке, ставшем с того времени пешеходной зоной. Кроме того, изображение котла можно заметить и на гербе города.

По преданию, в 1703 году при взятии крепости Ниеншанц на одном из островов Петр Первый заметил шведский отряд. При приближении русских шлюпок шведы бросились к своим лодкам и уплыли на север. Убегая, шведы в спешке оставили котелок, в котором варили уху. С тех пор остров, на котором был основан Кронштадт, стал называться Котлином (ранее это был остров Ретузари).

В 1730 году императрица Анна Иоанновна утвердила герб Кронштадта, в правой части которого изображены море, остров Котлин и котелок. В левой части герба можно увидеть маяк и крепостную стену.

Осматривая эту необычную достопримечательность Кронштадта, туристы кидают в горшок монетки и загадывают желание - чтобы в их домах царил покой и уют.

Вместе с тем, поклонники группы «Король и шут» считают, что памятник котлу в Кронштадте установлен в честь лидера основателя группы - советского и российского рок-музыканта Михаила Горшенева, известного под псевдонимом «Горшок».



Дерево желаний

номер на карте

16

www.spb-guide.ru
/page_20515.htm


Дерево желаний – это необычная достопримечательность Кронштадта, рядом с которой можно увидеть не только туристов, но и жителей города. Даже занятые люди, политики и бизнесмены, приходят сюда, чтобы загадать свое самое сокровенное желание.

Дерево высотой в 4 метра сделано местными кузнецами из чугуна, у него есть глаза и большое ухо, а также широкая улыбка. Все желающие кидают монетки в гнездо совы, а затем обходят дерево по часовой стрелке три раза. Для закрепления результата можно оседлать олененка и, конечно, потереть ему нос.

С деревом желаний разговаривают, ему кланяются, его просят, но самое главное, надо, чтобы о Вашей мечте никто из окружающих не услышал.

Дерево желаний расположено на ул. Карла Маркса, совсем недалеко от другой оригинальной достопримечательности Кронштадтапамятника котлу.



Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова

номер на карте

17

www.spb-guide.ru
/page_20516.htm


Недалеко от Морского собора Кронштадта (рядом с Советским мостом) Вы увидите 76-мм артиллерийскую установку К-81 – орудие, из которого вел обстрел старшина 1-ой статьи Иван Тамбасов.

Отважный моряк служил на линкоре «Октябрьская революция», защищавшем подступы к Ленинграду. Весной 1943 года фашистская артиллерия начала обстрел кораблей и один из снарядов разорвался на палубе корабля. Взрывная волна отбросила Ивана Тамбасова, он потерял сознание. Придя в себя, моряк увидел, что на палубе, рядом с установкой, находится несколько неразорвавшихся снарядов. Под палубой находился артиллерийский погреб и при взрыве снаряда корабль неизбежно бы погиб.

Иван Тамбасов голыми руками собирал раскаленные снаряды и выбрасывал их за борт. Остался лишь один снаряд, а до мерной стойки – всего 2 шага. Но в этот момент снаряд разорвался на груди моряка.

Так Иван Тамбасов спас судно ценой своей жизни. После войны корабль прослужил еще 10 лет, а затем его решили утилизировать.

Артиллерийскую установку сняли и установили недалеко от Якорной площади. Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова напоминает нам о подвиге героев-моряков Балтики, отдавших свои жизни при защите Ленинграда.



Памятник подводникам Балтики

номер на карте

18

www.spb-guide.ru
/page_20517.htm


Вся история острова Котлин связана с морем и, неудивительно, что здесь немало памятников на морскую тему. Одна из достопримечательностей Кронштадта - памятник подводникам Балтики, установленный 9 мая 2000 года, в 55-годовщину победы в Великой Отечественной войне, выполненный из ограждения рубки подводной лодки С-156.

Подводная лодка С-156 была создана в 1953 году на судостроительном заводе в Горьком, затем местом ее базирования стал Кронштадт. В 1972 году она поменяла название на «Комсомолец Казахстана».

После 37 лет службы в ВМФ в Кронштадте было принято решение утилизировать судно на металл. Это горькое событие для тех кто служил на подлодке и других военных моряков, которые помнили о легендарном корабле, поэтому было принято решение оставить рубку подводной лодки в виде памятника на площади Рошаля (пересечение улиц Восстания и Флотской).



Владимирский собор

номер на карте

19

www.spb-guide.ru
/page_20518.htm


Среди достопримечательностей Кронштадта важное место занимают соборы, которые часто называют жемчужинами города. В центре Кронштадта обратите внимание на белоснежный, словно воздушный храм с мозаичными иконами, луковичными куполами и колокольней. Это один из самых старых храмов города - Владимирский собор. Главной его святыней стала Владимирская икона Божией Матери, написанная в 1703 году. Перед ней многие годы молились защитники Кронштадта о победе русского оружия.

История Владимирского собора полна страшных испытаний: в 1931 году храм был закрыт, заброшен и разрушался, получил повреждения и во время войны. В 50-х годах его три раза взрывали, но храм уцелел. Так он продолжал стоять еще около 40 лет, полуразрушенный и никому не нужный.

В 1990 году Владимирский собор был возвращен епархии, а в последующие годы восстановлен. Словно птица Феникс воскрес он из мертвых и сейчас, как прежние времена, собирает прихожан на службы.

Для справки: Первая деревянная церковь на месте Владимирского собора была построена в начале XVIII века, затем здание несколько раз перестраивалось. Вскоре храм стал тесен для приходящих на службу и в связи с этим с 1875 по 1882 год по проекту архитектора Давида Гримма возводится новое более просторное каменное здание церкви. Строительством руководил академик архитектуры Христиан Грейфан.

Владимирский собор вмещает до 3000 прихожан, высота его колокольни – 50 метров. Роспись внутри храма выполнялась по эскизам художника Евгения Годуна. В 1931 году Владимирская икона Божией Матери, созданная специально для храма в Кронштадте, была изъята и до сих пор не найдена. Сейчас в храме работает воскресная школа, ежедневно проводятся церковные обряды.



Памятник Иоанну Кронштадтскому

номер на карте

20

www.spb-guide.ru
/page_20519.htm


Одна из достопримечательностей Кронштадта - памятник Иоанну Кронштадтскому и музей-квартира святого праведника. Скульптурная композиция создана в 2008 году, к 100-летию его кончины и находится в сквере рядом с домом, где он прожил 53 года. Это первый в России памятник священнослужителю.

Иоанн Кронштадтский был негласным Патриархом Русской церкви. Вокруг его имени было сложено немало легенд, многие его слова оказались пророческими.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский родился 31 октября 1829 года в бедной семье в одной из деревень Архангельской губернии. Мальчика крестили в тот же день, дав имя Иоанн в честь преподобного Иоанна Рыльского (в то день отмечался день памяти этого святого).

Отец Иоанна был дьяконом, часто брал ребенка в церковь и воспитывал в нем любовь к богослужению. Семья жила в нужде и всю свою жизнь Иоанн испытывал чувство глубокого сострадания к бедным людям.

Когда мальчик подрос, отец отвез его в Архангельское приходское училище. Несмотря на все житейские трудности, Иоанн закончил духовную семинарию, а затем и Духовную Академию Санкт-Петербурга.

Многие сны Иоанна были пророческими. Однажды он увидел во сне, будто служит в Андреевском соборе Кронштадта. Когда же по окончании Академии ему предложили жениться на дочери ключаря этого собора и служить в том же храме, он сразу согласился. В 1855 году Иоанн становится священником Андреевского собор и, посвящает всю свою жизнь служению богу.

Иоанн Кронштадтский вел аскетический образ жизни, а его брак с Елизаветой был, на самом деле, фиктивным - они жили, как брат с сестрой. Супруга была не готова к такому решению мужа, поскольку мечтала стать матерью, но вскоре ей пришлось смириться.

Каждый день священник бывал в семьях бедняков, помогал им материально, беседовал с пьющими и опустившимися людьми. Его слово лечило - после беседы с ним, казалось неисправимые люди постепенно превращались в благопристойных горожан.

Своими поступками Иоанн Кронштадтский творил чудеса, его молитвы исцеляли людей и вскоре слава о нем распространилась по всей России. Если раньше он сам находил в Кронштадте тех, кто нуждался в его помощи, то теперь тысячи паломников приезжали в город и просили его об исцелении. Люди, которых он излечил, благодарили его деньгами, которые он тут же тратил на благотворительность. Он помогал нищим, построил женский монастырь и храм в своем родном селе, а в Санкт-Петербурге был возведен женский монастырь на Карповке. В Кронштадте создается комплекс – Дом трудолюбия, состоящий из церкви и школы, мастерских и приюта. Здесь принимали больных и были впервые в России организованы детские ясли.

Во время своих уроков Иоанн Кронштадтский строил беседу так, что ученики верили каждому его слову и вскоре даже самые ленивые и неспособные гимназисты исправлялись и в будущем становились полезными обществу.

Вставал отец Иоанн в 3 часа ночи, а к 4 утра приходил в собор, где собирались тысячи паломников, надеясь получить его благословение. Сначала проводилась исповедь. Из-за большого числа желающих она была общей, то есть каждый, не стесняясь, говорил вслух о своих грехах.

Во время службы слова Иоанна Кронштадтского проникали в душу прихожан, они верили его открытому взору и искренним речам. Андреевский собор, вмещающий 5000 человек, всегда был полон.

После службы он направлялся в Петербург, чтобы помочь больным и нищим. Нередко на сон у него совсем не оставалось времени. Когда же отец Иоанн посещал города Поволжья – Саратов и Самару, Казань и Нижний Новгород, храмы не могли вместить всех желающих. А на службу в Харькове в июле 1890 года собралось более 60 000 человек и молебен пришлось перенести на Соборную площадь.

Отец Иоанн был хорошим проповедником, а свои мысли он изложил в книге «Жизнь во Христе» и в дневниках. Главной идеей всех его писаний является необходимость веры в Бога, борьбы со страстями и похотью. В своих дневниках он писал о собственных грехах, о которых обычный человек никогда не задумывается (например, вечером наставник выпил стакан простокваши, угождая чреву или не дал милостыню назойливым мальчишкам).

2 января 1908 года, будучи больным, Иоанн совершил утреннюю Литургию, а затем вернулся домой и вскоре умер. Похоронен праведник в церкви-усыпальнице построенного им монастыря на Карповке.

В июне 1990 года Иоанн Кронштадтский был канонизован. Ежегодно в день его кончины 2 января совершается памятное богослужение в честь святого.

Кроме Кронштадта, памятник Иоанну Кронштадтскому (точная его копия) установлен в Иркутске, а в 2015 году скульптура настоятеля появилась и в Москве.



Памятный камень в честь изобретения Поповым в 1895 году радио

номер на карте

21

www.spb-guide.ru
/page_20520.htm


История Кронштадта связана с жизнью многих замечательных людей и среди тех, кто прославил город – Александр Степанович Попов. Памятный камень в честь изобретения радио русским ученым установлен на Тулонской аллее, на берегу Финского залива в 1995 году, к 100-летию этого события.

Жители Кронштадта гордятся тем, что именно в их городе находилась лаборатория, в которой трудился Александр Попов и здесь он изобрел систему радиосвязи.

Профессор Александр Попов преподавал в Кронштадтском Минном офицерском классе. Весной 1895 года ученый и его ассистент Петр Николаевич Рыбкин проводили опыты по передаче радиосигнала в саду Минного класса, расстояние было небольшое - всего 30 сажен (64 метров).

7 мая 1895 года Александр Попов на заседании Русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт-Петербурге доложил о своем изобретении Также им была продемонстрирована передача радиосигналов, а 12 мая краткая информация об этом событии была опубликован в газете «Кронштадтский вестник».

В последующие годы Александр Попов совершенствовал приборы и добивался увеличения дальности приема радиосигналов. Ученый передавал на корабли Балтийского флота радиограммы, принимал сигналы от грозовых облаков. Через год дальность передачи радиосигналов составляла уже 250 км.

Памятный камень в честь изобретения Поповым в 1895 году радио – это одна из достопримечательностей Кронштадта, посвященная этому важному событию. В центре Кронштадта, на Макаровской улице, можно увидеть также памятник выдающемуся ученому, установленный в 1945 году, к 50-летию его изобретения.



Летний сад

номер на карте

22

www.spb-guide.ru
/page_20521.htm


Летний сад – это старейший сквер в Кронштадте, созданный еще при Петре Первом. В начале XVIII века он представлял собой «царский город», в котором находились дома царя и его ближайших помощников. Через Летний сад проходила первая улица Кронштадта (Петровская перспектива), теперь это центральная аллея сквера.

Парк опоясан высокой чугунной решеткой, которая не украшена позолотой, но, тем не менее, очень хороша собой.

Среди достопримечательностей Кронштадта немало памятников посвящено подвигам моряков. В Летнем саду Вы увидите несколько из них, созданных в разное время, посвященных разным событиям и разным людям:

  • Памятник в честь моряков клипера «Опричник», погибшим в 1861 году. При возвращении с Дальнего востока судно пропало в Индийском океане. На его борту находилось 95 членов экипажа и все они погибли, предположительно, во время тропического шторма
  • В Летнем саду установлен памятник мичману Александру Домашенко. В 1827 году, когда корабль «Азов» находился в Средиземном море и помогал местному населению в борьбе против турецкого ига, один из матросов сорвался с мачты и начал тонуть. 23-летний мичман Домашенко бросился ему на помощь, но не смог его спасти, оба моряка погибли. Монумент был построен по инициативе и на средства экипажа корабля «Азов», на котором служили также адмирал Михаил Петрович Лазарев и лейтенант Павел Степанович Нахимов. Памятник мичману Домашенко стал первым памятником Кронштадта, созданным на народные деньги.

Вместе с тем, не все задуманные памятники создаются. Так, в Летнем саду есть памятный знак в честь будущего памятника герою американской революции Полу Джонсу. Екатерина II во время русско-турецкой войны пригласила известного в свое время пирата на службу в русскую армию. Видимо, на волне вспыхнувшей любви к Америке в конце XX века и появилось желание установить к 300-летию Санкт-Петербурга памятник Полу Джонсу. Навряд ли на этом месте будет установлен монумент, поскольку еще есть более известные люди, память о которых необходимо увековечить.

С восточной стороны к скверу прилегает еще одна достопримечательность Кронштадта – здание бывшего Морского собрания, построенное в 1785-1786 годах, теперь это театр Балтийского флота.

Трудно поверить, что на территории парка когда-то росли абрикосы и ананасы, сливы и пальмы. Летний сад был создан на основе садов и оранжерей, прилегающих к домам «царского города» и стал первым общественным садом Кронштадта в 1806 году.