www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга

Путеводитель по Гатчине



Содержание

1

Гатчинский парк


2

Гатчинский дворец


Гатчинский дворец - из истории


3

Приоратский дворец


4

Памятник Павлу I


5

Озера и пруды в Гатчинском парке


6

Собственный сад


7

Многовековой дуб на Серебряном лугу


8

Терраса-пристань


9

Адмиралтейские ворота


10

Адмиралтейство


11

Водный лабиринт


12

Березовые ворота


13

Портал «Маска»


14

Березовый домик


15

Павильон Венеры на острове Любви


16

Чудо Поляна (часть парка Зверинец)


17

Горбатый мост в Гатчине


18

Амфитеатр


19

Колонна Орла


20

Павильон Орла


21

Чесменский обелиск


22

Памятник подводной лодке С.К. Джевецкого


23

Самолет «Фарман»


24

Памятник первому электрическому фонарю


25

Покровский собор




Гатчина на карте



Гатчинский парк

1

www.spb-guide.ru
/page_20145.htm


Гатчинский парк – это приятное место для прогулок, где воздух чист и прозрачен, где можно полюбоваться прекрасными пейзажами, а также прикоснуться к истории России и посмотреть интересные садово-парковые постройки. В отличие от других парков - Павловского и Екатерининского в Царском селе, вход в Гатчинский парк бесплатный, поэтому это любимое место для прогулок жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Удобнее всего добраться до Гатчины на электричке, доехав до станции Гатчина Балтийская. От ж/д станции идет широкая улица к Дворцу, за которым расположен оформленный в пейзажном стиле Английский сад.

Режим работы и стоимость билетов в Гатчинский парк в 2017 г.

Вход в парк свободный.

Английский сад

Это самая большая часть Дворцового парка, на территории которого находятся Белое и Серебряное озера, а также большая часть парковых сооружений. В отличие от регулярного сада здесь нет ровных газонов и прямых аллей, здесь радует сама природа - лес и лужайки, извилистые дорожки, ведущие к красивым павильонам, а также реки, озера и пруды с ажурными мостиками. Полюбоваться живописными пейзажами можно и с воды, взяв напрокат лодку.

Среди самых старых построек, созданных еще при графе Орлове в конце XVIII века, здесь можно увидеть:

  • Восьмигранный колодец – это родник, взятый в гранитную оправу
  • Подземный ход, ведущий от Часовой башни дворца к Серебряному озеру и грот под названием «Эхо». Если идти по подземному ходу, эхо повторяет сказанное слово четыре раза, поэтому грот был назван Эхом
  • Водный лабиринт – старинная забава в заливе Белого озера
  • Колонну Орла
  • Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении в июне 1770 года. Во главе с Алексеем Орловым, братом Григория Орлова, было выиграно одно из самых крупных сражений русского парусного флота.

Интересные строения расположены рядом с Березовыми воротами – это портал «Маска» и скрытый за ним оригинальный Березовый домик.

Жемчужиной Острова любви является павильон, посвященный богине любви Венере.

Регулярные сады в Дворцовом парке

Небольшая часть Дворцового парка выполнена регулярном стиле - это примыкающие к Дворцу Липовый сад, Верхний и Нижний Голландский сады, а также Собственный сад, восстановленный несколько лет назад (вход в него платный). Отличительной особенностью этих садов являются четкие линии аллей, ухоженные газоны, подстриженные кусты и ровные ряды деревьев.

  • Собственный сад небольшой по площади, здесь множество скульптур и устроены галереи, покрытые вьющимися растениями (берсо)
  • Нижний и Верхний Голландские сады созданы на насыпных террасах рядом с дворцом.

Регулярную планировку имеют также Нижние и Верхние Ботанические сады, расположенные недалеко от Адмиралтейства и Адмиралтейских ворот. Украшением этих садов являются два пруда – Восьмигранный в Верхнем саду и Круглый – в Нижнем.

Зверинец

К северу от Дворцового парка находится Зверинец. Эта зеленая зона больше напоминает лес. Правда, для любителей природы здесь есть интересное место - Чудо Поляна, найти ее можно, если идти по течению реки Теплой (Гатчинки). Здесь можно встретить редкие растения, занесенные в Красную Книгу, и улиток размером с кулак. Впрочем, довольно больших улиток после дождя можно увидеть на всей территории парка.

Гатчинский парк - из истории

В 1765 году Екатерина II подарила Гатчинскую мызу своему фавориту Григорию Орлову в благодарность за помощь в дворцовом перевороте в 1762 году, в результате которого она стала императрицей.

Напомним, что в 1762 году был организован бунт, император Петр III был низложен, а через неделю, при странных обстоятельствах, он неожиданно скончался, по официальной версии, от геморроидальных колик.

Гатчинский парк графа Орлова

Природа Гатчины издавна славилась своей красотой. Живописные берега озер и рек как нельзя лучше располагали к прогулкам, а леса вокруг них были отличным местом для охоты. В своем письме Жан Жаку Руссо Григорий Орлов писал, что воздух здесь здоров, а вода удивительна, местность приятна для прогулок и возбуждает к мечтательности.

Граф был страстным любителем охотничьих забав и светских развлечений, поэтому большую территорию рядом с домом он превратил в Зверинец - Охотничий заповедник, где были устроены загоны, в которых жили на свободе привезенные дикие козы, лани и олени, а также обитатели местных лесов – лоси и зайцы.

В 1766 году под руководством знаменитого архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца, а вокруг него разбивается парк в модном в то время пейзажном (английском) стиле. С 1771 года работы по его обустройству возглавляет английский мастер садового искусства Джон Буш, также ему помогают садовники, приглашенные из Петербурга, и тысячи крестьян из окрестных деревень.

Основой преобразований служили два озера – Белое и Серебряное, где проводятся работы по углублению дна, строятся каналы и запруды, создаются острова и островки. В Гатчину привозят тысячи деревьев самых разных пород из окрестностей Москвы и Нижнего Новгорода. Дикая природа преобразуется в прекрасный ландшафтный парк с живописными озерами и прудами.

После смерти графа Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила поместье у родственников графа и подарила его сыну Павлу Петровичу.

Гатчинский парк при Павле I

Основные постройки и оформление парка при Павле I проведены в 90-х годах XVIII века под руководством архитектора Винченцо Бренны. Вместе с ним работал талантливый садовый мастер Джеймс Гекет, оформивший придворцовую часть в регулярном стиле и выполнивший планировку района Сильвия.  В это же время создаются искусственные пруды необычной формы - Карпин и Прямоугольный, Восьмигранный и Круглый, Овальный и другие.

После смерти Павла I в 1801 году работы по обустройству парка велись не столь интенсивно, в основном, они были направлены на поддержание в хорошем состоянии имеющихся строений.

В 1917 году Гатчинский парк стал достоянием народа и открылся для посещения публики. В начале Великой Отечественной войны часть ценностей была эвакуирована, многие из них были спрятаны в земле.

Когда Гатчина была оккупирована немецкими захватчиками, на территории парка вырубались деревья, взрывались мосты, пострадало большинство сооружений. Работы по восстановлению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города.

Гатчинский парк прекрасен в любое время года, но самые живописные пейзажи можно увидеть в пору золотой осени. Вместе с тем, из-за недостатка финансирования многие зеленые зоны и парковые сооружения остаются в запущенном состоянии. В 2014 году началась масштабная реставрация парковой зоны, планируется, что к 250-летию основания дворца (в 2016 году) мы сможем увидеть часть ее в том виде, в каком она была в конце XVIII века.



Гатчинский дворец

2

www.spb-guide.ru
/page_20146.htm


Гатчинский дворец является своего рода уникальным сооружением, это единственный дворец в пригородах Санкт-Петербурга, построенный в виде старинного замка, кроме того он стал одним из первых зданий, выложенным дорогим пудостским камнем. Гатчинский дворец возводился 15 лет, а затем несколько раз перестраивался в зависимости от моды и вкусов своих хозяев.

В его создании и оформлении участвовали архитекторы Антонио Ринальди и Винченцо Бренна, Андрей Захаров и Андрей Воронихин, Роман Кузьмин и многие другие талантливые зодчие, декораторы и художники.

К настоящему времени дворец отреставрирован не полностью, а когда все его залы будут открыты для посетителей, по площади музейный комплекс в Гатчине превысит Русский музей.

Масштабы этого огромного дворцово-паркового комплекса можно представить, если подняться на Сигнальную башню, к которой ведет 191 ступенька. Отсюда Вы увидите Гатчину, как на ладони. Сигнальной эту башню назвали при Николае I, когда на ней был установлен оптический телеграф.

До Великой Отечественной войны это был один из крупнейших музеев Санкт-Петербурга, в нем насчитывалось более 54000 экспонатов. К сожалению, не все они были спасены во время оккупации города немецкими захватчиками, многие после войны попали в другие музеи, но все же главные ценности возвращены в Музейный комплекс Гатчины.

Восстановление интерьеров дворца выполнялось по фотографиям, сделанным во время описи в 1938 году, а также по сохранившимся акварелям знаменитых мастеров.

По фотографиям Вы можете сравнить отреставрированные залы с теми разрушенными помещениями, которые оставили оккупанты. На одной из стен немецкий солдат написал: «Сюда мы больше не вернемся, а если придет Иван, все будет пусто». Трудно даже представить, какой объем работ выполнили реставраторы и художники, скульпторы и декораторы, чтобы воссоздать уникальные интерьеры.

Убранство залов поражает своей роскошью, многие ценности, выполненные известными скульпторами, живописцами и мастерами прикладного искусства, были приобретены в XVIII веке в странах Европы и после войны заняли свое историческое место.

Обратите внимание на пол, покрытый наборным паркетом, в каждом зале он оригинален и отличается не только рисунком, но и сортами дерева, из которого выполнен. Потолки во всех залах украшены лепниной с причудливым орнаментом и изображением античных сцен. В центре многих из них помещены плафоны с искусно выполненными росписями.

Всего во дворце было четыре Тронных зала, но самым главным считался Верхний Тронный зал, выделяющийся обилием декоративной отделки и позолоты. Шикарные гобелены, украшающие стены, были подарены Людовиком XVI князю Павлу Петровичу и Марие Федоровне во время их путешествия по Европе в 1781 году. Глядя на сохранившийся рисунок и яркие краски, трудно поверить, что этим работам более 200 лет. Позолоченные подлокотники и ножки трона Павла I выполнены в виде голов и лап грифона.

Особенно восхитительны Белый и Картинный зал, а самой нарядной считается Малиновая гостиная, украшенная гобеленами на тему «История Дон Кихота». Главное украшение Мраморной столовой - это 16 колонн коринфского ордера, выполненные из каррарского мрамора.

В анфиладе парадных залов присутствует и Парадная опочивальня, в которой кровать императрицы Марии Федоровны отделена балюстрадой. Тем самым подчеркивается ее неприкосновенность. На этой кровати никто никогда не спал, просто это комната всегда необходима в череде парадных залов.

Оружейная и Чесменская галереи, несомненно, вызовут интерес у мужчин и мальчиков. В Оружейной галерее представлены экспонаты уникальной оружейной коллекции, насчитывающей более 1000 предметов. Торжественная Чесменская галерея, посвященная победе в Чесменском сражении, - одно из лучших творений Винченцо Бренны. Стены галереи украшены зеркалами, лепными орнаментами, а также тремя огромными полотнами Филиппа Гаккерта с изображением сцен сражения.

Еще в XVIII веке граф Григорий Орлов построил подземный ход от дворца к Серебряному озеру и гроту «Эхо». Увидеть это старинное сооружение можно во время экскурсии. Если, находясь в подземном ходе, Вы громко спросите «Кто здесь четыре года правил?», эхо Вам ответит: «Павееел». (Эхо повторяет последние слоги).

Режим работы Гатчинского дворца в 2017 г.

  • Летний период (с 15 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни - 7 июля и 2 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 14 июня)
    • Выходные дни - понедельник и первый вторник каждого месяца.
    • С 10:00 до 18:00, касса закрывается на час раньше.

Стоимость билетов в Большой дворец Гатчины в 2017 г.

  • взрослые - 350 руб.
  • школьники и студенты РФ - 200 руб.
  • лица старше 65 лет - 200 руб.

Дворец в Гатчине не похож на другие постройки в пригородах Санкт-Петербурга, здесь нет показушного блеска и огромного потока туристов. Вместе с тем, многие, кто побывал здесь, приезжают сюда вновь, чтобы увидеть воссозданные залы, вспомнить историю Российского государства и насладиться великолепными пейзажами.



Гатчинский дворец - из истории

www.spb-guide.ru
/page_20147.htm


В отличие от многих других дворцов, построенных для царских семей, Гатчинский дворец возведен для графа Григория Орлова. В 1765 году Екатерина II выкупила небольшое поместье в Гатчине у князей Куракиных и подарила его своему фавориту. Здесь, на холме рядом с Серебряным озером, 30 мая 1766 года был заложен дворец.

Гатчинский дворец графа Орлова

Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди. Поскольку Григорий Орлов предполагал использовать поместье, в первую очередь, для охоты, архитектор возводит строение в виде охотничьего замка. Главное здание было трехэтажным прямоугольным с двумя пятиугольными башенками по сторонам. Две полукруглые галереи соединяли его с прямоугольными корпусами - Кухонным и Конюшенным, позже переименованным в Арсенальный.

Выложенное неброским северным камнем сооружение выглядело достаточно скромно, но, по мнению большинства искусствоведов, Ринальди проявил в своей работе не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты этого материала.

Пудостский камень (разновидность травертина) обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от света и погоды. А его пористая структура (внешне он похож на пемзу) придает строению средневековый вид.

С обеих сторон здания установлены статуи, выполненные венецианскими скульпторами Морлайтером и Маркиори:

  • Со стороны парка - статуя Мира, изображающая женщину с оливковой ветвью и статуя Войны, или Силы, - женщина в шлеме, опирающаяся на колонну, у ее ног - лев
  • Со стороны плаца вход украшают статуя Благоразумия, или Мудрости - это скульптура женщины с двумя лицами, с зеркалом в руке и оленем у ног, а также статуя Бдительности, изображенная с цаплей, самой бдительной птицей.

Григорий Орлов был человеком богатым и поэтому внутреннее убранство Гатчинского дворца было роскошным. Залы украшали скульптуры и живописные полотна, дорогая мебель и оружие.

Гатчинский дворец при Павле I

Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго - через два года он умер.

Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.

Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком. Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке – Михайловском).

После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем ее сыну - императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.

Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.

Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.

В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII - XIX веков и реставраторами нашего времени.



Приоратский дворец

3

www.spb-guide.ru
/page_20148.htm


Приоратский дворец в Гатчине – это уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: его имя и материал из которого он создан, технология строительства и легенды с ним связанные. Приоратский дворец является единственным в России памятником архитектуры, построенным по глинобитной технологии.

При его сооружении спрессованный суглинок помещался в деревянную опалубку и заливался известковым раствором. Прочность такой технологии была испытана заранее, когда в Гатчинском саду был построен образец здания и дамы пытались проткнуть его зонтами, а офицеры – клинками. Хотя срок службы таких строений составляет 20 лет, вот уже более 200 лет это удивительное сооружение возвышается в уединенном месте вдали от других построек.

Одна из самых распространенных легенд рассказывает, что между кабинетом Павла I, расположенным в Часовой башне, и Приоратом существует подземный ход. В самом деле, во время реставрационных работ был обнаружен тоннель, и хотя один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, до сих пор не удалось выяснить назначение хода и куда он ведет.

Название дворца происходит от латинского слова «prior», что означает монастырь и, действительно, это здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена и раньше оно называлось Приоратским игуменством или просто Приоратом. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для великих особ оно никогда не использовалось.

В католицизме очень часто монахи объединялись в так называемый Монашеский орден, у которого был свой устав, утвержденный папой римским, и свой монастырь – аббатство.

Почему же недалеко от Гатчинского дворца появился этот приорат (небольшой монастырь)?

Известно, что с детства Павел I интересовался историей Мальтийского ордена Св. Иоанна, отношения с которым русское государство установило еще при Петре Первом. Кроме того, во время Русско-Турецкой войны офицеры Мальтийского ордена, среди которых был граф Юрий Литта, сражались на стороне России.

Великая Французская революция лишила Мальтийский Орден всего имущества, его поместья были конфискованы, а вся серебряная утварь переплавлена в слитки и стала собственностью народа.

Павел I был потрясен падением Мальтийского ордена и поэтому, когда граф Литта, обратился к нему с просьбой в покровительстве, император сразу согласился. К тому же он надеялся на распространение влияния Российского государства на восток, и при этом Мальта могла стать удобной военно-морской базой. В 1798 году Павел I приказал построить для Мальтийского ордена Игуменство (приорат). Позже император стад приором Ордена, поэтому возведенный в 1799 году замок принадлежал ему.

Приоратский дворец – описание

Место для строительства выбрал сам архитектор Николай Львов и оно оказалось очень удачным. Построенное здание было ассиметричным и поэтому с каждой стороны оно выглядело совершенно по-разному.

Если смотреть на него с берега озера, то кажется, будто замок находится на живописном острове. Разные части здания имеют черты, характерные для разных архитектурных строений. Так, здание кухни имеет сходство с русской избой, подпорная стена придает строению вид крепости, а с южной стороны замок похож на капеллу.

Форма всех частей, из которых состоит Приоратский дворец, очень простая, но именно их композиция придает зданию оригинальность. Издали видна граненая башня с пирамидальным шпилем, рядом с которой построены основной двухэтажный корпус и совсем небольшое пятигранное сооружение высотой всего в один этаж - капелла.

Стены строения гладкие, ничем не украшенные, а художественный эффект достигнут благодаря резкому контрасту между их белизной и красной черепицей.

Среди внутреннего убранства надо отметить оригинальные дощато-кессонные потолки, состоящие из прямоугольных розеток, в центре которых находится шар-репей. Такая конструкция позволяет перекрыть большие площади, уменьшить нагрузку на стены и создает прекрасную акустику. Также впервые здесь была устроена система печей, ставшая прообразом калориферного отопления.

Режим работы Приоратского дворца в 2017 г.

  • Летний период (с 15 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни - 7 июля и 2 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 14 июня)
    • Выходные дни - понедельник и первый вторник каждого месяца.
    • С 10:00 до 18:00, касса закрывается на час раньше.

Стоимость билетов в Приоратский дворец в 2017 г.

  • взрослые - 180 руб.
  • школьники и студенты РФ - 90 руб.
  • лица старше 65 лет - 90 руб.

Приоратский дворец является символом, своего рода визитной карточкой Гатчины. Скромное, но необычайно эффектное и загадочное здание вместе с раскинувшимся вокруг живописным парком дарят гостям великую радость и душевный покой.



Памятник Павлу I

4

www.spb-guide.ru
/page_20149.htm


Памятник Павлу I на площади перед Гатчинским дворцом является символом города. Монумент основателю Гатчины был установлен императором Николаем I в память об отце в 1851 году.

Еще более 50 лет назад до этого события, в 1796 году художник Степан Щукин написал парадный портрет императора, изображающий его в мундире, опирающимся на трость. Черная треуголка чуть сдвинута набок, а лицо полно благодушия и мечтательности. Именно по этой картине, сохранив сходство с портретом, скульптор монументалист и портретист, профессор Академии художеств, Иван Витали создал модель, по которой были отлиты две бронзовые скульптуры.

Один памятник установлен в Гатчине на плацу, император в гордой позе словно принимает парад своей гвардии. Однако, вряд ли лицо Павла I в момент проведения парадов или муштры было таким добрым и спокойным. Так создатель скульпторы передает нам внутреннее одиночество Павла, скрытое под маской суровости.

Второй памятник Павлу I расположен перед дворцом в Павловске, здесь взгляд императора направлен к Липовой аллее, он будто встречает своих гостей.



Озера и пруды в Гатчинском парке

5

www.spb-guide.ru
/page_20150.htm


В 1766 году одновременно со строительством дворца началось обустройство Гатчинского парка, четвертую часть которого занимают реки и озера, каналы и пруды. Основой всех преобразований стали Серебряное и Белое озера.

Для создания живописных пейзажей проводились работы по углублению дна водоемов, создавались каналы и искусственные острова.

Прибрежную часть озер оформили в виде ярусов, что позволило создать дополнительные точки, с которых открываются прекрасные виды на мостики и парковые сооружения. Также великолепные пейзажи можно увидеть и с водной глади во время путешествия по озеру на лодке.

Для веселых прогулок в заливе Белого озера были насыпаны четыре острова и устроен Водный лабиринт. В то время это была очень редкая забава, когда на лодке надо было проплыть по узким протокам между маленькими островами.

Серебряное озеро – это уникальный водоем Гатчины, на его дне залегает голубая глина, благодаря которой вода в нем хрустально-чистая и приобретает серебристо-изумрудный цвет. На Серебряном озере впервые изобретатель Степан Джевецкий продемонстрировал Александру III вторую модель построенной подводной лодки.

В другом парке Гатчины - Приоратском находятся также два озера - Черное, на берегу которого расположен Приоратский дворец, и Глухое, известное как Филькино за свой маленький размер.

В хорошую погоду озера и пруды в Гатчинском парке создают романтическую картину, располагающую к мечтам и лирике, а в дождь и туман водоемы выглядят сурово и словно излучают мистический свет. Но в любом случае они объединяют все окружающее в единый гармоничный пейзаж.



Собственный сад

6

www.spb-guide.ru
/page_20151.htm


Собственный сад - это один из самых привлекательных уголков дворцово-паркового ансамбля Гатчина, предназначенный для отдыха, трапезы и прогулок императорской семьи. Он был создан в конце XVIII века архитектором Винченцо Бренной, который оформил его в регулярном стиле.

Как и в любом регулярном парке, здесь все подчинено четкости, строгим прямым линиям - деревья и кусты подстрижены, а газоны ухожены. Главной ценностью сада является мраморная скульптура XVIII века.

В центре композиции находится газон, в середине которого установлена мраморная статуя богини весны и цветов Флоры, выполненная в стиле рококо итальянским ваятелем Фабио Медико.

От фигуры Флоры, как лучи звезды, расходятся аллеи, в начале которых установлены 10 мраморных скульптур высотой более двух с четвертью метров, выполненные из белого каррарского мрамора. Это бюсты шести вакханок и двух вакхантов разных возрастов, а также двух римских императоров. Эти 10 статуй были приобретены в Италии Павлом Петровичем и Марией Федоровной в 1781 году во время их свадебного путешествия.

В греческой мифологии вакханки и вакханты – спутники бога виноделия Диониса (Вакха), следовавшие за ним повсюду и прославившиеся разнузданной чувственностью и жаждой наслаждений. В то же время, образ вакханки во все времена вдохновлял художников и поэтов.

Из кабинета Павла I, находящегося в Часовой башне, в сад ведет гранитная лестница с сфинксами у ее основания.

Режим работы Собственного сада в 2017 г.

  • В летний период (ориентировочно с мая по октябрь) - с 11.00 до 19.00 ежедневно.
  • В зимний период павильоны и Собственный сад закрыты.
  • Павильоны и Собственный сад могут быть закрыты в дождливую погоду.

Стоимость билета в Собственный сад в 2017 г.

  • взрослые - 70 руб.
  • школьники и студенты РФ - 30 руб.
  • лица старше 65 лет - 30 руб.

Собственный сад в Гатчине, как и более двух веков назад радует своих гостей, здесь можно пройтись в тени галереи, послушать пение птиц и отдохнуть душою. Особенно здесь интересно в день открытия летнего сезона, когда звучит музыка, проходит праздничный концерт и конкурс детского рисунка.



Многовековой дуб на Серебряном лугу

7

www.spb-guide.ru
/page_20152.htm


Среди самых старых деревьев Гатчинского парка особенно выделяется одно из них - одиноко стоящий дуб на Серебряном лугу. Считается, что он был посажен при графе Григории Орлове - первом владельце усадьбы.

Однако, существует мнение, что дерево появилось немного позднее, в 1783 году, когда хозяином дворца и парка стал сын Екатерины II Павел Петрович и начались самые большие изменения в Придворцовом саду. В любом случае этому дубу более 230 лет.

Когда создавался пейзажный парк, с северной стороны дворца был устроен Серебряный луг, где было посажено несколько дубов. Одно из деревьев, выдержав все невзгоды XVIII-XX веков, сохранилось до наших дней.

В 70-е годы XX столетия в дерево ударила молния и расколола его на две части, но дуб продолжает жить и радовать гостей парка. Его высота более 20 метров, каждый год дерево дает крупные желуди.

Многовековой дуб на Серебряном лугу в Гатчине часто называют старцем, иногда солитером (солитер в переводе с латинского – одинокий), вместе с тем, справедливо то, что это высокое раскидистое дерево является олицетворением связи времен.



Терраса-пристань

8

www.spb-guide.ru
/page_20153.htm


Терраса-пристань – это одно из главных и самых больших сооружений парка Гатчины, его длина составляет более 50 метров. Строение расположено на напротив Гатчинского дворца на Длинном острове. Терраса-пристань возведена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1792-1795 годах и стала одной из самых выдающихся его работ.

Сооружение построено из парицкой плиты и облицовано пудостским камнем. Многотонная конструкция стоит на деревянных сваях и вертикально уходит вглубь озера. Площадку ограждала балюстрада, а в качестве украшений установили 18 ваз и мраморные статуи богинь искусства, олицетворяющих архитектуру и живопись, поэзию и скульптуру.

Со стороны острова на террасу ведет лестница в три ступеньки, по сторонам которой на тумбах расположились фигуры львов, выполненные из пудостского камня.

У строения имеется примечательная особенность, привлекающая художников, фотографов и туристов. Если смотреть на террасу с правого (восточного) берега Белого озера, кажется, что она является основанием Гатчинского дворца, хотя между этими постройками находится еще Серебряное озеро.

В годы войны балюстрада была разрушена, скульптуры и вазы также потеряны. В 70-х годах XX века остатки ваз, фигурные столбики балюстрады, а также статуи были найдены в озере. К настоящему времени Терраса-пристань не восстановлена, находится в аварийном состоянии и поэтому вход на Длинный остров для туристов закрыт.



Адмиралтейские ворота

9

www.spb-guide.ru
/page_20154.htm


Адмиралтейские ворота являются самыми большими воротами в Гатчинском парке, их высота составляет 13 метров при ширине 10 метров. Это был главный въезд в резиденцию Павла I, а свое название они получили по расположенному рядом зданию Адмиралтейства.

Строение завершается треугольным фронтоном, в центре которого располагался вензель «П» в дубовом венке, что указывало на принадлежность Гатчинского парка императору Павлу I.

Адмиралтейские ворота возведены в 1794-1796 годах архитектором Винченцо Бренной и по своей форме напоминают древнеримские триумфальные арки, возводившиеся в честь памятных событий. В этой постройке Винченцо Бренна реализовал свои воспоминания о родной Италии.

Грандиозная постройка выполнена из пудостского камня, использовавшегося при строительстве многих сооружений в Гатчине.

Пудостский камень - это известковый туф (легкая горная порода), по своей структуре похож на пемзу, а по химическому составу схож с травертином, из которого созданы многие памятники в Европе, в том числе Колизей и Собор Святого Петра в Риме.

Арка высотой в 8 метров завершается полукруглым сводом с замковым камнем. (Замковый камень в вершине арки распределяет нагрузку на опоры, делает сооружение более устойчивым и в тоже время является декоративным элементом).

С каждой стороны арки расположены восьмиметровые колонны, декорированные капителями коринфского ордера.

Решетка со строгим лаконичным рисунком изготовлена на заводе в Колпино, где находятся старейшие в России Ижорские заводы, созданные по указу Петра Первого в 1722 году. Ранее решетку украшала позолоченная царская корона, что говорило о статусе и важности главного въезда в резиденцию императора.

Адмиралтейские ворота в Гатчине почти не пострадали в годы войны, вместе с тем многие скульптурные украшения, а также вензель «П» и корона были утрачены.



Адмиралтейство

10

www.spb-guide.ru
/page_20155.htm


В начале 1790-х годов в пейзажной части Гатчинского парка было сооружено Адмиралтейство, или Голландия - просторное деревянное здание, предназначенное для хранения небольших парусных и гребных судов.

Строение представляло собой огромный деревянный сарай, поддерживаемый высокими прямоугольными столбами, выполненными из пудостских плит. В 1795 году рядом с Адмиралтейством был выкопан пруд, получивший название Ковш из-за своей овальной формы. Суда спускали в пруд, а затем переправляли по каналу в Белое озеро, где разыгрывались «морские» баталии.

Когда будущему императору было всего 8 лет, Екатерина II пожаловала ему звание генерал-адмирала и формально мальчик был главнокомандующим русского флота. Павел I всегда подражал своему деду - Петру Первому и, став владельцем Гатчины, строит Пристань-террасу, Адмиралтейство и формирует свою флотилию. Также как Петр, Павел проводит на Белом озере потешные «морские сражения».

Гатчинский флот состоял из 24 судов, а самое большой бой был устроен летом 1796 года, когда батальон под командованием Павла Петровича взял укрепления, занятые высадившимися на берег эскадрами.

После Павла I Гатчинским флотом никто из хозяев усадьбы не занимался и при Александре III сгнившие суда были уничтожены. Перед революцией в здании находились лишь модели судов, морское оружие и снаряжение.

В послевоенные годы Адмиралтейство оставалось привлекательным местом в Гатчине – пруд украшали плавающие клумбы, в старинном здании работал шахматный клуб, а вечерами устраивались танцы. К сожалению, в 1993 году пожар уничтожил деревянную постройку, от которой остались лишь каменные столбы. В настоящее время проводятся работы по воссозданию Гатчинской Голландии.



Водный лабиринт

11

www.spb-guide.ru
/page_20156.htm


Водный лабиринт – это одна из забав, устроенных в Гатчинском парке во времена Павла I. В одном из заливов Белого озера в 1790-х годах были созданы искусственные острова, в результате чего образовались протоки причудливой формы шириной от 7 до 12 метров. Лабиринт имел несколько тупиков и неожиданных поворотов, так что гостям, заплывшим сюда на лодках, было очень трудно вернуться снова в Белое озеро.

Острова были соединены между собой деревянными мостиками с ажурными ограждениями, причем, все мосты отличались свои оформлением.

В петербургских садах Петр Первый также устраивал лабиринты, император любил заводить в них гостей, оставлять их там, заставляя найти выход самим.

Идея устроить забаву на воде пришла Павлу I после свадебного путешествия по Европе и посещения замка принца Луи-Жозефа Конде в городе Шантильи. Среди развлечений для гостей был и лабиринт, созданный в виде боскетов из стриженного кустарника. Под впечатлением поездки Павел решил построить в парке два лабиринта – Зеленый и Водный.

В 1880-е годы деревянные мосты через протоки были заменены на чугунные, эскизы которых разработал военный инженер Людвиг Шперер.

В 2010 году Водный лабиринт в парке Гатчины был очищен, мосты отреставрированы и старинная забава приобрела свой первоначальный вид.



Березовые ворота

12

www.spb-guide.ru
/page_20157.htm


Березовые ворота имеют оригинальную форму и среди построек в пригородах Санкт-Петербурга аналогов этому сооружению нет. Название строения совсем не соответствует материалу, из которого оно построено, а свое имя оно получило по расположенному рядом Березовому домику.

Березовые ворота возведены в 1795-1798 годах по проекту Винченцо Бренны на восточной границе Гатчинского парка. В качестве материала использовался пудостский камень, традиционный для Гатчины материал.

Строение имеет необычную форму и состоит из трех частей: это - два павильона-пилона и арка с полукруглым сводом и аттиковой стенкой над ней. Крыши павильонов выполнены в виде смотровых площадок, окруженных балюстрадой, откуда гости Павла I могли следить за потешными боями на Белом озере.

Построенные Березовые ворота существенно отличались от проекта Винченцо Бренны. По замыслу архитектора, ниши пилонов должны были украсить статуи Марса (бог войны) и Белонны (богиня защиты Родины), но они так и не были установлены.

В середине XIX века строение было перестроено главным архитектором Гатчины Алексеем Байковым, в ходе работ лестницы были убраны, а сами смотровые площадки закрыли железной кровлей.

Березовые ворота - это одна из лучших и самых удачных работ Винченцо Бренны. По своей архитектуре строение напоминает триумфальные арки Древнего Рима. Размеры и пропорции самого здания, а также отдельных его элементов создают ощущение устойчивости и несокрушимости, а высокая арка с замковым камнем в вершине подчеркивает идею его триумфальности.



Портал «Маска»

13

www.spb-guide.ru
/page_20158.htm


Портал «Маска» – это оригинальное архитектурное сооружение, скрывающее расположенный рядом Березовый домик. Эти два необычных и, казалось бы совершенно разных по стилю строения, составляют единую композицию.

Березовый домик, напоминающий с виду поленницу дров, был типичным для российских парков павильоном-сюрпризом, когда за скромным внешним оформлением скрывался роскошный интерьер. Построенный рядом портал закрывает эту незатейливую постройку и создает дополнительный эффект, удивляя гостей, гуляющих по парку.

Сооружение выглядит монументальным, его высота составляет 9 метров, но в тоже время, благодаря оптимальным пропорциям и просторным пролетам, его можно назвать изящной постройкой, похожей на парадное крыльцо перед дворцом.

При строительстве использовался пудостский камень – известковый туф, добываемый в окрестностях Гатчины. Фронтон портала украшен рельефом с изображением композиции «Рог изобилия с цветами» (Рог изобилия является символом плодородия и богатства).

На входе в центральный пролет устроена лестница из пяти ступенек, по сторонам которой находятся постаменты, где планировалось разместить изваяния львов.

Портал «Маска» - одна из немногих построек Гатчинского парка, которая не пострадала во время войны, в отличие от Березового домика, полностью уничтоженного пожаром.



Березовый домик

14

www.spb-guide.ru
/page_20159.htm


Березовый домик – это павильон Гатчинского парка, построенный в модном в то время пасторальном стиле (пастораль – от французского слова pastorale, что значит пастушеский, сельский). Внешне строение имитирует поленницу березовых дров, не очищенных от коры, а внутри здания расположен изысканный зал с зеркалами, диванами и картинами.

Павильон-сюрприз построен в середине 1780-х годов по проекту русского архитектора Франсуа Виолье. Здание предназначалось для отдыха небольших компаний и относится к популярной в XVIII веке «садовой обманке» (французское trompe-l’oeil – обман глаз).

Гости, гуляющие по Гатчинскому парку и случайно встретившие это простое с виду строение, восхищались его роскошным внутренним убранством. Небольшая комната площадью 25 кв. метров оформлена в классическом стиле, обилие зеркал и окна, расположенные напротив них, зрительно увеличивают ее размеры.

Большинство исследователей считает, что павильон был построен по инициативе княгини Марии Федоровны как подарок своему супругу Павлу Петровичу. В 1781-1782 годах во время свадебного путешествия по Европе великокняжеская чета посетила французские парки и была впечатлена их живописностью, а также пасторальными постройками.

Режим работы Березового домика в 2017 г.

  • В летний период (ориентировочно с мая по октябрь) - с 11.00 до 19.00 ежедневно.
  • В зимний период павильоны и Собственный сад закрыты.
  • Павильоны и Собственный сад могут быть закрыты в дождливую погоду.

Стоимость билета в Березовый домик в 2017 г.

  • взрослые - 70 руб.
  • школьники и студенты РФ - 30 руб.
  • лица старше 65 лет - 30 руб.

Березовый домик был уничтожен пожаром в период оккупации Гатчины во время войны и восстановлен только в 1975 году.



Павильон Венеры на острове Любви

15

www.spb-guide.ru
/page_20160.htm


Павильон Венеры на острове Любви – это, пожалуй, самый романтичный уголок Гатчинского парка. Здесь, на берегу Белого озера, как нельзя лучше, ощущается союз природы и искусства, торжество воды и любви. Павильон Венеры словно вырастает из воды, напоминая нам о рождении Венеры, богини весны, любви и красоты.

Существует две легенды о рождении богини: согласно одной из них, она была дочерью Юпитера и Дионы. Другой миф рассказывает о том, что богиня родилась из морской пены, а ее воспитанницами были нимфы, научившие ее всему, что необходимо знать женщине.

Великий князь Павел Петрович решил возвести эту постройку после свадебного путешествия по Европе, во время которого в замке Шантийи во Франции великокняжеская чета была впечатлена необычным строением – павильоном Любви. Возвести похожее строение было решено и в любимой ими Гатчине.

В северо-восточной части Белого озера один из мысов был отделен от основной части суши двумя каналами. На этом острове в 1792-1794 годах по проекту Винченцо Бренны был построен павильон Венеры, а остров получил название - Любви.

Архитектор не стал копировать французскую постройку, а передал только саму идею этого прекрасного храма. Здание стоит на берегу у самой воды, а частично и на сваях, уходящих в озеро. Гости подплывали к острову на лодках и поднимались по ступенькам в залы. Первый из них, аванс-зал, - овальный, а второй, парадный – прямоугольный.

Парадный зал особенно великолепен: его стены украшают живописные панно и роспись в технике гризайль, пол выложен паркетом с изящным рисунком. Гризайль – это вид живописи, выполненный тональными градациями одного цвета, которая часто используется для имитации барельефов.

Журчание фонтанов, огромные окна и зеркала создают атмосферу радости и романтики. Этот уголок парка был предназначен для отдыха и таинственных свиданий.

В 1797 году немецкий художник Иоганн Якоб Меттенлейтер написал на холсте масляными красками картину площадью 25 кв. метров «Триумф Венеры», украсившую плафон парадного зала.

Режим работы павильона Венеры в 2017 г.

  • В летний период (ориентировочно с мая по октябрь) - с 11.00 до 19.00 ежедневно.
  • В зимний период павильоны и Собственный сад закрыты.
  • Павильоны и Собственный сад могут быть закрыты в дождливую погоду.

Стоимость билета в павильон Венеры в 2017 г.

  • взрослые - 70 руб.
  • школьники и студенты РФ - 30 руб.
  • лица старше 65 лет - 30 руб.

В годы войны само здание храма уцелело, но все, что можно было вывести (панно, зеркала и резные рамы) было украдено, а остальное уничтожено или сильно повреждено. В послевоенные годы Павильон Венеры на острове Любви стал первым восстановленным строением в Гатчине.



Чудо Поляна (часть парка Зверинец)

16

www.spb-guide.ru
/page_20161.htm


Чудо Поляна славится реликтовыми видами, то есть растениями и животными, которые нигде в Ленинградской области, кроме Гатчинского парка, не встречаются. Некоторые из этих реликтов существовали еще 10 000 лет тому назад.

Растительность этого района самая разнообразная: это луга и поляны, болота и лесные участки. Редкие растения можно встретить на сырых лугах, где часто с ними соседствует ива, а также на сухих лужайках.

Также здесь живут и реликтовые представители животного мира – огромные, величиной с половину кулака, улитки, осы и шмели, лягушки и уховертки.

Уховертка – это кожистокрылое насекомое размером 12-19 мм, имеющее 6 ног и два крыла. Уховертка почти никогда не летает, а если ее взять неосторожно в руки, она выделяет вонючую жидкость.

Исследования территории Зверинца выполнялись сотрудниками старейшего в России Петербургского Ботанического института, история которого началась еще с Аптекарского огорода Петра Первого. В 1978 году сотрудник этого института Адо Оскарович Хааре нашел в Гатчине реликтовые виды растений и назвал этот участок Чудо-поляной.

С того времени Чудо Поляна является объектом исследований ученых и находится под охраной. Ее площадь составляет 30 га, а чтобы дойти до нее, необходимо следовать от дворца вниз по течению реки Гатчинки (Теплой).



Горбатый мост в Гатчине

17

www.spb-guide.ru
/page_20162.htm


Мостики - это главное украшение Гатчинского парка, придающие ему очарование, но особое место среди них занимает Горбатый мост, расположенный в центре Белого озера. Строение соединяет две части Длинного острова, а уникальность его в том, что с него можно увидеть многие постройки Дворцового парка, находящиеся по периметру озера.

Горбатый мост – это один из символов Гатчины. Строение возведено в 1800 году Андреяном Захаровым. Горбатый мост состоит из трех частей: широких массивных устоев, выполненных в виде обзорных площадок-террас и арочного пролета, в центре которого также устроена обзорная площадка. На всех террасах были установлены скамейки для отдыха.

Изящный силуэт строения напоминает знаменитые мосты Венеции. Андреян Захаров сумел превратить, казалось бы, обычное сооружение в площадку-бельведер, с которой можно любоваться восхитительными водными пейзажами (в переводе с французского belle vue означает «красивый вид»).

О важности и значимости этого сооружения говорит тот факт, что переправу планировали украсить барельефами и монограммой Павла I «П».

Первоначально Горбатый мост назывался Мостом между двумя островами. Это единственный мост в Гатчине, чудом уцелевший во время Великой Отечественной войны, хотя немецкие оккупанты уже готовились его взорвать.



Амфитеатр

18

www.spb-guide.ru
/page_20163.htm


Земляной амфитеатр в Гатчинском парке – это уникальное сооружение, предназначенное для проведения театрализованных представлений. Строение напоминало древнеримский амфитеатр в миниатюре.

Автором этого интересной постройки является Николай Львов, известный архитектор, работавший в Гатчине в 1790-х годах.

Николай Александрович Львов был художником и архитектором, поэтом и музыкантом, изобретателем и общественным деятелем. По его проекту в Гатчине также был построен Приоратский дворец.

В центре Амфитеатра находится круглая арена диаметром почти 65 метров (для сравнения арена Колизея имеет размеры 54 на 86 метров). Вокруг арены был сооружен земляной вал высотой около четырех и шириной 10 метров, на котором устроили скамьи из дерна.

В стенах проделали четыре симметричных пролета шириной 5 метров, два из них предназначались для прохода зрителей на скамьи, а через два других всадники выезжали на арену.

Земляной вал выполнял не только функцию трибун, но также служил ограждением сооружения. Поэтому Амфитеатр также называли Крепостным строением и Земляной крепостью.

Во время театрализованных представлений приближенные Павла I и члены царской семьи одевали рыцарские доспехи и соревновались в умении владеть оружием и управлять лошадью. Рыцари выстраивались в красивые группы и исполняли сложные построения. Под звуки фанфар и восторженные возгласы зрителей на арену выезжал и сам Павел I.

По преданию, Амфитеатр в Гатчине называли также Петушиным боем, поскольку на арене проводились и увеселительные петушиные бои.



Колонна Орла

19

www.spb-guide.ru
/page_20164.htm


Колонна Орла установлена в Гатчинском парке в 1770 году еще при первом ее хозяине, графе Григории Орлове. К этому времени братья Орловы отличились безукоризненной службой и находились в зените славы. Алексей Орлов командовал русским флотом на Средиземном море, а Григорий был фаворитом Екатерины II и помогал ей во всех ее начинаниях.

Надо отметить, что изображение гордой хищной птицы входило в фамильный герб рода Орловых.

Колонна Орла была создана в Петербурге, в мастерских конторы по строительству Исаакиевского собора. Затем ее привезли в Царское село, а позже - в Гатчину в качестве подарка императрицы братьям Орловым за их заслуги перед Отечеством. В то время братьев Григория, Алексея и Федора, Ивана и Владимира часто называли «екатерининскими орлами» за их единство и помощь императрице в ее восхождении на престол.

Мраморный монумент был создан архитектором Антонио Ринальди. Сооружение установлено на высоком прямоугольном постаменте, высота памятника - 6,4 метра, диаметр - 50 см. К середине XVIII колонна сильно обветшала и была заменена на новую, в точности повторившую старый монумент. Скульптура орла сильно пострадала в годы Гражданской, а также Великой Отечественной войны. В настоящее время на вершине монумента установлена ее мраморная копия.

Колонна Орла является старейшим памятником Гатчины, прославляющим род Орловых и в тоже время это типичная парковая декорация, объединяющая Дворцовый парк и парк Сильвия.



Павильон Орла

20

www.spb-guide.ru
/page_20165.htm


Павильон Орла - это необычная постройка в виде ротонды (круглой беседки), в истории которой остается очень много загадок. Строение расположено недалеко от Колонны Орла в Гатчинском парке и эти два сооружения составляют единую композицию. Однако, что хотел передать автор беседки, объединив эти два строения, остается неизвестным.

Строение имело и другое имя – Тампель и Темпель, (от французского temple, что означает «храм»). Когда ротонда получила это имя и по какой причине его назвали храмом, до сих пор не установлено.

Не определены также точная дата строительства и имя архитектора, создавшего эту оригинальное сооружение. Предполагается, что проект выполнил Винченцо Бренна в начале 1790-х годов. Архитектура здания уникальна и таит в себе также несколько вопросов.

Высота строения составляет 10, а диаметр ротонды – 8 метров. Передняя его часть как бы вырезана и заменена колоннадой, состоящей из четырех парных и двух одиночно стоящих колонн высотой 3 метра. За колоннадой расположена полукруглая глухая стена, выполненная из светло-желтого пудостского туфа и увенчанная половиной сферического купола.

В павильон ведут три лестницы, над средней из них ранее находилось мраморное изваяние орла, держащего в когтях щит с монограммой Павла I «П». До сих пор нет точного ответа на вопрос, для чего здесь была установлена эта скульптура и есть ли связь строительства беседки с Колонной Орла.

Согласно одной из легенд, во время охоты Павел I точным выстрелом попал в высоко летящего орла. Там, где птица упала, была возведена мраморная колонна, а на месте, с которого великий князь стрелял, была построена ротонда Тампель.

Однако, этого не могло быть, поскольку Колонна появилась при графе Орлове, а Круглая беседка – значительно позже, при Павле I.

Установить мраморную фигуру гордой птицы в честь Григория Орлова Павел I также не мог, поскольку относился к бывшему фавориту своей матери крайне негативно.

В середине XIX века император Николай I переименовал павильон Орла, присвоив ему имя, соответствующее его форме, - Круглая беседка.

Строение сильно пострадало во время оккупации Гатчины немецкими войсками: были разрушены колоннада и купол здания. В начале 1970-х годов проведена реконструкция здания и павильон Орла был воссоздан в прежнем виде.



Чесменский обелиск

21

www.spb-guide.ru
/page_20166.htm


Чесменский обелиск возведен в честь победы русской эскадры над турецким флотом в 1770 году в Средиземном море. В этом сражении общее командование сухопутными и морскими силами выполнял генерал-адмирал Алексей Орлов, старший брат графа Григория Орлова.

После победы при Чесме Алексей Орлов получил право носить фамилию Орлов-Чесменский. Также в сражении принимал участие и младший брат Федор Орлов, проявивший чудеса мужества на корабле «Евстафий» и чудом оставшийся в живых.

Монумент в честь победы при Чесме, установленный на берегу Белого озера, является одним из старейших в Гатчине. Предполагается, что он был создан по проекту архитектора Антонио Ринальди.

С виду Чесменский обелиск имеет простую форму и издалека выглядит светлым, хотя при его создании использовалось четыре вида мрамора.  Искусное сочетание его цветов и высокое основание придают стеле ощущение легкости и выразительности.

Общая высота монумента составляет 13,4 метра, а высота самой четырехгранной стелы - 6 метров. Верхняя часть памятника выполнена из светло-розового мрамора. Основание разделено на три части и состоит из мрамора разных цветов – серого, серебристого и красного.

Архитектор очень удачно определил место расположения стелы. Чесменский обелиск почти со всех сторон окружен водой и поэтому выглядит очень эффектно, напоминая маяк в бухте. К тому же, он виден из окон Гатчинского дворца, со смотровой площадки Сигнальной башни, с островов Белого озера и с дорожек, идущих вдоль его берега. Изображение памятника было включено в фамильный герб Орловых.



Памятник подводной лодке С.К. Джевецкого

22

www.spb-guide.ru
/page_20167.htm


В 2006 году исполнилось 100 лет Подводному флоту России, но история создания первых подводных лодок в нашей стране началась значительно раньше – еще в XVIII-XIX веках. Гатчина прославилась тем, что здесь в 1880 году прошли испытания подводной лодки Джевецкого, ставшей первой серийной субмариной в мире.

Первый подводный аппарат, так называемое потаенное судно, предложил построить крестьянин Никонов еще при Петре Первом. Позже, в 1834 году была создана подводная лодка Шильдера, а в 1866 году - субмарина Александровского, несущая торпеду.

Памятник подводной лодке С.К. Джевецкого представляет собой точную копию второй модели субмарины в масштабе 1:1. Макет судна выполнен из стали, внутри него механизмы отсутствуют.

Степан Карлович Джевецкий приехал в Санкт-Петербург в 1873 году по приглашению Великого князя Константина Михайловича. В России молодому талантливому изобретателю были представлены все условия для работы и в 1876 году им была создана первая модель подводной лодки. Ее испытания прошли в 1978 году в Одессе.

Вторая модель была продемонстрирована цесаревичу Александру, будущему императору Александру III в 1880 году на Серебряном озере в Гатчине. Субмарина несколько раз проплыла под лодкой, в которой находился князь, и затем ловко всплыла у пристани. Также изобретатель поставил мину под плот и, удалившись, взорвал ее.

После испытаний Александр поручил построить 50 лодок для обороны Севастополя и Кронштадта. В серию была запущена третья модель судна, рассчитанная на экипаж из 3 человек. Длина субмарины составляла 5,7 метра, высота – 1,7 м, глубина погружения – 12,5 м. Судно водоизмещением 11,5 тонн могло в течение 2-х часов двигаться со скоростью 5,4 км в час, а максимальное время нахождения под водой составляло 50 часов.

В 1882 году субмарины были построены, причем, 25 из них были созданы в Петербурге и 25 – в Париже.  Лодки отправили в Севастополь и Кронштадт, но боевого применения они не имели.

Памятник подводной лодке С.К. Джевецкого можно увидеть по пути от Балтийского вокзала Гатчины к дворцу.



Самолет «Фарман»

23

www.spb-guide.ru
/page_20168.htm


Первый военный аэродром в России был построен в Гатчине в 1910 году. К столетию этой памятной даты, в сентябре 2010 года, на площади рядом с Авиамоторным заводом был установлен памятник-макет самолета «Фарман».

Самолет «Фарман» создан французским летчиком и авиаконструктором Анри Фарманом. Это один из самых массовых аэропланов, которые выпускались в 1910-1916 годах, Благодаря простой конструкции и неплохим для того времени летным данным, эти воздушные суда создавались по лицензии, копировались и делались по образу и подобию. В России было выпущено более 1500 лицензионных машин этой марки.

Двухместный «Фарман» имел простую конструкцию, на него можно было установить двигатели разного типа и разной мощности. Каких-либо приборов в нем не было, кабина также отсутствовала, а экипаж размещался на деревянных скамейках перед крыльями.

Первый военный аэродром был построен недалеко от Гатчинского дворца на территории бывшего луга, где проходили военные занятия Кирасирского полка. В мае 1910 года на этом поле были завершены все основные работы по строительству аэродрома. Были сооружены ангары для 10 машин и мастерские, бензохранилище и метеорологическая станция. К этому времени сюда доставили три воздушных судна, в том числе два «Фармана» и аэроплан братьев Райт. В октябре 1910 года был выполнен первый перелет из Санкт-Петербурга в Гатчину на самолете «Фарман». Этот полет совершил первый военный летчик России Евгений Руднев.

С мая 1911 года в Гатчине дислоцируется Офицерская воздухоплавательная школа, подготовившая до 1916 года 342 летчика, в том числе 269 офицеров и 73 нижних чинов. С аэродрома Гатчины начался боевой путь большинства воздушных асов Первой мировой войны, здесь учился основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров и оттачивал свое мастерство первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов.

Памятник - Самолет «Фарман» выполнен в масштабе 2:3, расположен недалеко от другого макета – Подводной лодки Джевецкого.



Памятник первому электрическому фонарю

24

www.spb-guide.ru
/page_20169.htm


На одной из центральных улиц Гатчины можно увидеть необычный памятник первому электрическому фонарю. Он был создан в 2002 году в честь 120-летия предприятия «Гатчинские электросети».

Надо отметить, что Гатчинские электросети являются старейшими в России. Именно здесь в 1881 году впервые появилось уличное освещение – 16 фонарей осветили площадь перед Гатчинским дворцом. Тогда эти необычные устройства казались диковинной игрушкой, но уже через десятилетие электрическое освещение появилось в Гатчине, Москве и Санкт-Петербурге, а также во многих других российских городах.

Автор стелы – известный гатчинский скульптор Валерий Шевченко, а изготовил эту необычную композицию мастер Николай Кононов. Благодаря их труду был создан памятник первому электрическому фонарю в виде оригинального памятного знака, символизирующего надежность и стабильность городского электросетевого комплекса.

На стеле выбита дата основания электрических сетей Гатчины – 1881. Рядом расположен гранитный шар, означающий город, мегаполис, а фонарь является символом света.



Покровский собор

25

www.spb-guide.ru
/page_20170.htm


Покровский собор в Гатчине – это самый большой храм в Ленинградской области, освященный в честь Богородицы. Собор был заложен в 1895 году, проект храма разработал главный архитектор города Леонид Харламов.

В 1890-х годах купец 3-ей гильдии Козьма Карпов, купив лотерейный билет золотого займа, выиграл 100 000 рублей. Поскольку Козьма Карпович не имел наследников и хотел вложить свои деньги в богоугодные дела, он обратился к отцу Иоанну, настоятелю Андреевского собора в Кронштадте.

Иоанн Кронштадтский посоветовал ему пожертвовать деньги на возведение собора на месте старой церкви, принадлежащей Пятогорскому женскому монастырю. Благотворитель передал на благие дела 90 тысяч рублей, свой двухэтажный деревянный дом и чудотворную икону Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский собор строила вся Гатчина, прихожане также жертвовали деньги, привозили строительные материалы и помогали своим трудом. Основные работы выполнялись в 1904-1914 годах. Огромный вклад в оформление здания внесли сестры Пятогорского монастыря, славившегося своей иконописной мастерской. Сестры не только расписали иконы, но также выполнили золочение иконостаса и крестов.

В октябре 1914 года главный придел храма был освящен в честь Пресвятой Богородицы.

В 30-е годы, Покровский собор, как и большинство религиозных организаций, был закрыт и в нем разместили склад. Храм был возвращен церкви только в 1990 году. Возобновились службы и одновременно начался ремонт здания.

В 2014 году Покровский собор в Гатчине торжественно отметил свое столетие. Белоснежный храм с голубыми куполами прошел через две войны и гонения, закрытие и долгое восстановление. Теперь он является настоящим украшением города, радующим жителей и туристов. В нем работает Воскресная школа, ежедневно проходят службы.