www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга

Путеводитель по Павловску



Содержание

Павловск - как добраться, режим работы и стоимость билетов - лето 2017


1

Большой Павловский дворец


Павловский парк


2

Памятник Павлу I


Белки в Павловске


3

Собственный садик


4

Портик Трех Граций в Собственном садике


5

Колоннада Аполлона


6

Мост Кентавров


7

Холодная баня


8

Семейная роща


9

Храм Дружбы


10

Большая каменная лестница (со львами)


11

Большие Круги


12

Павильон Вольер


13

Молочня


14

Павильон Росси


15

Парадное поле


16

Розовый павильон


17

Двенадцать дорожек


18

Висконтиев мост


19

Памятник родителям


20

Амфитеатр


21

Руинный каскад


22

Пиль-Башня


23

Мавзолей Павла I


24

Колонна «Конец света»


25

Круг белых берез


26

Самое красивое место


27

Ново-Сильвийский мост


28

Долина прудов, остров Любви и прокат лодок


29

Елизаветин (Краснодолинный) павильон


30

Елизаветины Руины


31

Круглый зал


32

Чугунные ворота




Павловск на карте



Павловск - как добраться, режим работы и стоимость билетов - лето 2017

www.spb-guide.ru
/page_5101.htm


Как добраться до Павловска


Электрички. Это предпочтительный вариант - поезда ходят каждые 15-20 минут. На электричку можно сесть на ж/д платформе «Купчино» или на Витебском вокзале. Через Павловск идут ВСЕ электрички с Витебского вокзала.

Если вам дорого время и деньги, рекомендуется садится на электричку в Купчино. Для этого необходимо доехать до метро «Купчино» (конец синей ветки), купить билет, перейти по подземному переходу на ж/д платформу. Время в пути от ж/д платформы «Купчино» - около 20 минут, стоимость билета 41 рубль (2017 г.). Около метро «Купчино» расположено несколько торговых центров с продуктовыми и другими магазинами.

В выходные рекомендуется отправляться с Витебского вокзала, т.к. Вы рискуете просто не влезть в электричку. Также лучше отправляться с Витебского вокзала, если Вы хотите гарантированно занять сидячие места. Стоимость билета 54 рубля (2017 г.).

Вход в парк находится непосредственно напротив железнодорожного вокзала Павловска.

[Расписание электричек до Павловска]

Также в Павловск можно добраться на маршрутках (К299, К545), которые отправляются с Московской площади, метро "Московская". Это нежелательный вариант, поскольку в час пик автобус может встать в огромную пробку. Стоимость проезда 46 рублей (2017 г.). Время в пути – около 30 минут.

[Автобусная остановка на карте]


Павловский парк - режим работы - лето 2017

Парк открыт с 6:00 до 24:00.


Павловский парк - стоимость билетов - лето 2017

  • вход платный с 9:00 до 19:00; в остальное время вход в парк бесплатный
  • взрослые – 100 рублей
  • учащиеся (7-18 лет) и пенсионеры – 50 рублей
  • дети до 7 лет – бесплатно


Павловский дворец - режим работы - лето 2017

  • C 10:00 до 18:00
  • Кассы работают до 17:00
  • Первый понедельник месяца - выходной день
  • По пятницам закрыты жилые комнаты 1-го этажа и жилые комнаты императрица Марии Федоровны

Павловский дворец - стоимость билетов - лето 2017

  • Парадные залы дворца на 2-м этаже и жилые комнаты на 1-м этаже (только по понедельникам, средам, четвергам, субботам и воскресеньям)
    • взрослые - 500 руб.
    • пенсионеры - 200 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) - 200 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 1 ребёнок - 1000 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 2 ребёнка - 1200 руб.
  • Парадные залы дворца на 2-м этаже (только по вторникам и пятницам)
    • взрослые - 400 руб.
    • пенсионеры - 150 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) - 150 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 1 ребёнок - 800 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 2 ребёнка - 1000 руб.

Розовый павильон - режим работы - лето 2017

  • C 11:00 до 18:00
  • Касса закрывается на полчаса раньше
  • Понедельник и вторник - выходные дни

Розовый павильон - стоимость билетов - лето 2017

  • взрослые - 100 руб.
  • учащиеся (от 7 до 18 лет) и пенсионеры - 50 руб.

Собственный сад - режим работы - лето 2017

  • C 11:00 до 19:00 ежедневно
  • Касса закрывается на час раньше

Собственный сад - стоимость билетов - лето 2017

  • взрослые - 100 руб.
  • учащиеся (до 18 лет) - 50 руб.

Павильон «Храм дружбы» - режим работы - лето 2017

  • C 11:00 до 18:00
  • Понедельник и вторник - выходные дни

Павильон «Храм дружбы» - стоимость билетов - лето 2017

Бесплатно, при предъявлении билета в парк


Дополнительные услуги

В летний период в парке работает прокат велосипедов, лодок, электромашинок, а также тир и батут. В зимний период работает прокат лыж и финских саней.



Личные впечатления


Павловский дворец снаружи выглядит довольно банально, а внутри поражает воображение. Около дворца небольшой Собственный садик, переходящий в пейзажный парк, переходящий в лес. Большинство иностранцев ограничиваются экскурсией по дворцу и небольшой прогулкой по парку. В парк приходит много пенсионеров и отдыхающих не для экскурсий, а чтобы провести время на природе.

На аллее парка, ведущей от вокзала к дворцу, продают орешки, чтобы покормить белочек. Белок в парке действительно очень много и это едва ли не самое популярное развлечение для туристов в парке. Особенно нравится кормить белок детям - они просто приходят в восторг от такого близкого общения с животными. К слову, орехи можно купить заранее (в парке они продаются по ресторанным ценам). По моим наблюдениям лучше всего белки потребляют фундук и лесные орехи, естественно, не жареные и не соленые. Говорят, что для белочки отхватить палец по ошибке (вместе с орешком) – плевое дело. Но на практике такие случаи неизвестны.

Также в парке работает несколько станций проката лодок, что привлекает влюбленные парочки. На велосипедах даже проводятся экскурсии, ибо площадь парка более 600 гектар и до некоторых достопримечательностей придется идти довольно долго.



Официальный сайт музея-заповедника «Павловск»

Государственный музей-заповедник «Павловск» www.pavlovskmuseum.ru



Большой Павловский дворец

1

www.spb-guide.ru
/page_20038.htm


Павловский дворец – это удивительное по красоте и гармоничности строение, расположенное в окружении роскошного Павловского парка. Бело-золотистое здание возведено на высоком холме рядом с рекой Славянкой, так что Павловский дворец можно увидеть из самых дальних мест парка.

Единство архитектуры и внутреннего интерьера объясняется необычной историей создания этого прекрасного комплекса.

В сентябре 1782 года наследник престола Павел Петрович с супругой Марией Федоровной под именем графа и графини Северных отправились в путешествие по Европе. Путешествие совершалось инкогнито (так было принято), а в сопровождавшую их свиту входил ценитель и знаток искусства князь Николай Борисович Юсупов.

Во время путешествия супруги знакомились с искусством и культурой Австрии и Италии, Франции и Голландии, а в Риме их принял папа Римский Пий VI. В Италии они приобрели венецианское стекло и заказали картины у художников, также для них создали мраморные копии античных скульптур из коллекции Ватикана «Аполлон и музы». Во Франции они купили мебель и лионский шелк, бронзовые и фарфоровые изделия. Именно в это время был заложен первый камень Большого дворца.

Все сделанные приобретения, а также щедрые подарки европейских монархов отправлялись в Павловск, где эти первоклассные произведения искусства подсказывали архитекторам наилучшее декоративное решение еще в стадии строительства. Такого еще в мировой архитектуре не было, этим и объясняется необычайная гармония всех элементов Павловского дворца.

Павловский дворец - описание

Павловский дворец создавался в течение 50 лет усилиями таких выдающихся архитекторов как Чарльз Камерон, Винченцо Бренна и Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги и Карл Росси, а также лучшими русскими скульпторами, Михаилом Козловским и Иваном Мартосом, Иваном Прокофьевым и Василием Демут-Малиновским.

Первоначально над сооружением Павловского дворца в 1852 – 1854 годах трудился архитектор Чарльз Камерон, который преклонялся перед творениями выдающегося зодчего Андреа Палладио и взял за образец его венецианскую виллу.

Андреа Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро) – выдающийся архитектор XVI века, создавший свой стиль – Палладио и умевший превосходно объединять архитектуру и природу.

В плане Павловский дворец имеет форму подковы, а по своему виду напоминает дворянскую усадьбу. Строение отличается идеальной симметрией, украшено пологим куполом и многочисленными скульптурами и лепниной. От главного здания к боковым флигелям проходят открытые галереи с белоснежными колоннами.

Работы по оформлению внутреннего интерьера выполнялись итальянским архитектором Винченцо Бренна.

В 1796 году Павел взошел на престол и по его приказу дворец был расширен: Бренна надстроил галереи Камерона, возвел два двухэтажных корпуса с башенками и церковный корпус. Строение приобрело еще большую величественность и парадность.

После пожара 1803 года восстановление здания и внутреннюю отделку залов выполнил архитектор Андрей Воронихин, также в оформлении интерьеров участвовали Джакомо Кваренги и Карл Росси.

С 1849 по 1892 год владельцем Павловска был Великий князь Константин Николаевич, сын императора Николая I. При нем во дворце был организован Музей древностей, экспонаты которого составляли аттики Кавалерского зала, Комнаты саркофагов, а также предметы древнеримского времени, привезенные Павлом и Марией Федоровной из турне по Европе. По приказу князя Картинная галерея и Музей древностей стали открытыми для посещения с весны до поздней осени в дневное время.

Перед дворцом был установлен памятник Павлу, взгляд императора направлен в строну аллеи (император как бы приветствует прибывающих в его дом гостей). Памятник создан скульптором Иваном Витали в 1872 году и напоминает статую Людовика XIV, установленную перед его дворцом в Версале.

После революции большевики, провозгласившие лозунг "Искусство должно принадлежать народу", преобразовали Павловский дворец и парк в Государственный музей, доступный для большинства людей. Вместе с тем, в 20-х годах начинается изъятие и распродажа за границу самых ценных экспонатов с целью получения денежных средств на развитие промышленности.

Когда началась Великая Отечественная война, большая часть экспонатов была вывезена в Сарапул, Новосибирск и Ленинград. Немецкие захватчики вошли в Павловск и разместили во дворце штаб Гестапо и госпиталь, а при отступлении в 1944 году устроили в дворцовом здании пожар.

После войны начались восстановительные работы, проходившие поэтапно, залы открывались, начиная с 1957 года, а в 1977 году к 200-летию Павловска реставрация была, в основном, завершена. В настоящее время:

  • На первом этаже здания расположена комнаты Марии Федоровны, а также Танцевальный зал и Бильярдная, кабинеты и гостиные
  • На втором этаже разместились кабинеты и библиотека, Фрейлинская и парадные залы, в том числе Тронный и Кавалерский залы
  • На третьем этаже представлена экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века», 17 залов которой рассказывают о том, как менялось убранство в дворянском доме на протяжении столетия.

Советуем обратить Ваше внимание на такие интересные экспонаты музея:

  • Во Фрейлинской находятся необычные часы под названием «Дезертир», созданные в XVIII веке по мотивам одноименной оперы композитора Монсиньи. На них изображена девушка, прощающаяся с юношей, за которым уже пришел конвой, тут же находится и тюрьма. В часах есть шкатулка с музыкальным механизмом, исполняющим фрагменты оперы
  • В Итальянском зале можно увидеть статую «Эрит», созданную в I веке, это точная копия древнегреческой бронзовой статуи, выполненной Лисиппом, скульптором при дворе Александра Македонского
  • В одной из комнат Марии Федоровны Вы увидите туалетный прибор императрицы «Зеленый туалет», созданный на Императорском фарфоровом заводе и состоящий из 54 предметов. Особенно красиво восьмиугольное зеркало, украшенное двумя женскими фигурами в античных одеждах
  • Туалетный прибор, подаренный Людовиком XVI и состоящий из 72 предметов. На чашках выполнены портреты Людовика XVI и Марии Антуанетты, а зеркало украшает российский герб – двуглавый орел. Этот подарок был так дорог Марии Федоровне, что она сразу поместила его под стекло
  • В Парадной спальне находится Парадная кровать с балдахином, украшенным расписанным вручную шелком, рядом стоят скульптуры двух мальчиков, охраняющих сон. Интересно то, что на этой кровати никогда никто не спал, поскольку парадные залы открывались только для гостей, чтобы показать имеющиеся коллекции и роскошь комнат.

Павловский дворец - режим работы - лето 2017

  • C 10:00 до 18:00
  • Кассы работают до 17:00
  • Первый понедельник месяца - выходной день
  • По пятницам закрыты жилые комнаты 1-го этажа и жилые комнаты императрица Марии Федоровны

Павловский дворец - стоимость билетов - лето 2017

  • Парадные залы дворца на 2-м этаже и жилые комнаты на 1-м этаже (только по понедельникам, средам, четвергам, субботам и воскресеньям)
    • взрослые - 500 руб.
    • пенсионеры - 200 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) - 200 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 1 ребёнок - 1000 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 2 ребёнка - 1200 руб.
  • Парадные залы дворца на 2-м этаже (только по вторникам и пятницам)
    • взрослые - 400 руб.
    • пенсионеры - 150 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) - 150 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 1 ребёнок - 800 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 2 ребёнка - 1000 руб.

Для всех посетителей, купивших билет в Павловский дворец, организовано экскурсионное сопровождение.

Во время прогулки по Павловскому парку обязательно посетите Павловский дворец. Вход в него платный, но денег на посещение жалеть не стоит - интерьеры залов поражают своей роскошью и великолепной отделкой. Вы увидите уникальную коллекцию изобразительного, декоративно-прикладного и античного искусства, собранную на протяжении XVI – начала XX века.



Павловский парк

www.spb-guide.ru
/page_20039.htm


Павловский парк считается одним из самых лучших пейзажных парков не только в России, но и в Европе. Он расположен в очень красивом месте – в живописной долине реки Славянки.

В отличие от парка, имеющего регулярную планировку, пейзажный парк предполагает лишь небольшую переделку естественной природы - здесь нет ровных дорожек и стриженых деревьев, а его окраинные территории могут больше напоминать лес. Но если вглядеться, то можно заметить, что в обычной природе деревья никогда не растут так, как здесь - они искусственно высажены красивыми группами.

Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Из-за огромных размеров, окраинные районы никак не огорожены. Ограда и плата за вход - только со стороны ж/д платформы Павловск и около Дворца.

В некоторых окраинных районах проходят миграционные пути лосей и кабанов и, встретив животных, необходимо соблюдать осторожность - не кормить и не дразнить их.

К сожалению, отмечаются и случаи дикого варварства, так в апреле 2015 года на территории Павловского парка готовилась охота на лосей. Недалеко от павильона Роз между трех стволов деревьев над лосиной тропой была обнаружена конструкция, так называемая "засидка"  – сколоченное логово браконьеров, готовившихся к охоте на лося.

Павловский парк - режим работы - лето 2017

Парк открыт с 6:00 до 24:00.

Павловский парк - стоимость билетов - лето 2017

  • вход платный с 9:00 до 19:00; в остальное время вход в парк бесплатный
  • взрослые – 100 рублей
  • учащиеся (7-18 лет) и пенсионеры – 50 рублей
  • дети до 7 лет – бесплатно

Из истории

История Павловского парка началась одновременно с основанием города Павловска в 1777 году, когда Екатерина II подарила участок земли недалеко от Царского Села своему сыну Павлу и его супруге Марии Федоровне в честь рождения у них сына Александра.

С середины XVIII века на смену модным регулярным паркам (их можно увидеть в Петергофе и Царском Селе) приходят пейзажные, в которых отсутствует четкая геометрическая планировка и аккуратно подстриженные деревья и кусты. Павловский парк создавался одновременно с Павловским дворцом по плану Чарльза Камерона во второй половине XVIII века. Также свои дополнения в композицию вносили Винченцо Бренна и Пьетро Гонзаго, Карл России и Андрей Воронихин.

Павловский парк - описание

Создатели парка стремились максимально сохранить естественную природу и их главной задачей было подчеркнуть красоту русского севера.

Ландшафт, окружающий дворец, выглядит таким естественным, что кажется, будто он создан самой природой. В природный рельеф органично вписаны растения и кустарники, мосты и каскад прудов, павильоны и скульптура.

Многие красивые места находятся рядом с речкой Славянкой - ее живописные берега, а также пруды и мостики создают романтическое настроение, позволяя забыть, что совсем недалеко находится шумный город.

Отличительной особенностью Павловского парка является то, что большая его территория является пейзажной, то есть почти нетронутой, и лишь небольшая ее часть украшена клумбами с цветами, обилием скульптур и ухоженными аллеями.

Вся обширная парковая территория делится на семь частей, каждая из которых имеет свои особенности:

В 1795 году вдоль правого берега реки Славянки Бренна создал районы Старая и Новая Сильвия, название которых происходит от латинского silva, что означает «лес».

  • Район Старая Сильвия расположен на высоком берегу Славянки. В центре его устроена площадка, на которой установлены скульптуры 12-ти муз, а в середине – статуя Аполлона, бога Солнца и их покровителя. От площадки расходятся 12 дорожек, поэтому этот район имеет второе название - «Двенадцать дорожек». Недалеко от площадки построен павильон «Памятник родителям», а одна из дорожек приведет нас к Руинному каскаду, расположенному в месте впадения Нижнего Старосильвийского пруда в Славянку
  • Район Новая Сильвия еще более оправдывает свое название – все расположенные здесь объекты и соединяющие их дорожки созданы в гуще леса. Здесь установлена колонна «Конец света», а над оврагом находится Мавзолей супругу-благодетелю.
  • Район «Долина реки Славянки» - один из самых живописных, в его оформлении принимали участие все архитекторы, работавшие в парке. Построенные на реке плотины позволили создать каскады, перекаты и разливы, ставшие прекрасным украшением местности.  Чарльз Камерон спроектировал Колоннаду Аполлона, Холодную баню и Храм дружбы. Автором Амфитеатра, Пиль-башни и Моста Кентавров является Винченцо Бренна, Карл Росси создал Чугунные ворота, Андрей Воронихин – Висконтиев мост.

Последним создателем Павловского парка был Пьетро Гонзага, спланировавший три района:

  • Район Парадное поле устроен на месте бывшего плаца, где во времена Павла I муштровали солдат и для создания живописных пейзажей Пьетро Гонзага заново высаживал здесь деревья
  • «Белая береза» – это самая большая часть парка, ее площадь составляет 265 га. Здесь архитектор высадил круг берез, по названию этого места район и получил свое название. Недалеко от границы с Парадным полем находится одно из самых поэтических сооружений Павловского парка - Розовый павильон. Также этот район известен своим «Самым красивым местом», напоминающим театральную декорацию. Считается, что это название было дано императрицей Марией Федоровной, обожавшей Павловский парк. Над оформлением района «Белая береза» Гонзага работал в течение 25 лет. Чтобы создать эффектные композиции с перспективным видом, выполнялась вырубка деревьев.
  • Район «Большая звезда» с Долиной прудов и Красной долиной также почти не имеет архитектурных сооружений, его красота достигается за счет сочетания естественных пейзажей с умело выполненными посадками и отдельными вырубками.

Доминантой района «Большая звезда» является павильон Круглый зал, построенный Бренной по проекту Чарльза Камерона. От павильона, как лучи звезды, расходятся широкие дороги, каждая из которых имеет свое название. Именно в эту часть парка попадают туристы, приехавшие в Павловск на электричке.

В Долине прудов расположены Круглозальные, Новошалейные пруды и Венерин пруд с островом Любви. Эта часть района выглядит сурово, а местами даже мрачно.

Посетив Павловский парк, можно увидеть, как благодаря труду и таланту архитекторов уголок северной природы превратился в настоящие произведение паркового искусства. Парк привлекателен в любое время года, но особенно красив он осенью, когда деревья одеты в яркий наряд самых разных цветов.



Памятник Павлу I

2

www.spb-guide.ru
/page_20040.htm


Один из немногих памятников императору Павлу I установлен в Павловске, в центре площади перед Большим дворцом. Взгляд Павла I устремлен в сторону Липовой аллеи, он словно встречает прибывающих во Дворец гостей.

История этого монумента началась еще в 1796 году, когда русский живописец Степан Щукин написал парадный портрет Павла I, вступившего в том же году на престол. Через 50 лет на основе портрета, одобренного самим императором, скульптор Иван Витали изготовил модель, сохранившую полное сходство с Павлом I.

Вскоре на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе художественной бронзы по велению Николая I, сына Павла I, была изготовлена бронзовая статуя царя.

  • 1 августа 1851 года монумент был установлен на гранитном постаменте с цоколем перед Гатчинским дворцом. Памятник повернут лицом ко дворцу, император словно принимает парад
  • В середине XIX века хозяином Павловска стал сын Николая I князь Константин Николаевич. По его приказу была отлита вторая статуя методом гальванопластики. В 1872 году она была установлена перед дворцом в Павловске на более низком металлическом постаменте без цоколя.

В Санкт-Петербурге до 2003 года не было ни одной статуи императора и лишь к 300-летию Северной столицы бронзовый памятник Павлу I был установлен во дворе Михайловского замка. Первоначально статуя находилась в центре двора, а в 2012 году ее перенесли к стене. Император изображен сидящим на троне, одетый во все подобающие царю регалии.

 



Белки в Павловске

www.spb-guide.ru
/page_20107.htm


Белки в Павловском парке привыкли к людям и не боятся их. Выбегая на тропинки, они готовы принять любое Ваше угощение. Но, вместе с тем, они, в какой-то мере, и трусливы – стоит сделать неловкое движение, и зверек живо от Вас убежит.

Белочки очень запасливые существа, они будут брать столько еды, сколько Вы им дадите. В павильонах парка продается специальный корм для них, также орешками торгуют бабушки на ж/д вокзале и около входа в парк. Но надо иметь в виду, что белкам нельзя давать многое из того, что человек считает вкусным.

 

Что можно давать белкам

На природе белки питаются семенами деревьев и кустарников, в летнее время – цветами, почками и ягодами. Осенью животные заготавливают на зиму грибы, раскладывая их на деревьях и вешая на ветках (всего в рационе этих зверьков более 40 видов грибов). А больше всего они любят маслята и подберезовики. Однако, чаще всего зверьки едят грибы в неурожайные для орехов годы или в самые голодное время года.

Вместе с тем, белки – это хищники и поэтому могут есть насекомых, яйца из гнезд и птенцов мелких птиц.

В любое время года животных можно угощать НЕ жареными семечками подсолнуха и тыквы, арбуза или дыни, лесными и кедровыми орехами в скорлупе, а также очищенными грецкими орехами. Главное, чтобы в еде не было соли, сахара или каких-то добавок.

При отсутствии орехов летом белок можно покормить морковью или капустой, яблоком или грушей, разрезанными на кусочки. Зимой – сухофруктами без добавок, сухариками из белого хлеба без соли.

Какую еду нельзя давать белкам

Белкам нельзя давать сладкую, копченую и жареную еду.

Часто, особенно летом, белки в Павловском парке берут угощенье, но не едят, а зарывают его в землю. Это означает, что зверек сытый, он запасает еду на зиму. Ученые утверждают что память белки - всего несколько секунд. Белка не запоминает где она закопала орех или семечку. Зимой она находит их по запаху.



Собственный садик

3

www.spb-guide.ru
/page_20052.htm


Собственный садик - это одно из самых красивых и привлекательных мест в Павловском парке, буквально утопающее в цветах. Он был задуман, как уютный уголок под открытым небом для отдыха великокняжеской четы. Сюда Мария Федоровна и Павел I могли попасть непосредственно из своих покоев, что и определило интимный характер сада, созданного только для его хозяев.

Несмотря на свою нарядность Собственный садик выглядит совсем домашним и словно продолжает покои Большого дворца, в нем нет ничего торжественного, в отличие от Липовой аллеи или Парадного плаца.

Собственный садик был создан архитектором Чарльзом Камероном и живописцем Франсуа Виолье в регулярном стиле с четкой планировкой. Также немаловажную роль в его оформлении сыграла и сама Мария Федоровна, любившая цветы и собиравшая их редкие сорта, часто заказывая семена и клубни за границей.

Первоначально здесь высаживались и южные растения – каштаны, тутовые деревья и южные тополя. Многие их них в суровых условиях не выжили, а часть деревьев сгорела в пожаре 1803 года.

Сад был настоящим царством Флоры - богини весны и цветов, его украшали цветочные клумбы, напоминающие богатые яркие ковры и перголы (навесы с вьющимися растениями), экзотические кустарники, высаженные группами, и ровные линии тополей. Строгий регулярный стиль подчеркивали мраморные статуи и бюсты, вазы и беседки.

Собственный сад - режим работы - лето 2017

  • C 11:00 до 19:00 ежедневно
  • Касса закрывается на час раньше

Собственный сад - стоимость билетов - лето 2017

  • взрослые - 100 руб.
  • учащиеся (до 18 лет) - 50 руб.

Каждую весну Собственный садик императрицы Марии Федоровны вновь оживал, а когда зацветали тюльпаны становился особенно прекрасным. Здесь хозяйка сада проводила все теплые летние дни, вышивая, читая и ухаживая за цветами.



Портик Трех Граций в Собственном садике

4

www.spb-guide.ru
/page_20060.htm


Портик Трех Граций построен по чертежам Чарльза Камерона в 1800 году, это была его последняя работа в Павловске. Строение выполнено в виде галереи с 16-ю колоннами и напоминает классический античный портик. Фронтоны здания украшены барельефами, созданными замечательным скульптором Иваном Прокофьевым - со стороны Дворца изображен Аполлон, бог солнца, искусства и науки, а с другой стороны – Минерва, богиня мудрости.

В 1802 году император Александр I, старший сын Марии Федоровны, преподнес на День рождения своей матушке изумительный подарок – скульптурную композицию «Три грации», ставшую главным украшением постройки.

Это была копия работы Антонио Кановы, выполненная из цельного куска мрамора итальянским скульптором Паоло Трискорни.  Композиция изображает трех граций, поддерживающих вазу (грации – это благодетельные богини, олицетворяющие красоту, любовь и удовольствие).

С началом войны скульптуру закопали в землю, но фашистские захватчики сумели найти ее. К счастью, вывести ценность им не удалось, однако, они заминировали ее и спрятали в земле. После освобождения Павловска от врагов сотрудники музея статую нашли, а саперы ее успешно достали. В середине 50-х годов Портик Трех Граций в Собственном садике был отреставрирован.



Колоннада Аполлона

5

www.spb-guide.ru
/page_20048.htm


Напротив Большого дворца, на высоком берегу Славянки расположена Колоннада Аполлона - одно из самых совершенных строений Павловского парка. В XVIII веке в обустройстве садов наблюдался культ искусства и по желанию Марии Федоровны в 1897 году главный архитектор Павловска Чарльз Камерон создал Колоннаду Аполлона, покровителя солнечного света и искусства. Статую выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Первоначально Колоннада Аполлона находилась на открытом солнечном месте, недалеко от въезда в парк со стороны Царского села, но в 1800 году Павел I приказал перенести сооружение ближе к дворцу, чтобы видеть его из своих покоев.

Автор композиции Камерон был категорически против этого решения, долго спорил и тогда перенести сооружение было поручено Джакомо Кваренги. Колоннада была установлена на вершине холма, символизирующего гору Парнас, также был устроен каскад, спускавшийся по камням в реку.

Согласно греческой мифологии, гора Парнас была местом обитания покровителя искусства Аполлона и девяти его муз.

Однако, в 1817 году после грозы вода подмыла основание сооружения и часть его разрушилась. Было решено эти обломки не убирать, поскольку в то время сооружения с искусственными руинами были модны в пейзажных парках.

Колоннада Аполлона приобрела романтический и еще более живописный вид. Ранее строение было круглым в плане, теперь же после стихийного «разгрома» оно превратилось в полукруглое и фигура Аполлона стала хорошо видна из Павловского дворца.



Мост Кентавров

6

www.spb-guide.ru
/page_20049.htm


Мост Кентавров построен в конце XVIII века, вскоре после сооружения на берегу Славянки Холодной бани. Строение украшают четыре гипсовые скульптуры кентавров, мифологических существ с торсом человека и корпусом лошади.

Во время турне по Европе Мария Федоровна и цесаревич Павел Петрович большое внимание уделяли античным скульптурам, в том числе интересовались и статуями старого и молодого кентавров, созданных из темно-серого мрамора во II веке до н.э (авторы работ – скульпторы Аристей и Папия).

Гипсовые слепки с этих античных скульптур и украсили мост рядом с Холодной баней и Семейной рощей. Если присмотреться, видно, что статуи отличаются своей выразительностью – молодые кентавры веселые, а на лицах старых бородатых существ изображено страдание.

В 1805 году обветшалые статуи были заменены на мраморные, а в настоящее время здесь установлены копии скульптур начала XVIII века.

Мост Кентавров является одним из символических мест Павловского парка, с него открывается вид на Павловский дворец и Колоннаду Аполлона.



Холодная баня

7

www.spb-guide.ru
/page_20046.htm


Холодная баня является важным архитектурным элементом Павловского парка, хотя ранее она имела чисто практическое назначение – строение использовалось как обычная баня и называлось Летней Мыльней.

Здание создано архитектором Чарльзом Камероном в 1797 году и представляет собой ротонду (круглое в плане строение с куполом), к которому пристроена прямоугольная часть, украшенная лишь статуями в нишах со стороны входа и орнаментом под карнизом.

В отличие от наружного декора внутреннее убранство отличалось богатством и роскошью. В первой комнате стены обшиты розовой тонкой хлопчатой тканью, здесь находился камин и круглый бассейн, а в зале, занимающем ротонду, был устроен бассейн и душ оригинальной формы в виде медного шара.

Павильон Холодная баня построен в классическом стиле, имеет простое архитектурное решение и выглядит скромным и, вместе с тем, величавым.



Семейная роща

8

www.spb-guide.ru
/page_20047.htm


Недалеко от Холодной бани расположена так называемая Семейная роща, каждое дерево которой высаживалось одновременно с появлением нового члена царской семьи. Эта традиция была положена Марией Федоровной еще в 1785 году. В семье Павла I и Марии Федоровны было десять детей, когда они подросли и вступили в брак, деревья были посажены в честь их избранников, а затем и появившихся детей. Таким образом, к моменту смерти Марии Федоровны, в саду было 50 деревьев.



Храм Дружбы

9

www.spb-guide.ru
/page_20050.htm


Храм Дружбы – это строение, напоминающее античный храм, возведенное в виде ротонды с 16 колоннами. Строение находится в удивительно красивом месте на берегу Славянки рядом с рощей. Храм дружбы обладает удивительным свойством – издалека он выглядит небольшим и воздушным, а вблизи кажется монументальным и торжественным.

Строение было создано в 1784 году по инициативе князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны в знак благодарности Екатерине II за подаренные им земли. Проект здания выполнил Чарльз Камерон и это была его первая постройка в Павловском парке.

Первоначально глухая стена ротонды была покрашена в белый цвет, а с XIX века она приобрела желтую окраску. Свет внутрь здания проникал через стеклянное отверстие в куполе. Камерон, переживавший, что света будет недостаточно, выписал из Англии специальное увеличительное стекло.

Над входом красуется благодарственная надпись, адресованная императрице, а в нише напротив входа находилась статуя богини мудрости Миневры, лицо которой имело сходство с Екатериной II. Внутри здания находилась резная мебель, стены украшала лепнина.

Павильон «Храм дружбы» - режим работы - лето 2017

  • C 11:00 до 18:00
  • Понедельник и вторник - выходные дни

Павильон «Храм дружбы» - стоимость билетов - лето 2017

Бесплатно, при предъявлении билета в парк

Храм дружбы был местом проведения камерных концертов, на которые собиралась избранная публика. В летнее время здесь часто экспонируются скульптуры из фондов музея.



Большая каменная лестница (со львами)

10

www.spb-guide.ru
/page_20059.htm


Большая каменная лестница (со львами) соединила придворцовую часть парка Павловска с долиной реки Славянки. Это строение, наряду с Липовой аллеей, стало торжественным подходом ко Дворцу во время приема гостей и праздничных церемоний.

В конце XVIII века работами в парке руководил Винченцо Бренна, именно по его проекту была создана эта постройка и обустроена центральная часть Павловского парка.

В качестве украшений в верхней части сооружения Бренна использует декоративные вазы и мраморные статуи львов, эти животные изображены доброжелательными и любопытными. Внизу на ограждении располагаются чугунные фигуры львов, морды их оскалены, а позы агрессивны.

Чтобы попасть во дворец гостям предстояло преодолеть 64 ступеньки, разделенные на четыре марша. Лестница сужена кверху, что создает иллюзию ее большой протяженности.

С лестницы открывается чудесный вид на живописную долину Славянки.



Большие Круги

11

www.spb-guide.ru
/page_20103.htm


Большие Круги – это два круглых партера с цветами, главным украшением которого являются статуи «Мир» и «Правосудие» («Юстиция»). Композиция расположена в Придворцовой части парка и оформлена в регулярном стиле. Если идти от Павловского дворца по Липовой аллее, ансамбль Больших кругов будет находиться слева.

Большая часть Павловского парка оформлена в модном в то время пейзажном стиле. Вместе с тем, Павлу I нравились регулярные парки и поэтому Придворцовую часть он решил выполнить в этом стиле (отличительная черта регулярного парка – геометрическая четкость, ровно подстриженные деревья и кустарники).

Ансамбль был создан в 1799 году архитектором Винченцо Бренной. Композиция представлена в виде двух круглых газонов, разделенных радиальными дорожками на равные сектора. Статуи богинь Правосудия и Мир были выполнены в начале XVIII века в Италии мастером садово-парковых скульптур Пьетро Бараттой. Скульптуры были привезены в Санкт-Петербург Петром Первым и находились первоначально в Летнем саду.

Раньше между партерами находилась мраморная ваза, украшенная меандровым орнаментом (узор, образованный прямыми углами, складывающимися в линию).

С началом Великой Отечественной войны скульптуры были спрятаны в землю и только благодаря этому, уцелели. Во время оккупации Павловска ваза, украшавшая Большие круги, была разбита. В ближайшее время будет завершена ее реставрация и она вновь украсит эту прекрасную композицию.



Павильон Вольер

12

www.spb-guide.ru
/page_20041.htm


Павильон Вольер – это одна из первых построек в Павловском парке, созданная Чарльзом Камероном. Павел I и Мария Федоровна придавали большое значение этому строению и в 1872 году перед отъездом в турне по Европе обсудили все его детали. Предполагалось, что в павильоне будет находиться вольер для птиц, место для танцев и отдыха, а также небольшой музей.

Как и большинство работ Чарльза Камерона здание отличалось простотой, это была одноэтажная постройка, состоящая из центральной части, увенчанной куполом и двух боковых строений, которые соединялись с ней галереями с колоннами.

Первоначально между колоннами северной галереи была натянута сетка, а внутри среди цветов порхали птицы. В южной галерее Мария Федоровна принимала гостей, здесь устраивались танцы и «кушанья». Также в павильоне находился маленький музей, где располагались античные статуи, приобретенные во время путешествия в Европу.

В начале XVIII века, когда Мария Федоровна была уже вдовой, она выпустила птиц на волю, а в галерее устроила цветник.

В 1863 году перед павильоном был вырыт пруд, в то время по своей форме он напоминал фигуру женщины. На островке в центре пруда установили статую Венеры, а пруд стали называть Венериным прудом.

В настоящее время здесь находится копия статуи Венеры Италийской, созданной Антонио Кановой (работа итальянского скульптора хранится в галерее Палатина во Флоренции).

Чарльз Камерон придавал важное значению свету, который проникал в строение сквозь стеклянные двери и еще больше усиливался благодаря отражению в восьми зеркалах. И сейчас, войдя в Павильон Вольер, Вы даже не почувствуете, что находитесь в помещении – через окна со всех сторон проникает свет и кругом видны деревья, кусты и цветы, которые так любила Мария Федоровна.



Молочня

13

www.spb-guide.ru
/page_20108.htm


Павильон построен в 1782 году архитектором Чарльзом Камероном и первоначально был предназначен для содержания скота и хранения молока, именно поэтому и получил свое название - Молочня.

В середине XVIII века, несмотря на господство в архитектуре классического стиля в Россию проникает мода на пастораль, то есть, сельский стиль (pastoralis в переводе с латинского означает «пастушеский»), в частности, при оформлении пейзажных парков стало модным использовать элементы сельского быта.

Императрица Мария Федоровна выписала из провинции Этюп, расположенной на территории современной Франции, эскиз постройки фермы и пожелала видеть в Павловске точную ее копию. Однако, Чарльз Камерон не стал просто копировать здание и реализовал несколько своих идей. Так, на крыше был установлен колокол, созывающий коров на дойку, а, чтобы придать зданию романтичность, через крышу он пропустил березу. Здание выполнено в виде средневековой постройки, сложено из темного камня и напоминает немецкую ферму или трактир.

Первоначально в одном помещении фермы содержались коровы, еще две комнаты использовались для хранения молока, а третья была оформлена в виде роскошного зала для отдыха, украшенного красивой мебелью и нарядным сервизом. В результате, возник слишком резкий контраст между залом для господ и соседним помещением для скота. Поэтому в 1786 году всех животных перевели в построенный скотный двор.

За свою историю Молочня несколько раз горела и в первоначальном виде не сохранилась. Еще в 1895 году в огне была утрачена крыша вместе с отверстием для березы. Но еще больший урон зданию нанесли гитлеровцы во время Великой Отечественной войны. К настоящему времени здание восстановлено снаружи, внутри него оборудовано кафе.



Павильон Росси

14

www.spb-guide.ru
/page_20058.htm


Павильон Росси имеет интересную историю - его создание связано с именами скульпторов нескольких поколений, а посвящен он супруге Павла I и поэтому его второе название – памятник императрице Марии Федоровне.

В 1835 году Великий князь Михаил Константинович решил увековечить имя своей матери и построить павильон в честь нее.

В разное время работу над памятником императрице выполняли скульпторы Иван Мартос, Самуил Гальберг и Александр Опекушин, но по разным причинам ни один из проектов реализован не был.

Только в 1914 году по эскизам Карла Росси, хранившимся в архивах, скульптор Владимир Беклемишев создал статую Марии Федоровны. Позировала мастеру артистка Императорского Малого театра Ольга Сорокина. Статуя была помещена в беседку, проект которой разработал также Карл Росси, а строительство выполнил архитектор Карл Шмидт.

Художник и исследователь Владимир Телепоровский в своей книге о Павловске писал, что еще в 1818 году Карл Росси создал беседку с фигурой императрицы. Но где тот павильон находился и когда был разобран остается неизвестным.

Так, волею судьбы в 1914 году в Павловском парке был установлен павильон Росси, построенный по эскизам, созданным великим мастером еще 100 лет назад.



Парадное поле

15

www.spb-guide.ru
/page_20104.htm


Парадное поле – это часть Павловского парка, начинающаяся в конце Липовой аллеи. Раньше на этой территории проходили военные маневры и парады, отсюда и появилось его название.

Обустройство этого района выполнялось в два этапа. В начале 1790-х годов под руководством Винченцо Бренны здесь был построен плац, где Павел I лично проводил парады и учения солдат. В этот период территория была расширена до будущих Розовопавильонных прудов и обнесена чугунной оградой.

После смерти императора в 1801 году Павловск перестал быть парадной царской резиденцией, но оставался собственностью царской семьи. В 1803-1813 годах обустройством этого района занимается Пьетро Гонзаго.

И вскоре взамен некогда пыльного плаца появляется великолепный пейзажный парк – поляны с цветами, группы деревьев на берегу озер и кустарники самых разных расцветок. В парке прекрасно в любое время года – летом и весной здесь много цветущих растений, зимой на фоне белого снега прекрасно смотрятся ели и сосны, а осень обрадует ярким золотым ковром.

Под руководством Гонзаго на территории района были построены Розовопавильонные пруды (это два пруда, соединяющихся узким проливом, через который перекинут Олений мост). В середине пруда намыт Ливен остров, получивший имя графини Шарлотты Ливен, воспитательницы князей и княжон в доме Павла I. Вдали от аллей установлен скромный памятник в виде колонны с металлическим завершением, также посвященный этой женщине, ставшей добрым ангелом семьи Романовых.

Шарлотта Карловна Ливен служила при дворе 45 лет, до самой своей смерти, и стала единственной в русской истории женщиной, заслужившей своими собственными трудами графский и княжеский титулы.

В районе Парадное поле, недалеко от Липовой аллеи, находится братская могила, где похоронены рабочие и солдаты, погибшие во время революции и гражданской войны.



Розовый павильон

16

www.spb-guide.ru
/page_20042.htm


Розовый павильон – это одна из самых очаровательных построек Павловского парка, имеющая не только художественную, но и историческую ценность. Простое по форме здание, увенчанное куполом, было построено главным архитектором Павловска Андреем Воронихиным в 1807 году.

Как и мечтала Мария Федоровна, Розовый павильон стал царством розы, любимого цветка хозяйки парка.  Царица цветов была изображена на обивке мебели и сервизах, вокруг здания были устроены розалии, а на фронтоне красовалась золоченная надпись на французском языке «Pavillon des roses».

В этом доме Мария Федоровна устраивала настоящие праздники искусства, здесь собирались художники, литераторы и музыканты, сюда могли прийти все образованные люди, неравнодушные к искусству.

В июле 1814 года павильон Роз стал местом торжественной встречи вернувшихся из Парижа императора Александра I и его гвардии. Для предстоящего торжества архитектор Карл Росси пристроил к зданию Танцевальный зал, также была устроена пристань для ловли рыбы, а мастер-декоратор Пьетро Гонзаго создал яркие декорации, изображавшие русскую деревню того времени. Рядом были установлены медные статуи Геркулеса, сидящего на лошади, и Аполлона Геркуланского.

На празднике звучали хвалебные гимны в исполнении хоров, а завершилось торжество стрельбой из пушек и фейерверком.

Розовый павильон - режим работы - лето 2017

  • C 11:00 до 18:00
  • Касса закрывается на полчаса раньше
  • Понедельник и вторник - выходные дни

Розовый павильон - стоимость билетов - лето 2017

  • взрослые - 100 руб.
  • учащиеся (от 7 до 18 лет) и пенсионеры - 50 руб.

И сейчас, как и 200 лет назад, Павильон роз привлекает людей, любящих музыку, живопись и литературу. Ежегодно в этом прекрасном месте Павловского парка проходят музыкальные мероприятия – Международный фестиваль «Большой вальс» и Международный фестиваль "Славься, Глинка!", посвященный творчеству великого русского композитора Михаила Глинки.



Двенадцать дорожек

17

www.spb-guide.ru
/page_20053.htm


Район Старая Сильвия имеет и второе имя - «Двенадцать дорожек». Такое название эта часть Павловского парка получила по главной ее композиции, созданной архитектором Винченцо Бренной. От круглой площадки, словно лучи, расходятся 12 аллей, между которыми расположены 12 бронзовых статуй. Среди них - покровитель торговли Меркурий, богиня красоты и изящества Венера, богиня весны и цветов Флора и девять муз искусства. В центре ансамбля находится фигура Аполлона Бельведерского, покровителя солнечного света, искусства и науки.

На аллеях, ведущих от площадки к Старосильвийским прудам, можно увидеть несколько статуй Ниобид, убегающих от Аполлона с луком. Фигуры Ниобид являются копиями с античных скульптур, созданных в 4 веке до н.э. древнегреческим ваятелем Скопасом.

Согласно древнегреческому мифу, царица Ниобия возгордилась своими детьми Ниобидами и посмеялась над богиней Лето (Латоной), сказав, что она плодовитее ее. (Лето - возлюбленная Зевса, у которой было всего два ребенка – близнецы, сын Аполлон и дочь Артемида). Тогда разгневанная богиня обратилась к своим детям и те с помощью лука убили всех Ниобид. От горя царица Ниоба превратилась в камень.

Все статуи композиции «Двенадцать дорожек» отлиты в Санкт-Петербурге по моделям, выполненным скульптором Федором Гордеевым. Когда началась война, статуи спрятали, закопав их в Павловском парке. В послевоенное время все они были успешно найдены и установлены на сохранившихся постаментах.



Висконтиев мост

18

www.spb-guide.ru
/page_20045.htm


В 1807 году архитектор Андрей Воронихин выполнил проект моста через Славянку, соединившего Сиреневую и Криковскую аллеи. Возведение переправы было поручено каменных дел мастеру Карло Висконти, руководившему всеми строительными работами в Павловске. Его именем и был назван этот красивый и необычный с виду мост.

Широкий арочный пролет украшен львиной головой, с обеих сторон переправы устроены ледорезы, сверху которых расположены массивные тумбы с вазами, выполненными из известняка.

Под устоями моста инженер де Фриз построил плотину и с одной ее стороны в водной глади отражается арка, а с другой стороны устроен искусственный каскад.

Напротив моста раньше находилась первая постройка Павловска – Охотничий домик «Крик», служивший местом отдыха во время охоты цесаревича Павла и Марии Федоровны. Во время Великой Отечественной домик «Крик» сгорел во время пожара, а Висконтиев мост немецкие оккупанты взорвали. В послевоенные годы через Славянку был построен деревянный мост, а в 1974 году строение восстановлено в первоначальном виде.



Памятник родителям

19

www.spb-guide.ru
/page_20057.htm


Памятник родителям – это мемориальное сооружение в память о родных императрицы Марии Федоровны – сестрах Фридерике и Елизавете, брате Карле и родителях - герцоге и герцогине Вюртембергских.

Строение, созданное в 1787 году, посвящалось Фридерике, сестре Марии Федоровны (принцесса Фридерика Вюртембергская умерла в 1785 году в возрасте 20 лет во время родов). Автор строения, архитектор Чарльз Камерон, соорудил павильон в виде полукруглой ниши, напоминающей небольшую часовню, внутри нее находилась лишь черная мемориальная доска с памятными словами.

В начале XIX века Иван Мартос преобразил постройку, превратив ее в прямоугольное строение с открытой нишей, похожее на небольшой древнеримский храм. Новые мраморные доски сообщали о смерти сестер и брата императрицы.

В 1807 году в мемориале была установлена скульптурная композиция, созданная также Иваном Мартосом, изображающая скорбящую женщину и крылатого гения – преданного духа и хранителя.  Женщина, оплакивающая близких, склонилась перед двумя погребальными урнами из белого мрамора.

Мемориал увековечил также и родителей Марии Федоровны – в центре расположен барельеф с их изображениями, поэтому со временем павильон получил название «Памятник родителям».



Амфитеатр

20

www.spb-guide.ru
/page_20056.htm


В 1793 году архитектор Винченцо Бренна построил в парке Павловска Амфитеатр. Это был театр под открытым небом, расположенный по обоим берегам реки Славянки.

На правом берегу находился Каменный амфитеатр, построенный в виде полукруга с невысоким ограждением (балюстрадой), перед которым была устроена скамья, где располагались зрители. В центре на высоком постаменте возвышалась копия античной статуи Флоры. Около самой реки находился фонтан, вода для которого поступала из построенного пруда.

На противоположном берегу располагались сценические площадки, устроенные на земляных террасах, а декорациями к спектаклям служил густой кустарник. Для зрителей, находившихся в Амфитеатре, устраивались балетные спектакли, часто сопровождавшиеся фейерверками и иллюминацией.

В старинных описаниях и в планах это место называлось «Первым свиданием», происхождение этого названия пока точно не выяснено. С 1866 года Амфитеатр называли памятником Никсе.

Дело в том, что в 1865 году скоропостижно от туберкулезного менингита в возрасте 22 лет скончался цесаревич Николай Александрович. На постаменте был помещен портрет наследника престола, сына Александра II и памятная надпись в память о Никсе (так его звали в кругу семьи).

Фонтан у реки перестал работать еще в начале XIX века, а статуя Флоры простояла значительно дольше – ее злоключения начались в Советское время, когда скульптуру неоднократно сбрасывали и повреждали. В настоящее время статуя Флоры отсутствует, а сам Амфитеатр нуждается в реставрации.



Руинный каскад

21

www.spb-guide.ru
/page_20043.htm


В оформлении пейзажных парков часто использовались искусственные развалины, поскольку, по сравнению с новой постройкой, руины очень удачно вписываются в зеленый ландшафт, не создавая излишне резких контрастов. В Павловском парке построено немало каскадов, один из них – Руинный, создан в 1794 году архитектором Винченцо Бренной.

Данное сооружение, построенное в месте впадения Нижнего Старосильвийского пруда в Славянку, удачно соединило два лесных участка – Старую и Новую Сильвию.

Каждому из построенных в парке каскадов Винченцо Бренна придавал нарядное архитектурное оформление.

Видовая площадка строения украшена полуразрушенными вазами, тумбами с лежащими на них львами, выполненными из туфа. В качестве ограждения архитектор использовал стволы свежесрубленных берез. Рядом можно было увидеть обломки античных фигур и обломки колонны.

Увидеть Руинный каскад полноводным можно только в период активного снеготаяния.



Пиль-Башня

22

www.spb-guide.ru
/page_20044.htm


Пиль-Башня – это самая оригинальная постройка Павловского парка, построенная в стиле модных в то время пасторальных (сельских) сооружений. Замысел строения принадлежит Пьетро Ганзаго, а проект составил архитектор Винченцо Бренна. Название Пиль-башни происходит от слова «пилить», поскольку в этом месте раньше находилась лесопилка, работающая от напора воды реки Славянки.

Каменная постройка, созданная в 1797 году, была двухэтажной, имела круглую форму с конусообразной крышей, покрытой соломой. На второй этаж вела внутренняя лестница с перилами из стволов березы. Позже Воронихин заменил эту лестницу на наружную каменную, а вместо водяной мельницы построил мост с красивой аркой и металлическими перилами.

Наружные стены были покрыты росписью, изображающей некогда красивое здание разрушенным. Но только с виду это строение выглядело бедным и убогим, внутри него находился роскошный салон в котором любила отдыхать Мария Федоровна. В этой богато оформленной комнате находился мраморный камин и стол из красного дерева, а также три дивана с подушками, расшитыми золотыми и шелковыми нитями. Салон украшали живописные полотна и лепнина, вазы и часы.

На первом этаже находилось подсобное помещение, в котором, согласно легенде, отбывали провинившиеся и не выполнявшие свои обязанности пажи. Пиль-Башня – это одно из самых выразительных строений Павловска, напоминающее замок в миниатюре.



Мавзолей Павла I

23

www.spb-guide.ru
/page_20054.htm


После смерти Павла I Мария Федоровна решила построить в Павловском парке Мавзолей, Храм в память о своем супруге.

Из всех представленных проектов вдовствующая императрица выбрала работу архитектора Тома де Томона. Здание мемориала, построенное в 1810 году, выполнено в виде античного храма с четырьмя колоннами перед входом. Это строение не было местом захоронения императора, памятник стал Монументом Супругу-благодетелю. (Павел I, как и другие члены императорской семьи, похоронен в Петропавловском соборе),

Мемориал установлен в глухом лесу на краю оврага, где сама обстановка заставляет задуматься о жизни и смерти.

Перед входом в Мавзолей Павла I расположены чугунные ворота с изображением траурных элементов – погребальных урн и опущенных вниз факелов, символизирующих угасание человеческой жизни. Верхняя часть сооружения украшена фризом с плачущими масками, над ней расположен фронтон со словами «Супругу-благодетелю».

Скульптурная группа внутри Храма, созданная крупнейшим русским скульптором XIX века Иваном Мартосом, выполнена в виде обелиска из темно-красного мрамора. Над урной с прахом склонилась безутешная в горе женщина в белом античном одеянии. Иван Мартос не добивался полного ее сходства с фигурой Марии Федоровны, скульптор стремился показать душевную боль женщины, потерявшего близкого человека.

На барельефе пьедестала изображены скорбящие дети императорской семьи, также одетые в античную одежду. Мавзолей Павла I – небольшой по размеру, но в чаще леса он выглядит мощным и монументальным.



Колонна «Конец света»

24

www.spb-guide.ru
/page_20061.htm


Район Новая Сильвия – это лесистая часть Павловского парка, примыкающая к реке Славянке. Здесь, рядом с берегом, на небольшом насыпном холме расположена Колонна «Конец света».

Это простое по форме сооружение было построено архитектором Чарльзом Камероном в 1783 году, в самом начале создания парка в Павловске. Первоначально монумент был установлен в конце Липовой аллеи там, где начинался район Парадное поле. Плинт (нижняя часть, плинтус) памятника и его основание выполнены из серого мрамора, а ствол монумента состоит из трех частей розового мрамора.

Район Новая Сильвия обустраивался позже, в конце XVIII века под руководством Винченцо Бренны. Архитектор решил перенести монумент в самое удаленное на тот момент место парка и назвал его «Конец света».

Колонна «Конец света» - это одна из достопримечательностей Новой Сильвии. Кроме нее, в этой лесистой, а порой и мрачной пейзажной части парка расположены скульптура Аполлон-Мусагет и павильон Памятник родителям.



Круг белых берез

25

www.spb-guide.ru
/page_20055.htm


Район «Белые березы» - самый большой и удаленный в Павловске. Оформлением этого участка в течение 25 лет занимался мастер садового искусства Пьетро Гонзаго. Для создания живописных пейзажей - красивых лугов и дальних перспектив, ему приходилось вырубать лес, а в некоторых случаях – сажать деревья.

В центре района «Белые березы» садовый мастер оформил очаровательную площадку - Круг белых берез. Посадив по окружности 18 берез и одну березу в центре, Пьетро Гонзаго создал настоящее произведение ландшафтного искусства.

От этой площадки, словно лучи, им были устроены аллеи (Липецкая, аллея Черной шляпы и Розово-павильонная, Белого султана и Будочная аллеи), ведущие к более широкой кольцевой аллее. По краю площадки расположена дорожка, на которой установлены скамейки для отдыха.

К сожалению, до наших дней центральная береза не сохранилась, она засохла, но композиция Круг белых берез - хоровод белоствольных красавиц, радует посетителей Павловского парка также, как и 200 лет назад.



Самое красивое место

26

www.spb-guide.ru
/page_20105.htm


В районе Белые березы расположен удивительно живописный участок парка, названный «Самым красивым местом». Здесь нет скульптур и павильонов, фонтанов и каскадов, здесь радует сама природа.

Автором этого поэтического места является театральный декоратор Пьетро Гонзаго, ставший последним, среди мастеров, оформлявших Павловский парк.

Самое красивое место – это просторный луг, окруженный с трех сторон рощами, причем, в перспективе открываются не менее чудесные виды полей и лесов.

Гонзаго родился на юге Европы, в Италии, и приехав в Россию, был покорен красотой северной природы. Талантливый художник, создатель декораций для многих итальянских театров, в том числе и знаменитого театра Ла Скала, Гонзаго искусно перенес приемы оформления сцены на природу.

Согласно легенде, название «самое красивое место» было дано Марией Федоровной, когда во время одной из прогулок она восхитилась красотой открывшегося пейзажа. Справедливости ради, надо отметить, что в Павловском парке есть еще не мало привлекательных мест, и выбрать самое красивое из них, не так и просто.



Ново-Сильвийский мост

27

www.spb-guide.ru
/page_20111.htm


Недалеко от Елизаветина павильона в 1875 году под руководством архитектора Ивана Потопова и инженера Алексея Чикалева был построен Ново-Сильвийский мост. Строение имеет «горбатую» форму и высокую арку над рекой Славянкой. В качестве перил были установлены стволы берез, крепившиеся на тумбах, выполненных в виде груды камней.

Во время Великой Отечественной войны немецкие захватчики при отступлении взорвали строение.

Ново-Сильвийский мост был отреставрирован в 1990 году.

В настоящее время создан проект воссоздания объектов Красной долины, согласно которому Елизаветин Павильон, Елизаветины Руины и Ново-Сильвийский мост будут отреставрированы.



Долина прудов, остров Любви и прокат лодок

28

www.spb-guide.ru
/page_20106.htm


Часть Павловского парка Долина прудов ранее входила в состав района Большая Звезда. В конце XVIII века под руководством Пьетро Гонзаго территория Большой Звезды, расположенная северо-восточнее Круглого Зала, была обустроена и названа Долиной прудов. Это один из самых больших районов Павловского парка, его площадь составляет около 130 га.

Художник-декоратор Пьетро Гонзаго приехал в Павловск по приглашению императрицы Марии Федоровны в конце XVIII века. Хозяйка усадьбы не скупилась на средства и мастер сумел реализовать все свои самые смелые идеи.

Мастер умело совмещает рукотворные и природные элементы, а настоящим украшением парка стала созданная на месте оврагов цепь искусственных прудов, названных Круглозальными. Кроме того, Гонзаго построил Глазовский и Новошалейные пруды. Но особенно следует выделить Венерин пруд, в центре которого был намыт искусственный остров Любви, или Обвороженный остров. На нем была построена беседка Шале, расписанная самим Гонзаго.

Со второй половины XIX века парк практически не обустраивался и многие постройки стали ветшать, к сожалению та же участь постигла и беседку Шале, не сохранившуюся до наших дней.

Пейзажи этой части парка самые разные – это поляны с сочной травой и лесные просеки, извилистые тропинки сквозь сырые и мрачные лесные чащи и гладь прудов, отражающая солнце.

Прокат лодок

Пункты проката лодок расположены у Розовопавильонных и Вокзальных прудов.

  • Режим работы с 11-00 до 20-00, в период белых ночей время работы пункта проката продлевается на 1 час
  • Стоимость проката на 30 минут – 250 рублей, на один час – 350 рублей
  • Для получения лодки необходимо внести залог в размере 1000 рублей
  • Режим работы может меняться при ухудшении погодных условий, для уточнения информации необходимо связаться с администратором по телефону +7 (981) 754-57-56.

                 

Долина прудов – это первая работа Пьетро Гонзаго в Павловском парке, в дальнейшем под его руководством выполняется оформление Парадного поля, Красной долины и Белой березы.



Елизаветин (Краснодолинный) павильон

29

www.spb-guide.ru
/page_20109.htm


За Долиной реки Славянки находится Красная долина - один из самых удаленных районов Павловского парка. Здесь рядом с Ново-Сильвийским мостом расположена романтическая композиция - Елизаветин (Краснодолинный) павильон и Елизаветины Руины. Согласно легенде, Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I, любила гулять и отдыхать в этом тихом спокойном месте, в честь нее и названо это строение. Во время его возведения постройку называли «Зало на Красной долине».

Проект здания выполнил архитектор Чарльз Камерон - это была его последняя работа в Павловском парке, а строительство велось под руководством Петра Шретера и Карла Висконти. Сооружение состоит из двух частей, соединяющихся перекидной лестницей.

Сам павильон напоминает античное сооружение, наверху которого устроена площадка для обзора – бельведер, с которой открывались великолепные виды на долины реки Славянки. Чарльз Камерон называл построенное здание «Point de vue», что в переводе с французского означает «Точка обзора».

Широкая лестница, ведущая наверх, имела мощные каменные столбы, придававшие зданию необычный вид, перила бельведера были выполнены из стволов березы.

Второе здание с шатровой крышей располагается на небольшом расстоянии от павильона, внутри него находился нарядный светлый зал с простой и изящной отделкой. Стены были облицованы мрамором серо-зеленого цвета, потолок украшал живописный плафон в виде неба и березовой веточки, выполненный Пьетро Гонзаго.

В 1804 году район Красная долина был обустроен художником-декоратором Пьетро Гонзаго. В оформлении парка строения Камерона не играли важной роли, поскольку для создания живописных картин художник-декоратор  использовал лишь природу, группируя деревья и кусты, чередуя рощи, луга и поляны.

К настоящему времени Красная долина является самым «запущенным» районом Павловского парка, в разрушенном состоянии пребывает и Елизаветин (Краснодолинный) павильон. В ближайшие время предполагается провести реставрацию памятников этой части парка.



Елизаветины Руины

30

www.spb-guide.ru
/page_20110.htm


Для охраны Елизаветина павильона в 1804 году по проекту Чарльза Камерона была сооружена так называемая Караульная, названная Елизаветиными Руинами. Здание располагалось на береговом откосе, ведущем к реке Славянке, и поэтому одна из его стен совмещалась со склоном.

Постройка выполнена в виде полуразрушенного здания и состоит из двух арок, между которыми находится простенок, украшенный полуциркулярной нишей. Рядом были разбросаны развалины античных сооружений – колонн и скульптур, барельефов и карнизов, напоминавшие об истории Древней Греции. Такие искусственно созданные руины в пейзажных парках были модными в то время.

Со временем некоторые из этих аттиков были перемещены в музеи, в частности, две статуи находятся в Античном отделе Эрмитажа, это:

  • Афродита в садах, представлена как Венера Павловская
  • Гигиея - Богиня здоровья, со змеей на плечах.

Елизаветины Руины и Краснодолинный павильон очень похожи на романтичную декорацию, создающую таинственность этому уголку Павловского парка.



Круглый зал

31

www.spb-guide.ru
/page_20051.htm


Если Вы приедете в Павловск на электричке и направитесь во Дворец, Ваш путь пройдет через район Большая звезда, один из самых больших в Павловском парке. Здесь расположен павильон Большой зал, созданный архитектором Винченцо Бренной в 1800 году.

Павильон находится в центре круглой площадки, от которой расходятся 12 аллей, большинство которых имеют интересные и необычные названия – Дружеская и Молодого жениха, Красного молодца и Зеленой женщины, Красного солнца и Молодого жениха.

Во времена Марии Федоровны в павильоне устраивались музыкальные и танцевальные вечера, а также праздничные обеды. В то время Круглый зал называли Музыкальным салоном, по-французски это произносилось, как Salon de musique, а в просторечии звучало как "салон соленого мужика".

В 1836 году, когда владельцем парка был Михаил Павлович, рядом с павильоном прошла первая в России железная дорога, соединившая Санкт-Петербург, Царское село и Павловск. Летом в павильоне работали кафе и ресторан, а в зимнее время для посетителей катальной горки здесь был устроен буфет.

С 1 сентября 1998 года благодаря помощи бизнесмена и мецената Сергея Гутцайта, Круглый зал был отреставрирован и стал местом проведения концертов «Музыкальный променад» и «Музыка без границ». Концерты проходят летом в выходные дни и посетить их могут бесплатно все желающие (музыкальные блоки длятся по 15 минут и зрительская аудитория обновляется на протяжении всего концерта).



Чугунные ворота

32

www.spb-guide.ru
/page_20062.htm


Чугунные ворота установлены в 1826 году на границе Павловска, со стороны дороги на Царское село. Это монументальное строение император Николай I подарил на День рождения своей матери. Растроганная Мария Федоровна повелела именовать ворота Николаевскими, но это название не прижилось и в народе называли их Чугунными.

Чертежи постройки были выполнены Карлом Росси, бывшим в то время главным архитектором Павловского парка.

Сооружение состоит из 16 колонн, установленных на четырех невысоких постаментах, сгруппированных по четыре единицы. Таким образом, между колоннами образованы три пролета, два боковых из них предназначены для пешеходов и средний – для экипажей. Наверху находится скульптура двуглавого орла с короной на голове, у ног его – развевающаяся лента. Высота сооружения составляет 10,7 метров, длина – 17 метров, а вес - 82 тонны.

От чугунных ворот полукругом в обе стороны расходится решетка, украшенная накладными деталями в виде ваз с фруктами и цветами.

Строение выглядят торжественно, но сурово и тяжеловесно, что объясняется тем, что архитектор был ограничен условиями заказа и не смог добиться свойственной его работам гармонии с окружающим пейзажем.

Во время Великой Отечественной войны многие элементы строения были утрачены, полная реставрация проведена в 1981 году. В конце прошлого века Чугунные ворота пострадали во время дорожно-транспортного происшествия (одна из колонн была сильно повреждена и восстановлена лишь через несколько лет).