www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга

Путеводитель по Ораниенбауму (Ломоносову)



Содержание



Ораниенбаум (Ломоносов) на карте



Как добраться, режим работы и стоимость билетов в Ораниенбаум - лето 2017

www.spb-guide.ru
/page_5104.htm


Как добраться до Ломоносова


Электрички с Балтийского вокзала до станции «Ораниенбаум I». Время в пути около часа.

[Расписание электричек до Ломоносова]


Маршрутки от Балтийского вокзала (метро Балтийская) или от метро Автово.

Настоятельно рекомендую ехать от Автово, т.к. Балтийский вокзал расположен ближе к центру Санкт-Петербурга и Вы можете застрять в пробках. Стоянка маршруток находится на противоположной стороне от метро «Автово», куда можно добраться через подземный переход. Маршрутки отправляются каждые 10-15 минут. Время в пути около часа.

Номера маршруток до Ломоносова:

  • От Балтийского вокзала (метро «Балтийская»): 054, 404а;
  • От метро «Автово»: 300, 424а, 404, 200 (автобус).

Маршрутки прибывают на Привокзальную площадь Ораниенбаума у железнодорожного вокзала. От Привокзальной площади до парка пешком около 5 минут. Необходимо идти по улице Петербургской, затем по Дворцовому проспекту.



Режим работы парка Ломоносов (Ораниенбаум) - лето 2017

Внимание! В связи с проведением ремонтных работ примерно половина парка закрыта для посетителей. Дворец Петра III закрыт на реставрацию. Остальные дворцы и музеи работают.

Парк открыт ежедневно с 9 до 20 часов.



Стоимость билетов в парк Ораниенбаум - лето 2017 г.

Вход бесплатный.



Китайский дворец - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Музей начинает работу 27 мая и заканчивает в конце сентября. Точные даты зависят от погодных условий. Музей может быть закрыт при повышенной влажности или во время дождя.

По состоянию на 2016 год в Китайском дворце открыты для посетителей только 7 залов. Продолжается реставрация.

Китайский дворец - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.
  • Фото и видеосъемка запрещена


Большой Меншиковский дворец - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - вторник и последняя среда месяца
  • Кассы закрываются на час раньше

Большой Меншиковский дворец - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 250 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 150 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 400 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 250 руб.


Картинный дом - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Касса закрывается на час раньше
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца

Картинный дом - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.
  • Фото и видеосъемка запрещена


Дворец Петра III - режим работы и стоимость билетов - лето 2017

Закрыт на реставрацию.



Павильон «Каменное зало» - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день - вторник
  • Кассы закрываются на час раньше

Павильон «Каменное зало» - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.


Павильон «Китайская кухня» - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день - понедельник
  • Кассы закрываются на час раньше

Павильон «Китайская кухня» - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 150 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 100 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 250 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 150 руб.


Меншиковский дворец (Большой дворец)

номер на карте

1

www.spb-guide.ru
/page_20388.htm


Меншиковский или Большой дворец является памятником петровского времени. Строение является центром и старейшим сооружением величественного дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума.  Меншиковский дворец возвышается над берегом Финского залива и олицетворяет утверждение России на Балтийском море.

Уникальность строения состоит в том, что в годы войны оно не было разрушено и мы можем полюбоваться творением, созданным великими мастерами XVIII – XIX веков, а также увидеть обстановку и предметы искусства того времени.

Большой Меншиковский дворец - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - вторник и последняя среда месяца
  • Кассы закрываются на час раньше

Большой Меншиковский дворец - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 250 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 150 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 400 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 250 руб.

Экскурсионное обслуживание можно заказать в кассе музея.

Описание

Меншиковский дворец был задуман как часть величественной панорамы, встречающей гостей, прибывающих в Санкт-Петербург по морю. Строение выполнено в стиле петровского барокко и состоит из двухэтажного центрального корпуса и примыкающих к нему овальных галерей с двумя павильонами – Церковным и Японским. К павильонам пристроены два флигеля.

Центральный корпус выделяется высокой двускатной крышей и надстройкой – бельведером, украшенным куполом в виде короны. (Бельведер – это легкая открытая площадка, в переводе с итальянского Belvedere означает красивый вид).

Общая длина фасада здания составляет 210 метров. Неудивительно, что гости, прибывающие в Ораниенбаум на кораблях по морю, восхищались величественным зданием, расположенным на возвышенности рядом с берегом.

Внутри строения было немало «диковинок», одна из них - турецкая баня со стеклянной крышей, в которой побывал сам Петр Первый. В качестве внутреннего декора комнат использовались немецкие и голландские изразцы, росписи по штукатурке и холсту, шпалеры и мрамор. Потолок украшали плафоны и лепнина, стены комнат - обои из кожи и китайского шелка, пол был покрыт паркетом из дорогих пород деревьев.

Для императора были устроены две комнаты со скромной обстановкой - лишь стены и печка в них были покрыты кафельными плитками.

Своей грандиозностью и роскошным внутренним убранством дворец в Ораниенбауме превзошел даже дворцовый ансамбль в Петергофе. От его центрального корпуса к Финскому заливу был прорыт канал, по которому корабли с гостями подходили к дворцу.

В XVIII – XIX веках Большой дворец неоднократно перестраивался, изменялась и внутренняя обстановка в зависимости от вкусов его хозяев.

Из истории

После победы в Северной войне в 1700-1702 годы Россия вернула свои земли на Балтийском побережье. Началось строительство Санкт-Петербурга и чтобы освоить близлежащие земли, Петр Первый выделил участки земли своим приближенным с условием их застройки.

Царский фаворит Александр Меншиков получил землю на южном берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга, где началось строительство усадьбы, названной Ораниенбаумом.

По преданию в этой местности находилась оранжерея, в которой росли дикие апельсиновые деревья, причем на каждом из них можно было заметить табличку с надписью «Oranienbaum», что в переводе с немецкого означает «померанцево», или «горькое апельсиновое» дерево. Петра Первого развеселили надписи и он назвал эту местность Ораниенбаумом

По другой, более правдивой легенде, Александр Меншиков дал имя своему поместью в честь Вильгельма третьего Оранского - наместника Нидерландов, короля Англии, которого император очень почитал и любил. По имени поместья была названа Слобода, позже ставшая городом Ораниенбаумом.

Возведение дворца началось в 1710 году и продолжалось до 1727 года. В строительстве принимали участие архитекторы Джованни Фонтана, Иоганн Шедель и Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн и Николя Пино.

В 1727 году Александр Меншиков попал в опалу и был сослан в Раненбург (ныне город Чаплыгин Липецкой области). Большой дворец переходит в казну, а затем передается Адмиралтейств-коллегии и перестраивается под Морской госпиталь.

В 1743 году хозяином усадьбы становится Великий князь Петр Федорович, впоследствии император Петр III. По преданию, именно здесь он отрекся от престола в пользу своей супруги, ставшей императрицей Екатериной II.

В середине XIX века, когда поместье принадлежало Великой княгине Елене Павловне, были выполнены преобразования дворца, придавшие ему оригинальность и сохранившие его самобытность. (Княгиня Елена Павловна – супруга Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I).

Работы по перестройке дворцового ансамбля выполнялись под руководством Франческо Растрелли, а затем – Антонио Ринальди. Также в создании дворцово-паркового ансамбля принимали участие Андрей Штакеншнейдер и Гаральд Боссе, Людвиг Бонштедт и Георгий Прейс.

Позже поместьем владела Екатерина Михайловна, дочь княгини Елены Павловны, а затем ее внуки. При советской власти в разное время в здании размещались госпиталь и училище, техникум и общежитие.

Только в 1995 году в городе Ломоносове создается музей-заповедник, а первые посетители смогли осмотреть Меншиковский (Большой) дворец в сентябре 2011 года в год празднования трехсотлетия Ораниенбаума. Средства на завершение реставрации выделялись из Федерального бюджета, а также дочерними компаниями Газпрома.



Китайский дворец

номер на карте

2

www.spb-guide.ru
/page_20389.htm


Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга, которые были разрушены во время ВОВ). Возможно, именно поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.


Китайский дворец - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Музей начинает работу 27 мая и заканчивает в конце сентября. Точные даты зависят от погодных условий. Музей может быть закрыт при повышенной влажности или во время дождя.

По состоянию на 2016 год в Китайском дворце открыты для посетителей только 7 залов. Продолжается реставрация.

Китайский дворец - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.
  • Фото и видеосъемка запрещена

Китайский дворец - описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном - покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская - комната для дежурства придворной дамы).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них - красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже, а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал муз

За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой.  Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная

Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал

Большой зал – это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.

Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг - паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли),

Китайский дворец – из истории

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф - парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры - в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.



Дворец Петра III

номер на карте

3

www.spb-guide.ru
/page_20390.htm


Дворец Петра III – миниатюрное строение, служившее для отдыха императора. Скромное снаружи, оно, словно небольшая шкатулочка, наполнено изумительными интерьерами и предметами искусства, почти без изменения сохранившимися до наших дней.

Дворец Петра III был возведен на территории Потешной военной крепости Петерштадт, сооруженной на правом берегу реки Карости в Ораниенбауме. Причем, в военном городке это было единственное здание, не предназначенное для военных целей.


Дворец Петра III - режим работы и стоимость билетов - лето 2017

Закрыт на реставрацию.



Потешная крепость Петерштадт

На территории многих царских резиденций находились строения и городки, которые использовались во время неофициальных церемоний для развлечений и забав высоких особ. Таким сооружением в Ораниенбауме была Потешная военная крепость, построенная в 1757-1760 годах для князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. С детства Петр обожал все военное, но боялся пушечной стрельбы, причем, эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь.

По своей форме крепость представляла собой 12-ти конечную звезду, вдоль лучей которой были сооружены валы высотой до четырех метров и широкий ров глубиной в два метра. Внутри находился крепость Святого Петра с пятью бастионами.

Большая часть строений городка имела военное назначение, это были казармы для солдат и гауптвахта, арсенал и дома для офицеров, конюшни и другие хозяйственные постройки. Также здесь были сооружены кирха и цейхгауз. Все эти здания были одноэтажными и в большинстве своем деревянными. Интересно, что последние работы по укладке дерна проводились за два дня до дворцового переворота 26 июня 1762 года.

Со временем деревянные постройки крепости Петерштадт обветшали, а их остатки в конце XVIII века, при Александре I, были разобраны.

Дворец Петра III - описание

Архитектор Антонио Ринальди в 1757- 1762 годах построил миниатюрный двухэтажный дворец, имеющий элементы стиля рококо. Это было первое здание, возведенное итальянским архитектором самостоятельно в России, Оно не предназначалось для торжественных приемов и церемоний, а служило для отдыха и развлечений князя Петра Федоровича.

Строение было квадратным в плане, но имело срезанный дугообразный угол. Именно на этом месте и располагался фасад и главный вход в здание. Благодаря такой архитектуре изящный дворец Петра III выглядел более мощно и значимо. Здание увенчано балюстрадой, выглядит скромно и в тоже время торжественно.

На первом этаже располагались лишь хозяйственные помещения, а на втором были обустроены шесть помещений - Передняя и Буфетная, Картинный зал и Кабинет, Спальня и Будуар. Все комнаты имели небольшой размер и были буквально насыщены предметами, интересными хозяину дворца, который был музыкантом и увлеченным коллекционером. Внутреннее убранство здания поражало не роскошью и богатством, а изысканностью и тонким вкусом.

Залы дворца Петра III

Главное украшение Передней - это паркет, созданный по рисункам Антонио Ринальди в XIX веке. Буфетная - это совсем небольшая комната, украшенная фарфоровыми статуэтками.

Картинный зал – главный и самый просторный, в нем размещены около 60 живописных полотен мастеров западноевропейских школ XVIII – XIX веков. Произведения искусства разделены серебряным багетом и занимают полностью всю поверхность стен. В этом зале устраивались домашние концерты, в которых участвовал и сам Петр III. Наследник престола не только любил музыку, но и прекрасно играл на скрипке.

Кабинет Петра III

Одно из украшений кабинета - изящное бюро светлого тона с рисунком в восточном стиле. Также здесь сохранилось кресло из орехового дерева.

Спальня

Спальня Петра оформлена в красном тоне. Бюро украшено двумя попугайчиками, символами верности и любви. Интересна и люстра, созданная по рисунку Ринальди - две ветки, перевязанные лентой, являются своеобразным клеймом автора этого произведения.

Будуар

Плафон этой комнаты украшает лепнина, рисунок которой создал также Ринальди. Лепной рисунок падуги потолка изображает сюжеты из истории крепости Петерштадт. Это башни и бастионы, дозор и морской бой, а также вензель Петра III.

Из истории

За 186 дней своего правления он показал себя энергичным правителем, за это время им было подписано 192 документа. Император заключил мир с Пруссией, запретил пытки крепостных и преследование старообрядцев. В феврале 1762 года в Ораниенбауме им был подписан последний документ - манифест «О вольности дворянской», согласно которому дворяне освобождались от обязательной государственной и военной службы, введенной Петром Первым.

Одной из причин отстранения императора от власти являлось его желание крещения Руси по протестантскому образцу. Гвардия выступила на стороне Екатерины и 26 июня 1762 года в своем дворце в Ораниенбауме Петр III отрекся от власти.

Сохранившийся Дворец Петра III хранит память о трагической судьбе его хозяина. По состоянию на 2016 год здание закрыто на реставрацию. Планируются капитальный ремонт несущих конструкций и гидроизоляция стен, реставрация слуховых окон и замена ветхой деревянной балюстрады на крыше, а также многие другие работы.



Нижний парк

номер на карте

4

www.spb-guide.ru
/page_20391.htm


Нижний парк в Ораниенбауме является одним из первых регулярных садов в России. Он расположен перед Большим дворцом, у подножия его террас, на прибрежной части Финского залива. Нижний парк имеет форму трапеции и занимает территорию в 4,8 гектара.

Центральная аллея сада вела от главного входа во дворец до ворот, от которых начинался канал длиной почти в один километр. В XX веке связь дворца с Финским заливом была нарушена в связи со строительством шоссе и железной дороги.

Режим работы парка Ломоносов (Ораниенбаум) - лето 2017

Внимание! В связи с проведением ремонтных работ примерно половина парка закрыта для посетителей. Дворец Петра III закрыт на реставрацию. Остальные дворцы и музеи работают.

Парк открыт ежедневно с 9 до 20 часов.



Стоимость билетов в парк Ораниенбаум - лето 2017 г.

Вход бесплатный.

Нижний парк - описание

Работы по созданию Нижнего парка проходили с 1712 по 1728 год под руководством архитекторов Джованни Фонтана и Иоганна Шеделя, а также садовых мастеров Христофора Граца и Ягана Эйка.

В центре сада был устроен партер из трех цветочных клумб, сооружены три фонтана, установлены скамейки и трельяжные решетки с вьющимися растениями.

Нижний парк украшали скульптуры, из которых 39 были выполнены из дерева и покрашены краской под мрамор и четыре – из свинца, покрытые позолотой. Среди деревьев были подстриженные вязы, липы и клены, ели и можжевельник, а также плодово-ягодные – яблони и вишни. В оранжереях выращивали южные растения, в том числе овощные и фруктовые культуры.

Позже сад был перепланирован в 1750-х годах сад по проекту Бартоломео Растрелли. Во второй половине XVIII века обустройство территории ведет Антонио Ринальди, внесший в стиль сада черты рококо и раннего классицизма.

В советское время на территории Нижнего парка работал театр, находились спортплощадка, эстрада и ларьки. Восстановление сада началось в 1970-х годах и в 2011 году, к 300-летию Петербурга, Нижний сад Ораниенбаума был приведен к тому виду, каким он был в середине XVIII века.



Верхний парк

номер на карте

5

www.spb-guide.ru
/page_20392.htm


Значительную часть музея-заповедника Ораниенбаум занимает Верхний парк, который часто называют Северной Швейцарией. Главным архитектором Верхнего парка был Антонио Ринальди, также в создании архитектурных памятников участвовали Михаил Земцов, Франческо Растрелли и другие известные зодчие.

Верхний парк, расположенный к югу от Большого Меншиковского дворца, имеет площадь около 160 га. Река Кароста, впадающая в Финский залив, делит его на две части:

  • Петровский парк - этот участок расположен западнее русла реки, здесь в 1757 году была построена Потешная крепость - Петерштадт
  • Ансамбль «Собственная дача» императрицы Екатерины II, находящийся восточнее русла реки Каросты (этот участок значительно больше по своим размерам).

Во второй половине XVIII века деревья и кусты Верхнего парка перестали постригать, в результате, аллеи потеряли свои четкие линии и местность приобрела черты пейзажного парка. Его особенностью является то, что он был спланирован одним архитектором, Антонио Ринальди, который гармонично объединил ансамбль Петерштадта и Собственной дачи и выполнил плавный переход от одной стилистической части в другую.

К настоящему времени Верхний парк сохранил тот вид, который он имел в середине XIX века. Его украшают архитектурные постройки, пруды и мосты, а также декоративная скульптура. Всего здесь было сооружено 30 мостов, из которых к концу XIX века восемь было перестроено в камне.

Петровский парк

Из архитектурных памятников на территории Петровского парка до нашего времени сохранился Дворец Петра III и ворота крепости Петерштадт.

В XVIII веке на реке Кароста были созданы два самых больших пруда -  Верхний (Красный) и Нижний, на котором для наследника престола был построен Потешный флот. Нижний пруд был своего рода увеселительным морем, по которому плавали гребные и парусные суда.

Через Каросту перекинуто три моста, самый большой из них – Трехарочный Петровский мост. На реке с помощью гранита и камня устроено несколько водопадов.

Ансамбль «Собственная дача»

Среди архитектурных памятников ансамбля Собственной дачи можно отметить Китайский дворец и расположенные рядом павильоны Китайская кухня и Кавалерский (бывший Кухонный) корпус. Недалеко от Меншиковского дворца, на краю возвышенности также находятся постройки:

Пруды Подкова и Карпин, находящиеся напротив парадного двора Большого дворца, служили для питания фонтанов Нижнего парка.

Холмистая местность Верхнего парка и водная гладь прудов делают его исключительно живописным. Одним из самых красивых мест является вид от Китайского дворца на пруд.

Китайский пруд

Китайский пруд, расположенный перед Китайским дворцом, был спланировал Ринальди и первоначально имел очертания правильного прямоугольника. Однако, в середине XIX века его форма была изменена и он приобрел романтические пейзажные очертания. Рядом расположена пергола, покрытая вьющимся виноградником, в тени которой можно было укрыться в летнее время.

По берегам пруда и на островах установлена декоративная скульптура, изображающая мифологические персонажи, это копии с античных оригиналов - статуи Аполлона Бельведерского и прекрасной богини Артемиды, юноша Илионей рядом с перголой и композиция «Тритон, спасающий детей», статуя «Нимфа в раковине» и многие другие.

Верхний парк пересекает несколько аллей, самые примечательные из них: Сойкинская, проходящая с севера на юг, Тройная липовая аллея проложена от Каменного зала к Китайскому дворцу и Ореховая аллея, находящаяся у южной границы парка.



Померанцевое дерево - символ города

номер на карте

6

www.spb-guide.ru
/page_20407.htm


До 1948 года город Ломоносов носил имя Ораниенбаум, что в переводе с немецкого означает «Померанцевое дерево». Существует несколько версий происхождения этого названия.

  • Самая распространенная из них говорит о том, что в оранжереях усадьбы еще со шведских времен выращивали апельсиновые деревья
  • По другой легенде, Петр Первый, приехав в имение Александра Меншикова, подарил ему померанцево дерево. Возможно подарок царя таил некую иронию: «Уж я-то знаю, какой ты фрукт!». А Меншиков сделал заморское дерево эмблемой своего поместья
  • Некоторое время назад была выдвинута и другая версия. Во Франции есть город Оранж, откуда произошла династия Оранских. И перевести название «Ораниенбаум» можно как дерево или род Оранских. Известно, что Петр Первый уважал Вильгельма третьего Оранского, правителя Нидерландов, английского короля и самого яркого политика того времени. Петр встречался с ним, когда путешествовал по Европе. Меншиков мог назвать свою усадьбу именем Оранского в угоду Петра Первого, а также чтобы повысить статус своего имения.

Померанцевое дерево является символом города Ломоносов и в честь него в 90-е годы на Александровской улице был установлен фонтан. В 2011 году, к 300-летию города, проведена реконструкция фонтана - в центре появилась композиция – лев, тянущийся к Померанцеву дереву. Высота бронзовой скульптуры - около 6 метров, в ночное время фонтан подсвечивается.



Китайский пруд

номер на карте

7

www.spb-guide.ru
/page_20400.htm


На юго-западе музея-заповедника Ораниенбаум Антонио Ринальди создал прекрасный ансамбль, центральная роль в котором отводилась Китайскому пруду. Свое название водоем получил по названию Китайского дворца, построенного для Екатерины II в 1760-х годах.

Первоначально в композицию должны были входить Китайский пруд и дворец, а также Фрейлинский и Кофейный домики. Однако, Кофейный домик так и не был сооружен, а Фрейлинский дом в середине XIX века был перестроен в павильон Китайская кухня по проекту архитектора Людвига Бонштедта.

Первоначально, когда парк был оформлен в регулярном стиле, водоем имел строгую прямоугольную форму. В середине XIX века планировка Верхнего парка меняется - водоем приобретает мягкие очертания и ансамбль, созданный Ринальди, принимает романтический вид.

Китайский пруд украшает скульптура, ее можно видеть, как на самом водоеме, так и по берегам. Среди сохранившихся скульптурных композиций – «Аполлон Бельведерский» и «Диана с ланью», а также установленный на высоком постаменте (под водой) «Тритон, спасающий детей». На берегах разбиты цветники, по берегам построены дорожки для прогулок. Рядом с водоемом находится покрытая вьющимся виноградником пергола, в тени которой можно укрыться от солнца в летние дни.



Китайская кухня

номер на карте

8

www.spb-guide.ru
/page_20401.htm


Здание Китайской кухни было построено в 1760-х годах, когда Антонио Ринальди создавал ансамбль Китайского дворца. По его проекту на берегу пруда был сооружен Фрейленский домик - одноэтажное здание с антресольным этажом. Строение было выполнено в стиле барокко с элементами классицизма и имело куполообразную крышу.

Почти через 100 лет, в середине XIX века, архитектор Людвиг Бронштедт перестроил Фрейлинский домик под кухню. В ней расположились все основные и вспомогательные службы, занимающиеся приготовлением пищи и хранением продуктов.

В центральном зале находились две русские печи с дымоходом, голландские плиты с духовкой, вертела для жарения мяса и котлы.  Также здесь располагались кондитерская и скатерная, сервисная и буфетная - для подготовки посуды, кофишенская - для приготовления кофе и чая, шоколада и других напитков. Для мытья посуды была оборудована ванная «с водяной машиной о трех кранах».

На втором этаже здания поселился обслуживающий персонал. Рядом был возведен ледник и винный погреб.

Надо отметить, что ранее блюда для хозяев Ораниенбаума и их гостей готовились в расположенном рядом Кавалерском корпусе. В настоящее время павильон Китайская кухня используется для проведения выставок музея-заповедника.



Павильон «Китайская кухня» - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день - понедельник
  • Кассы закрываются на час раньше

Павильон «Китайская кухня» - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 150 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 100 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 250 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 150 руб.


Ледник Китайской кухни

номер на карте

9

www.spb-guide.ru
/page_20402.htm


Рядом со зданием Китайской кухни был возведен Ледник и винный погреб. Это небольшое, непримечательное с виду строение, сложенное из красного кирпича, было предназначено для хранения продуктов.

Постройка имела сугубо практическое значение, отличалась простотой и в плане представляла собой прямоугольник.

В 1860-х годах Ораниенбаум становится летней резиденцией княгини Екатерины Михайловны правнучки Екатерины II. Именно она распорядилась перенести кухню из Кавалерского корпуса ближе к дворцу, для чего Фрейлинский дом перестраивается в Китайскую кухню.

Одновременно сооружается Ледник Китайской кухни, автор этих построек - архитектор Людвиг Бронштедт.



Пергола с пристанью

номер на карте

10

www.spb-guide.ru
/page_20403.htm


Рядом с Китайским дворцом, на западном берегу пруда, находится пергола, то есть беседка, обвитая зеленью вьющихся растений (в переводе с итальянского Pergola переводится как навес). Здесь же сооружена мраморная пристань, к которой ведет небольшая каменная лестница.

Пергола представляет собой 54 каменных пилона высотой более 2,5 метра, сложенных из пудостского камня, сверху перекрытых деревянной брусчаткой. В тени вьющихся растений, можно было укрыться от солнца в летний день.

На берегу пруда разбит цветник, в центре него установлена бронзовая скульптура «Илионей» - копия с древнегреческого изваяния IV века. Рядом можно увидеть валун с памятной датой «1762», указывающей на год постройки Китайского дворца. В том месте, где сейчас находится пергола, Антонио Ринальди планировал построить Кофейный домик, но замысел архитектора не был осуществлен.

Пергола с пристанью в Ораниенбауме была построена значительно позже - в 70-х годах XIX века, когда проходило обустройство Верхнего парка, в том числе и Собственного сада Екатерины. В годы войны строение сильно пострадало, но было восстановлено в 1949 году.



Каменная скамья Екатерины II

номер на карте

11

www.spb-guide.ru
/page_20404.htm


Недалеко от перголы расположена Каменная скамья Екатерины II, выбитая из ледникового валуна. На стенке видна полустершаяся надпись «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».

Это особое место в парке, от которого веет древностью и мистикой. Возможно, что ощущение ложное, и создается из-за того, что скамья окружена густо разросшимися деревьями, а непосредственно из самого валуна выросла ель.

Скамья-памятник напоминает нам о той эпохе, когда создавался величественный ансамбль Ораниенбаума и Собственная дача императрицы.



170-летний дуб

номер на карте

12

www.spb-guide.ru
/page_20406.htm


На берегу Китайского пруда можно увидеть 170-летний дуб с инвентарным номером «193». Старинное дерево, посаженное еще в середине XIX века, пережило многие поколения и разные времена.

Надо отметить, что при создании ансамбля Собственной дачи в середине XVIII века Антонио Ринальди стремился достичь гармонии архитектуры и природы. Вдоль южного фасада Китайского дворца были посажены дубы и еще в XX веке эти гигантские 200-летние деревья украшали историческое здание. К сожалению, до нашего времени эти деревья не сохранились.

Сравнительно молодой 170-летний дуб, раскинувший свои густые ветви, является жемчужиной Верхнего парка и заслуживает не меньшего внимания, чем другие рукотворные объекты музея-заповедника Ораниенбаум.



Кавалерский корпус

номер на карте

13

www.spb-guide.ru
/page_20395.htm


Кавалерский корпус расположен в Верхнем парке музейного комплекса Ораниенбаума, недалеко от Китайского дворца. Главный фасад строения выходит на Сойкинскую дорогу, а со стороны внутреннего двора находится Зверинец, где содержатся павлины, лани и олени, зайцы и лисы.

Кавалерский корпус возведен в 1765-1767 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди и использовался как Кухонный корпус Китайского дворца.

Архитектор выбрал простую форму здания - строение было одноэтажным в виде прямоугольника с двумя флигелями и просторным внутренним двором. В здании находилась кухня и размещалась свита Екатерины II, поэтому Кухонный корпус вскоре стал называться Придворным корпусом.

В 1807 году началась реконструкция сооружения – появляется второй этаж, где поселяются фрейлины княгини Елены Павловны, супруги князя Михаила Павловича. С этого времени корпус стал называться Кавалерским.

Здание несколько раз перестраивалось и выполняло самые разные функции.  Третий флигель был пристроен позже по центральной оси здания, которое стало представлять в плане букву «Ш». Главный фасад был реставрирован в 1840-х годах.

В первой половине XIX века здесь размещался военный госпиталь, в советское время – профтехучилище, в начале 2000-х годов – База отдыха с просторными номерами. Рядом стоящая деревянная «Русская изба» использовалась как коттедж для отдыха туристов. В настоящее время Кавалерский корпус закрыт на реставрацию.



Зверинец

номер на карте

14

www.spb-guide.ru
/page_20394.htm


По традиции, сложившейся еще в средние века, при пригородных резиденциях русских правителей всегда имелся зверинец. Князь Петр Федорович (будущий император Петр III), был страстным охотником и неудивительно, что в Ораниенбауме, восточнее Нижнего пруда, к середине XVIII века был устроен обширный охотничий парк - зверинец.

Рядом с ним находились псарный и охотничий дворы, а также егерская служба. В охотничьем парке содержались павлины и лебеди, лани, зайцы и лисы. Некоторых животных, например оленей, для охотничьих забав привозили из Германии.

Часто во время охоты высокопоставленные охотники располагались в восьмигранной беседке, откуда стреляли в зверей.

После смерти Петра III император Павел, а затем и его сын император Александр I не отличались любовью к охоте. В началу XIX века зверинца в Ораниенбауме уже не было и императорская охота при следующих правителях - Александре II и Александре III проходила, главным образом, в Гатчине и Павловске, а также в окрестностях Ораниенбаума.

В 2001 году зверинец в Ораниенбауме был восстановлен, сейчас он расположен восточнее Кавалерского корпуса и в нем содержатся те же животные, что и более 250-ти лет назад.



Петровский мост

номер на карте

15

www.spb-guide.ru
/page_20393.htm


Петровский мост является самым большим мостом, возведенным на территории дворцово-паркового комплекса Ораниенбаума. Он перекинут через реку Кароста, протекающей с юга на север к Финскому заливу. А всего через Каросту построено три моста, но Петровский мост входит в самый живописный маршрут музея-заповедника - с него открывается прекрасный вид на Каросту и ее окрестности.

Петровский мост построен сравнительно недавно - в 1910 году, по проекту русского архитектора Оскара Александровича Паульсона. Сооружение является трехарочным, а для его украшения использованы элементы стиля модерн – цементный руст и закаленная плитка, так называемый кабанчик.

Мода на плитку «кабанчик» появилась в Европе в начале XX века. Поверхность, выложенная такой плиткой, становится похожей на кирпичную кладку и выглядит объемной и фактурной.

Первый Петровский мост, возведенный в середине XIX века, был деревянным, он соединил Петровский дворец и Собственную дачу Екатерины II. По сохранившимся описаниям, переправа была покрашена белой краской с сероватым колером, «с токарными балясинами», с лестницей «для сходу к воде».

Затем в 1874 году архитектор Ораниенбаумского дворца Георгий Андреевич Прейс перестроил Петровский мост. Конструкция переправы осталась деревянной, а в качестве украшения он использовал накладные филенки.

В 1910 году эта переправа была разобрана и перестроена в камне. Петровский мост возведен в том месте, где в начале XVIII века находились павильоны, остатки которых сохранились под мостовыми конструкциями сооружения.



Почётные ворота и крепость Петерштадт

номер на карте

16

www.spb-guide.ru
/page_20405.htm


Почетные ворота, или ворота Петерштадта расположены на территории Потешной крепости в Верхнем парке Ораниенбаума. Это небольшое по размерам строение относится к архитектуре малых форм и является уникальным сооружением – подобных построек в пригородах Санкт-Петербурга больше нет.

Строительство Потешной крепости и Почетных ворот выполнялось по проекту архитектора Антонио Ринальди.

Крепость Петерштадт

Крепость Петерштадт была сооружена в 1756-1762 годах по приказу наследника престола князя Петра Федоровича. Царствующая в то время Елизавета Петровна не допускала его к государственным делам и будущий император Петр III, любивший военное дело, устраивал учения и проводил парады на плацу военного городка.

Потешная крепость имела форму звезды и состояла из пяти бастионов, в ней было 12 пушек. По периметру были устроены валы и вырыты рвы с подъемными мостами. В центре располагался плац, также были построены дворец Петра и дом коменданта, арсенал и гауптвахта, дома для офицеров и казармы для младших служащих, была и лютеранская церковь.

На Нижнем пруду, который называли Малым Увеселительным морем, находился Потешный флот, состоящий из четырех кораблей с пушками.

В России строительство Потешных крепостей было традицией со времен Петра Первого. Крепость Петерштадт в Ораниенбауме предназначалась лишь для парадов и учений и не была хорошо защищена.

Почётные ворота

Почетные ворота были построены в 1757 году. Оригинальность этого строения основана на контрасте массивной арки-проезда и легкой надвратной башни в виде фонарика.

Строение выглядит изящным именно благодаря верней его части, выполненной в виде восьмиугольной прозрачной башенки с высоким куполом. С нее дежурные солдаты наблюдали за приближением к Потешной крепости несуществующего противника.

До нашего времени от крепости Петерштадт в Ораниенбауме сохранились лишь Потешные ворота и Дворец Петра, а также остатки валов и рвов.



Руинный мост

номер на карте

17

www.spb-guide.ru
/page_20399.htm


Руинный мост расположен в одном из самых красивых мест Верхнего парка Ораниенбаума – он перекинут через речку Кароста и находится в районе Петровского парка, который часто называют Русской Швейцарией.

В конце XVIII и начале XIX Верхний парк пришел в заброшенное состояние. Многие растения погибли, другие разрослись самосевом. Вскоре после смерти Александра I, с 1827 года усадьбой стали владеть его братья Константин и Михаил. С этого времени под руководством садовника Джозефа Буша-младшего начались работы по обустройству имения.

Вместо регулярного парка, созданного в XVIII веке по проекту Антонио Ринальди, появляется пейзажный парк с рощами и полянами. Вместо запруд строятся каскады, а около их основания и по руслу реки появляются валуны. Через Каросту был перекинут трехарочный Петровский и небольшой двухарочный Руинный мост, соответствующий романтическим вкусам XIX века.

Пейзаж, открывающийся с деревянного Руинного моста, был настолько прекрасным, что вызывал восторг и вздохи гостей парка в Ораниенбауме. Неудивительно, что мост часто называли мостом Вздохов. Пилоны и перила строения были деревянными.

В начале XX века мост был перестроен в камне и стал называться Новым. Название «Руинный мост» появилось в 1945 году, когда деревянные перила были утрачены.



Катальная Горка

номер на карте

18

www.spb-guide.ru
/page_20396.htm


Павильон Катальная Горка является одним из самых красивых сооружений Ораниенбаума. Это памятник переходного периода - от изящного кокетливого рококо к раннему классицизму. Павильон Катальная Горка является лишь небольшой частью возведенного в XVIII веке огромного инженерного сооружения под названием "Катальные горы".

Строительство сооружения выполнено в 1762-1774 годах по проекту Антонио Ринальди по расчетам выдающегося русского механика, артиллерийского инженера и изобретателя Андрея Константиновича Нартова. Комплекс Катальные горы состоял из павильона «Катальная горка» нежно-голубого цвета, скатов и галерей и был прообразом зимних ледяных гор, традиционно возводившихся к началу масленичных гуляний.

На высоте около 10 сажен (около 20 метров) находилась спусковая площадка, от которой шли 4 ската, один из них был прямой и три волнообразные, подъем на которых выполнялся за счет инерции. Катание выполнялось на специальных колясках, украшенных позолотой и выполненных в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей.

Катание проходило до 1801 года, но поскольку денег на содержание постройки выделялось недостаточно, сооружение постепенно разрушалось, а в середине XIX века и вовсе было разобрано.

Из всего огромного комплекса до наших дней сохранился лишь павильон. Его оформление восхищает своим изяществом и утонченностью.

Парадная лестница приведет нас в гостиную, украшенную белой лепниной на светло-зеленом фоне. Парадные комнаты дворца – Круглый зал и два кабинета – Охотничий и Фарфоровый.

  • Круглый зал оформлен лепниной, росписью и позолотой, выполненными итальянскими и русскими мастерами. Орнамент мраморного пола повторяет рисунок росписи стен и купола
  • Фарфоровый кабинет украшен уникальными предметами из фарфора, рисунок которых рассказывает о морских победах России, развитии экономики и торговли, искусства и науки. Мраморный пол, покрытый светлым лаком, также напоминает фарфор
  • Стены Охотничьего кабинета декорированы панно и орнаментом в виде гирлянд и охотничьих атрибутов. Ринальди создал интерьер, сделавший этот зал, похожим на Охотничий домик.

Благодаря оптимальным пропорциям, чистоте форм и гармоничности павильон Катальная Горка напоминает памятник Греции, ставший ярким примером слияния архитектуры с окружающей природой.



Каменное зало

номер на карте

19

www.spb-guide.ru
/page_20397.htm


Павильон Каменное зало был построен в середине XVIII века и предназначался для проведения праздничных мероприятий, в том числе концертов и маскарадов. Поэтому часто это строение называли Новым дворцом, а также Концертным и Маскарадным дворцом. Каменное зало расположено в Верхнем парке, напротив П-образного пруда и недалеко от павильона Катальная горка.

История этого здания загадочна и споры об авторе строения продолжаются до сих пор. Предположительно проект здания создал Франческо Растрелли, а работы выполнялись под руководством мастера М.Л. Гофмана.

Здание прямоугольной формы выполнено из камня, к нему были пристроены два деревянных флигеля. В главном корпусе находится большой зал со сценой и креслами для гостей. В дни торжеств перед павильоном накрывали столы, которые подсвечивали цветными фонариками.

Представления проходили не только внутри здания, часто сценой становилась аллея перед павильоном.

В 1824 году под руководством Василия Стасова проведена реконструкция сооружения, в результате которой деревянные флигеля были разобраны и строение получило имя «Каменное зало».

В середине XIX века хозяйкой усадьбы стала Елена Павловна, приехавшая из Германии и вышедшая замуж за князя Михаила Павловича. Воспитанная в лютеранской вере, княжна пожелала построить в Концертном зале кирху. Каждое воскресенье в возведенной Лютеранской церкви играл орган и проходили богослужения. В начале XX века рядом с кирхой пристроили колокольню.

В 1960-х годах прошла реконструкция, в ходе которой здание приобрело исторический вид. В настоящее время павильон, как и более 200 лет назад, используется для проведения концертов и праздничных мероприятий.



Павильон «Каменное зало» - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день - вторник
  • Кассы закрываются на час раньше

Павильон «Каменное зало» - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.


В настоящее время в павильоне Каменное зало представлена садово-парковая скульптура Ораниенбаума.



Картинный дом

номер на карте

20

www.spb-guide.ru
/page_20398.htm


Картинный дом Ораниенбаума был построен, предположительно в 1754-1761 годах, по приказу князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В здании располагались картинная галерея и библиотека, кунсткамера и оперный зал. Коллекция, собранная в Картинном зале, стала ярким примером частного собрания произведений искусства. По сути, это был первый Дом культуры в царской России.

За свою 250-летнюю историю строение использовалось под склады и госпиталь, школу и жилые квартиры. В настоящее время в Картинном доме расположился музей, представляющий произведения искусства западноевропейских мастеров XVI - XVIII веков.

Картинный дом - режим работы - лето 2017

  • С 10:30 до 18:00
  • Касса закрывается на час раньше
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца

Картинный дом - стоимость билетов - лето 2017

  • Для граждан России и Белоруссии
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 200 руб.
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 300 руб.
  • Фото и видеосъемка запрещена

Великий князь Петр Федорович, женившийся в 1745 году на принцессе Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II, обожал не только военное дело, но и музыку и живопись. В Большом Меншиковском дворце Ораниенбаума собранная коллекция живописных полотен уже не умещалась и князь приказал возвести для нее новое здание – Картинный дом.

Автор построенного строения доподлинно неизвестен, вместе с тем, предполагается, что проект был создан в мастерской Франческо Растерелли.

В здании разместилась Картинная галерея и кунсткамера, библиотека и кабинет Петра Федоровича. Кроме того, по всем правилам театрального искусства здесь был обустроен первый придворный оперный театр, просуществовавший с 1755 по 1758 годы.

Хотя Екатерина II считала, что кроме книг о военном деле и разбойниках, ее супруг ничего не читал, собранная Петром III коллекция говорит о разнообразии его вкусов. Здесь были книги по беллетристике, а также об искусстве и театре, музыке и про Китай. Время правления Петра III было совсем недолгим (император правил всего полгода – с 25 декабря 1761 года по 28 июня 1762 года). К концу XVIII века галерея была расформирована, поскольку последующие правители не проявляли к зданию должного уважения.

Летом 2015 года Картинный дом в Ораниенбауме открылся после шестилетней реконструкции. Был воссоздан внешний вид исторического здания, а многие предметы декоративного искусства и живописные полотна вернулись на свои места. Сейчас здесь представлено около 80 картин мастеров живописи XVI - XVIII веков.



Собор Архангела Михаила

номер на карте

21

www.spb-guide.ru
/page_20408.htm


В феврале 1913 года отмечалось 300-летие царствования дома Романовых. В честь этого события в Ораниенбауме взамен деревянного храма был возведен новый белокаменный собор Архангела Михаила. Величественный храм высотой 36,5 метра словно встречает гостей на въезде в город Ломоносов. Храм стал доминантой не только Ораниенбаума, но и всего южного берега Финского залива.

В конце XVIII века хозяином Ораниенбаума был князь Михаил, сын Павла I. (В возрасте 51 года, он внезапно умер). В 1865-1867 годах, в память о нем, была построена деревянная церковь, главный престол которой был освящен во имя святого Михаила. Вдова и дочь князя – княгиня Елена Павловна и княжна Екатерина Михайловна, пожертвовали храму великолепный иконостас и всю основную утварь.

В 1902 году храму был присвоен статус собора. Вскоре была возведена каменная колокольня, рядом с которой старое деревянное церковное здание выглядело просто убогим. Начался сбор средств на строительство нового каменного храма.

Новый собор Архангела Михаила возведен в 1911-1914 годах по проекту русского художника Александра Константиновича Меняева. Белокаменное здание с огромным медным куполом построено в неорусском стиле. С восточной стороны к нему примыкают три массивных полукруглых выступа (апсиды). Со стороны западного входа расположена двухъярусная колокольня с шлемовидным куполом.

Внутреннее пространство храма просторно, стены, а также своды главного купола и трех алтарей украшены росписями.

В советское время в здании находился склад, а все церковное имущество было вывезено и лишь в 1988 году храм был возвращен верующим. В настоящее время Собор Архангела Михаила – это действующий храм, здесь проходят богослужения, исповеди и обряды крещения.

Праздник - Собор Архангела Михаила – светлый и один из самых почитаемых дней в православии, он отмечается 21 ноября (по старому стилю – 8 ноября).