www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга


Содержание

Эрмитаж: режим работы, стоимость билетов, как добраться


Схема (план) залов Эрмитажа


Посольская (Иорданская) Лестница


Петровский или Малый тронный зал


Гербовый зал


Военная Галерея 1812 года


Георгиевский или Большой Тронный зал


Павильонный зал


Часы «Павлин»


Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)


Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)


Джорджоне «Юдифь»


Тициан «Даная»


Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»


Тициан «Святой Себастьян»


Лоджии Рафаэля


Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)


Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»


Антонио Канова «Амур и Психея»


Просветы Нового Эрмитажа


Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»


Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»


Рыцарский зал


Рембрандт «Возвращение блудного сына»


Рембрандт «Даная»


Рембрандт «Снятие с креста»


Лестница Нового Эрмитажа


Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»


Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»


Рубенс «Вакх»


Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»


Франс Снейдерс «Рыбная лавка»


Якоб Йорданс «Бобовый король»


Шатровый зал - «малые голландцы»


Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»


Лукас Кранах «Венера и Амур»


Клод Лорен - цикл «Времена суток»


Александровский зал


Фальконе «Скульптура Ангела»


Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»


Сервиз с камеями


Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»


Личная гостиная Марии Александровны


Будуар Марии Александровны


Малахитовая гостиная


Малая столовая Николая II


Коллекция древнеримской скульптуры


Зимние дворцы в Санкт-Петербурге


Фото Эрмитажа




Эрмитаж: режим работы, стоимость билетов, как добраться

www.spb-guide.ru
/page_5488.htm


Режим работы Эрмитажа в 2017 г.

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 - 18:00 (кассы работают до 17:00);
  • среда и пятница 10:30 - 21:00 (кассы работают до 20:00);
  • понедельник – выходной.

Летом и в выходные дни настоятельно рекомендуется приходить к открытию или за полчаса до него. Можно простоять несколько часов в очереди, или просто не попасть в музей, если приходить не к открытию.



Как добраться до Эрмитажа

Эрмитаж расположен в самом центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская». При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Вам необходимо пройти налево по Невскому проспекту и вы окажетесь на Дворцовой площади. Вход в Эрмитаж находится на Дворцовой площади.

Также можно дойти от станций «Невский проспект» / «Гостиный Двор». От метро идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской и Невского проспекта Вы увидите арку Главного штаба, через нее попадете на Дворцовую площадь. Вход в музей с Дворцовой площади.


Стоимость билетов в Эрмитаж в 2017 г.

  • для граждан России и Белоруссии - 400 рублей;
  • для пенсионеров (граждан России), детей и студентов (любых стран) – бесплатно;
  • для иностранных граждан (в том числе страны СНГ) - 700 рублей;
  • любительская фотосъемка – бесплатно. Запрещена съемка с использованием штатива, съемка с использованием вспышки;
  • бесплатное посещение - первый четверг каждого месяца и 7 декабря (День Эрмитажа) для всех категорий посетителей.

При наличии рекомендуем иметь при себе студенческий билет или пенсионное удостоверение. В противном случае Вам придется оплатить полную стоимость билета.

 

Контакты

Телефон: (812) 710-90-79, (812) 710-96-25

Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org



Схема (план) залов Эрмитажа

www.spb-guide.ru
/page_10708.htm


Подробная схема-план Эрмитажа с номерами залов. Аналогичную схему Вы сможете получить бесплатно у касс музея.

напечатать напечатать


Схема залов Эрмитажа - 1 этаж

напечатать напечатать


напечатать напечатать


Схема залов Эрмитажа - 2 этаж

напечатать напечатать


напечатать напечатать


Схема залов Эрмитажа - 3 этаж

напечатать напечатать


при создании страницы использовались материалы сайта музея www.hermitagemuseum.org




Посольская (Иорданская) Лестница

www.spb-guide.ru
/page_19079.htm


Посольская (Иорданская) Лестница – это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской.

Позже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане – специальной проруби в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия.

Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде.

Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.



Петровский или Малый тронный зал

www.spb-guide.ru
/page_19081.htm


Петровский зал посвящен основателю Санкт-Петербурга Петру Первому.

Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала – Малый тронный.

Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы, написанный итальянским художником Якопо Амигони. Над картиной мы видим двуглавого орла, символ Российской империи и позолоченную корону императоров.

Малый Тронный зал Зимнего дворца был создан в 1833 году по проекту Огюста Монферрана и был предназначен для малых приемов.



Гербовый зал

www.spb-guide.ru
/page_19082.htm


Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены изображения гербов российских городов.

Сейчас здесь находится большая коллекция западно-европейского серебра. Изделия французских мастеров XVIII века выполнены с особым изяществом и виртуозной проработкой деталей.

Сервис работы Франсуа Тома Жермена, заказанный императрицей Елизаветой Петровной в 1757 году, украшен коронами и гербарием. Здесь же находится экспозиция немецкой серебряной посуды этой эпохи.

Гербовый зал был призван прославить государственное устройство Российской империи.



Военная Галерея 1812 года

www.spb-guide.ru
/page_19083.htm


Портретная галерея в память о войне 1812 года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его смерти. Всего здесь 332 портрета героев войны, выполненных английским мастером Джорджем Доу. Большая часть полотен написана с натуры, для создания изображений погибших и умерших ветеранов использовались сохранившиеся портреты.

В галерее представлена элита российского офицерства, воины, отстоявшие Россию в битвах с гениальным военным стратегом - Наполеоном Бонапартом. Александр I гордился победой в войне и галерея была задумана им как символ могущества его императорской власти, верности народа и победы русского оружия.

Император, гарцующий на белом коне на фоне панорамы Парижа, изображен на огромном полотне работы Франца Крюгера.



Георгиевский или Большой Тронный зал

www.spb-guide.ru
/page_19084.htm


Для проведения больших и официальных церемоний кавалеров Ордена Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной, к анфиладе был пристроен Георгиевский или Большой Тронный зал. Он спроектирован итальянским архитектором Джакомо Кваренги и восстановлен после пожара Василием Стасовым.

Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, святого покровителя России и Дома Романовых.

Георгиевский зал – главный в Зимнем дворце, здесь проходили все официальные церемонии Российского императорского дома.



Павильонный зал

www.spb-guide.ru
/page_19085.htm


В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений - Павильонный зал, который отличается изяществом, изысканностью и гармонией.

В его убранстве тесно переплелись античные, мавританские и ренессансные мотивы. Широкие окна, светлый мрамор с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр наполняют помещение светом и воздухом.

Легкие белоснежные колонны, ажурные золоченные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов. В полукруглой нише расположены овальные медальоны с живописными вставками, а фонтаны-раковины - вариации Бахчисарайского фонтана слез в Крыму.

Декоративные столы украшены мозаичными столешницами работы итальянских мастеров XIX века, на полу – копии мозаики, найденной в окрестностях Рима и изображающей голову медузы Горгоны и фантастические сцены античной мифологии. Убранство дополняют изящные статуи из белого мрамора и золоченной бронзы.



Часы «Павлин»

www.spb-guide.ru
/page_19086.htm


Часы «Павлин» были созданы в мастерской известного лондонского ювелира Джеймса Кокса и куплены в 1788 году Григорием Потемкиным из имущества герцогини Елизаветы Кингстон.

Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят. Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение.

Сова олицетворяет ночь, разум и непредсказуемое мышление. Она заперта в ажурной клетке, сдерживающей ее темную силу. Подпрыгивающая стрекоза символизирует мимолетность существования.

Рядом разместились две солнечные птицы - петух и блистающий красотой оперенья павлин. Петух - символ рождения новой жизни, а раскрытый хвост павлина означает солнечный диск, который быстро превращается в луну. По легенде, павлин – это любимая птица богини Геры, владычицы неба, покровительницы семьи и брака, обитающей на священном дереве верховных богов – дубе.

Часы «Павлин» были созданы не только для развлечения публики, они заставляют задуматься о смысле жизни и быстротечности времени.



Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

www.spb-guide.ru
/page_19087.htm


В этом зале хранится две картины художника, поступившие после правления Екатерины II - в середине XIX и в XX веках - Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) и Мадонна с цветком

«Мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена.

Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

В проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания.

Картина относятся к произведениям искусства, утверждающим стиль Высокого Возрождения.



Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

www.spb-guide.ru
/page_19088.htm


Картина Мадонна с цветком относится к высокому искусству, блистательному периоду итальянского Раннего Возрождения. Картина была написана еще молодым Леонардо до Винчи и стала образцом для художников тех времен.

Образ Мадонны с цветком полон обаяния и живой радости материнства. Второе название картины – Мадонна Бенуа, которое она получила по имени последнего его владельца, русского архитектора Леонтия Бенуа. История о том, как эта работа попала в Россию до сих пор остается тайной.



Джорджоне «Юдифь»

www.spb-guide.ru
/page_19089.htm


Картина Джорджо Барбарелли «Юдифь» из коллекции французского банкира Пьера Кроза поступила в Эрмитаж в 1772 году.

Художник изобразил удивительно нежную молодую женщину, очаровательный облик которой исполнен неземного спокойствия.

Лишь длинный меч в ее тонких пальцах говорит нам о том, что перед нами грозная библейская героиня, спасшая родной город Ветилую от нашествия ассирийцев.

Исследователи считают, что лицу поверженного полководца Олоферна приданы черты самого Джоджоне. Но даже эта деталь не нарушает созданного художником настроения поэтической задумчивости, а лишь подчеркивает, что в мире все гармонично, а жизнь и смерть неразрывно связаны.



Тициан «Даная»

www.spb-guide.ru
/page_19090.htm


История Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, освещена художником в нескольких его работах.

По одному из античных мифов, оракул предсказал царю Акрисию смерть от руки внука и тогда царь решил обрести свою единственную дочь на безбрачие, заточив ее в башне. Однако, Зевс, плененный красотой девушки, проник к ней в образе золотого дождя, осыпав ее золотыми монетами.

На картине мы видим совершенно спокойное лицо Данаи, а знак небесной любви она принимает без удивления и суеты. О сладком томлении говорит лишь ее нежное упругое тело, тепло золотистой кожи и розовеющие колени и ступни. Ее тело не просто залито светом, оно будто соткано из золотых лучей.

Отказ от разделяющих линий и плавный переход от светописи к тени положили начало новому периоду в творчестве художника. Картина «Даная» превратила Тициана из талантливого художника в гения.



Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

www.spb-guide.ru
/page_19091.htm


Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, - один из шедевров Эрмитажа. В своей работе художник по-прежнему воспевает жизнь и радость плоти, но в то же время обращается к теме нравственного поиска и очищения.

Тициан изобразил пышущую красотой и здоровьем Магдалину, волосы которой отливаются золотом и струятся по округлым плечам и упругой груди. Ее губы распухли, а глаза воспалены от обильных слез.

Она страдает, ведь былое безмятежное счастье бесповоротно ушло. И мы видим, как она несчастна, оставшись наедине со своим горем.

Современники Тициана были восхищены созданной композицией и обращались к мастеру с просьбой написать для них картину. До наших дней дошло несколько экземпляров этого произведения, но хранящаяся в Эрмитаже работа является лучшим ее вариантом.



Тициан «Святой Себастьян»

www.spb-guide.ru
/page_19092.htm


Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника. Это одно из последних его произведений.

Согласно средневековому преданию, Себастьян, уроженец города Нарбонна, тайно исповедовал христианство. За отказ поклониться языческим идолам его дважды приговаривали к смерти: в первый раз его расстреляли стрелами, но он остался жив. Во второй раз его до смерти забили камнями и бросили в канаву. Христианка Лючия похоронила его в катакомбах на Аппиевой дороге в Риме.

Тициан изобразил Севастьяна привязанным к дереву, но поза его величественна и олицетворяет мужество, а мощное тело воплощает силу и непокорность. Он с достоинством встречает смерть. Его лицо выражает не безнадежность и отчаяние, а гордый вызов мучителям, самообладание и спокойствие.

Картина «Святой Себастьян» - это одна из лучших работ Тициана и жемчужина Эрмитажа.



Лоджии Рафаэля

www.spb-guide.ru
/page_19093.htm


Лоджии Рафаэля в Ватикане пленяли воображение императрицы и она решила создать точную их копию в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга.

Архитектор Джакомо Кваренги построил корпус галереи, а художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей. Работы шли 11 лет, копии выполнялись темперой на холсте, но внешне выглядели в точности, как фрески.

Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового завета, от Сотворения Мира до Тайной Вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты – гротески с бесконечным разнообразием изящных мотивов.

Так, воплощенная мечта Екатерины быть ближе к европейской культуре подарила Эрмитажу не просто картину, а целую галерею росписей.



Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)

www.spb-guide.ru
/page_19094.htm


Картина Рафаэля Санти «Мадонна с безбородым Иосифом», как и многие другие шедевры живописи, была приобретена Екатериной II из большой коллекции Пьера Кроза.

Святое семейство – Дева Мария с младенцем и Иосиф, объединены в непринужденную, но неразрывно связанную группу, причем, образ каждого из них совершенно индивидуален. Обычно Иосифа изображали с большой бородой, подчеркивающей его возраст, а на этой картине старик безбородый. Отсюда и произошло второе название картины - «Мадонна с безбородым Иосифом».

Композиция была создана в период пребывания художника во Флоренции и, как любое его полотно, была строго продумана и совершенна. Контуры плавны, цветовые соотношения мягки и гармоничны. Все образы как бы очищены от всего будничного и погружены в состояние возвышенной печали.

На картине через арочный проём виднеется фрагмент пейзажа. Эта деталь, а также выражение лица младенца, его поза и причёска Марии говорят о влиянии на молодого художника искусства Леонардо да Винчи.



Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»

www.spb-guide.ru
/page_19095.htm


Гордость Эрмитажа - скульптура «Скорчившийся мальчик» - это единственная работа великого Микеланджело Буонаротти в России. Первоначально скульптура предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

Микеланджело работал над изваянием в 1530-1534 годах, в то время, когда Флоренция потеряла свою независимость и великий мастер вынужден был скрываться в монастыре. Созданный мастером образ выражает чувства тех трагических дней.

Юный атлет силен и мужественен, но его голова опущена, а плечи согнуты. Он как бы придавлен к земле и, кажется, сломлен даже его дух. Скульптура «Скорчившийся мальчик» – это ассоциация с Флорентийской республикой, завоеванной войсками испанского короля Карла V и римского папы Климента VII.



Антонио Канова «Амур и Психея»

www.spb-guide.ru
/page_19096.htm


Антонио Канова был самым известным мастером неоклассической скульптуры. За его талант Папа Пий VII внес его имя в Золотую книгу римского Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искья. Скульптор не раз обращался к античному мифу о любви крылатого Бога Амура и смертной девушки Психеи.

Согласно легенде, богиня любви Венера завидовала красоте Психеи, возлюбленной Амура, и отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, но запретила в него заглядывать. Психея нарушила запрет, открыла крышку и, в наказание, была усыплена. Амур, спустившийся с неба, поцеловал Психею и возвратил ее к жизни.

В работе Кановы герои мифа оживают: Амур только что коснулся земли, а Психея, еще в полусне, приподнимается ему навстречу.

Скульптура Кановы «Амур и Психея» - словно мраморный гимн любви, торжествующей над смертью. Легкость движения и грациозность жестов сделали это произведение одним из самых привлекательных в творчестве великого скульптора.



Просветы Нового Эрмитажа

www.spb-guide.ru
/page_19097.htm


Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. В музее всего три таких зала – один Большой и два Малых, в них расположены самые крупные полотна императорской коллекции. Эти залы украшают торшеры из порфира и родонита, напоминающие цветущие деревья, а также огромные вазы на пьедесталах в виде золоченных грифонов.

  • В Испанском Малом Просвете (зал 239) представлены работы выдающихся испанских мастеров XVII-XVIII веков
  • В Большом и Малом итальянских Просветах (залы 238 и 237) расположена богатая коллекция итальянского искусства.


Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»

www.spb-guide.ru
/page_19098.htm


В центре Большого Просвета представлена скульптура «Гибель Адониса», ее автор - Джузеппе Маццуола, ученик великого скульптора эпохи барокко Лоренцо Бернини.  В своей работе мастер изобразил тот трагический миг, когда возлюбленный Венеры, охотник Адонис, гибнет от клыков дикого кабана.

В основе композиции лежит сюжет поэмы «Метаморфозы», созданной древнеримским поэтом Овидием. Во время охоты на Адониса напал вепрь, посланный ревнивой богиней охоты Артемидой. Дикий зверь смертельно ранил юношу.

Над скульптурой «Гибель Адониса» мастер работал почти 30 лет, что повлияло на манеру исполнения произведения. Композиция воплотила в себе черты позднего барокко - скульптура приобретает чувственность, полную свободу и энергию, она становится подобной живописи, украшающей пространство.

Адонис изображен в момент перед падением, когда его движение остановлено и он находится в сложном повороте. Перекинутый через плечо юноши плащ придает скульптуре динамичность. Разнообразие обработки мрамора – от гладкой до шершавой, изображающей щетину вепря, усиливает выразительность произведения.



Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»

www.spb-guide.ru
/page_19099.htm


Красочное полотно Джордано Луки «Битва лапифов с кентаврами» – это одна из самых удивительных и замечательных работ художника, представляющая сюжет из древнегреческого мифа.

Согласно античной легенде, племя лапифов пригласило кентавров на свадьбу своего царя Пейритоя. Во время торжества кентавры пытались похитить невесту, красавицу Гипподамию, и ее подруг. В жестоком бою горные жители уберегли своих жен и победили кентавров.

Художник полностью заполнил панорамное полотно фигурами сражающихся. В центре - кентавр Эвритон, от которого старается вырваться Гипподамия. Герой Тезей, обнажив меч, пытается спасти девушку из лап чудовища. Перепады света и тени на напряженных мускулах, разнообразие ракурсов и сочные цвета, - все эти приемы использует талантливый мастер, создавая великолепный образец барочного искусства.



Рыцарский зал

www.spb-guide.ru
/page_19100.htm


В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлена богатейшая коллекция оружия, насчитывающая почти 15 тысяч предметов.

Коллекция императорского арсенала включает работы самых известных мастеров-оружейников Германии, Испании и Франции, Италии и других стран. Это огнестрельное и холодное оружие самого высокого качества, а также турнирные доспехи и предметы рыцарского, парадного и охотничьего вооружения.

В Рыцарском зале выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI века на конях, покрытых броней. С появлением огнестрельного оружия толщина доспехов увеличивалась, а его вес достигал 40 килограммов. Надежность доспехов проверялась контрольным выстрелом с расстояния 100 шагов.

Здесь можно увидеть рыцарские мечи, шпаги, считавшиеся символом благородства и мужества дворян, а также даги – кинжалы для левой руки, использовавшиеся в паре со шпагой. Многие доспехи украшены растительным орнаментом и сюжетами с изображением воинов или сцен охоты.



Рембрандт «Возвращение блудного сына»

www.spb-guide.ru
/page_19101.htm


Рембрандт был великим мастером светотени и крупнейшим представителем золотого века голландской живописи. Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына».

Согласно Евангельской притче, отец разделил имение между двумя своими сыновьями. Младший сын ушел из дома, вел распутную жизнь и расточил все свое имущество. Когда же он совсем обнищал и стал умирать от голода, то решил вернуться домой и сказать отцу: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Рембрандт изображает финальную сцену притчи о блудном сыне. Стертые в долгих скитаниях ноги сына, его жалкое рубище и застывшее в жалкой позе усталое тело - воплощение всех земных мук, через которые он прошел. Возвратившись в родной дом, сын обретает покой, прижавшись к груди всепрощающего и кроткого отца. Лицо старика озарено светом и излучает доброту.

Художник отражает свои представления о вечных человеческих ценностях, его чувства направлены к сердцу каждого: «О том надо радоваться, что этот сын был мертв и ожил; пропадал и нашелся».



Рембрандт «Даная»

www.spb-guide.ru
/page_19102.htm


Одна из самых загадочных работ Рембрандта – это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа.

Согласно мифу, оракул предсказал смерть царя Акрисия от руки внука, после чего его дочь Даная была заточена в недоступной башне. Но обольщенный ее красотой Зевс проник к ней в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.

Рембрандт отходит от традиционного сюжета: на его картине тело женщины отличается от античного идеала красоты, а вместо традиционного дождя из монет - мотива продажной любви, мы видим золотой свет - олицетворение счастья, любви и избавления.

Великий мастер светотени, Рембрандт освещает потоком теплого солнечного света центральную фигуру и погружает в тень все, что находится на заднем плане. Картина становится более объемной, усиливается одухотворенность и эмоциональная выразительность главного героя.

Последние исследования показали, что глубокое одухотворение композиции стало результатом более поздних изменений. В первом варианте Даная имела сходство с женой художника Саскии. После ее смерти гражданской женой Рембрандта стала Геертье Диркс и в окончательном варианте художник совместил изображение двух своих любимых женщин.

Картина «Даная» относится к произведениям искусства, история которых таинственная и трагическая, ведь в ее судьбе переплелись жизни Саскии, Геертье и Рембрандта.

В 1985 году картина едва не погибла от безумной выходки злоумышленника.



Рембрандт «Снятие с креста»

www.spb-guide.ru
/page_19103.htm


Картина голландского художника Рембрандта «Снятие с креста» была написана в 1834 году, когда в его творчестве сквозь внешнюю патетику все больше пробиваются подлинные человеческие страсти и драма жизни. В его работе нет места ни театральности, ни величию.

Тело Иисуса освещено снопом яркого света и пугает своей безжизненностью, Богоматерь лишилась чувств, а лица окружающих выражают лишь боязливую растерянность, недоумение и любопытство. На земле приготовлена ткань, на которой Иисус будет лежать, пока не воскреснет. В густом мраке царит лишь смерть, страшная в своей обыденности. Художник правдиво и не приукрашено создал образ земного горя.

Если Христос на полотне Рубенса изображен в трогательной позе и остается идеально прекрасным в горе и даже в смерти, то Рембрандт верен принципам сурового реализма: лица персонажей искажены горестью и страданием, но прекрасны искренностью своих переживаний.



Лестница Нового Эрмитажа

www.spb-guide.ru
/page_19104.htm


В 1852 году в здании Нового Эрмитажа, построенного архитектором Лео фон Кленце, был открыт императорский музей - Новый Эрмитаж. Парадная лестница, служившая раньше входом в музей, отличается гармоничностью пропорций, а также благородной цветовой гаммой.

Стены, подоконники и пол, проемы дверей и окон покрыты отполированным искусственным мрамором, напоминающим по цвету сиенский мрамор. Торжественное настроение создают двадцать величественных колонн из сердобольского гранита, расположенных на верхней галерее. Ажурные решетки между ними смягчают строгое архитектурное решение.

Галереи и площадки украшают вазы и торшеры, выполненные русскими камнерезами XVIII-XIX веков, а также скульптуры, созданные европейскими мастерами XIX века.

Лестница Нового Эрмитажа являлась своеобразным ключом к музею и была подобна той, что вела на Афинский Акрополь.



Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»

www.spb-guide.ru
/page_19105.htm


Картина «Отдых по пути в Египет» или «Мадонна с куропатками» - одна из 24-х работ Антониса Ван Дейка, хранящихся в Эрмитаже. Художник обращается к Библейскому сюжету о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, придав ему светский характер.

Сдвинув фигуры Иосифа и Мадонны с младенцем влево, Ван Дейк дополнил картину изображением ангелов, развлекающих Христа веселыми танцами и рядом аллегорических элементов, связанных с Мадонной.

Подсолнечник, также, как и попугай над фигурой Богоматери, подчеркивают божественную сущность Марии как непорочной Девы. Улетающие куропатки символизируют бегство всего греховного и говорят о чистоте Марии. Яблоня символизирует преодоленный Марией первородный грех, а гранат - ее целомудрие и девственность, белые розы и лилии - любовь, красоту и радость.



Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

www.spb-guide.ru
/page_19106.htm


Особой гордостью Эрмитажа является коллекция картин Питер Пауля Рубенса, среди которых - «Персей и Андромеда», где он обратился к теме борьбы и торжества светлых сил над темными.

В основе сюжета – античный миф о прекрасной Андромеде, которая должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, она ждала своей гибели, но Персей, сын Данаи и Зевса, пролетая на крылатом коне, увидел ее, сразился с чудовищем и освободил принцессу.

Над Персеем, главным героем парит богиня Славы, на его щите - голова убитой им Медузы Горгоны. Андромеда представлена не идеальной красавицей античного времени, а пышнотелой фламандской девушкой с золотистыми волосами и пылающим румянцем на щеках. Каждый элемент этой картины воспевает, силу и здоровье, мощь и красоту.



Рубенс «Вакх»

www.spb-guide.ru
/page_19107.htm


Картина Рубенса «Вакх» - жемчужина собрания фламандской коллекции. Это одна из последних работ великого живописца, но и она полна удалой бурлящей энергии.

На картине изображен античный Бог вина и веселья в сопровождении своих спутников, но от классических идеальных образов Рубенс не оставил и следа.

Живописец изобразил Вакха в виде растолстевшего гуляки, тело которого, а точнее – живот, написанный светлыми тонами, занимает центральное место в композиции. Голова Вакха схожа с мраморным бюстом римского императора Вителлия, известного обжоры и любителя выпить.

Эта картина не является прославлением разгула и безрассудства. Шокирующий плотский облик Вакха в окружении Сатира, Менады и амуров воплощает земное, природное начало, это гимн жизни со всеми ее несовершенствами и радостями.



Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»

www.spb-guide.ru
/page_19108.htm


Картина «Снятие с креста» Рубенса - это один из величайших шедевров живописи барокко. Для художника характерно величие и живописность изображаемого события. Мастер запечатлел то мгновенье, когда тело Христа освобождено от креста, а протянутые к нему руки еще не приняли мертвое тело.

Слева изображена Богоматерь со скорбящим, белым, как мел, лицом, она протягивает ладони, чтобы принять тело сына.  Иосиф Аримафейский, стоящий на лестнице, юный Иоанн в ярко-красной одежде и Никодим с трепетом взирают на неподвижное и бледное лицо Христа. Мария Магдалина слегка поддерживает его ступни.

Смерть на миг коснулась сына Божьего, но не властна лишить его величия. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса.



Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

www.spb-guide.ru
/page_19109.htm


Франс Снейдерс признан главным мастером фламандских натюрмортов. С тем же темпераментом, с которым Рубенс писал античных героев, Снейдрс создает в своих картинах трепещущихся рыб и угрей, перезрелые фрукты и туши дичи.

Работы Снейдерса украшали не уютные интерьеры, а парадные залы замков королей и вельмож, трапезные монастырей, заказчиками картин часто были банкиры и купцы Антверпена, города, где владел таверной отец художника.

В Эрмитаже представлены две картины с названием «Рыбная лавка», обе они поражают обилием морских и речных обитателей, здесь есть все, что водится в водных просторах: самые разные виды рыб, устрицы и миноги, омары и черепаха.

Картины художника прославляют изобилие и красоту природы, ошеломляют своей щедростью и жизненной энергией.



Якоб Йорданс «Бобовый король»

www.spb-guide.ru
/page_19110.htm


После смерти Рубенса главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии стал Якоб Йорданс. Его знаменитое полотно «Бобовый король» изображает самый веселый момент традиционного застолья в день 6 января – в праздник трех волхвов.

По традиции, в этот день после мессы вся семья собиралась на праздничный ужин, на котором подавался пирог с запеченным бобом. Тот, кому попадал боб, назначался Бобовым королем и ему надевали корону. Он также выбирал себе королеву и назначал свиту. Придворные выполняли все пожелания короля, а когда тот пил вино, они кричали: «Король пьет!».

Йорданс изобразил кульминацию праздника – гости уже пьяны и каждый развлекается самостоятельно. Мужчина в костюме шута пытается произнести речь, одна из женщин поит вином маленькую дочку, а другая настолько захмелела, что забыла о своем младенце. А король вновь поднимает свой бокал.

Художник использует мягкую и теплую цветовую гамму с множеством оттенков от серебристого до золотистого и коричневого. Его персонажи дышат здоровьем и свежестью, их движения сильны и порывисты.



Шатровый зал - «малые голландцы»

www.spb-guide.ru
/page_19111.htm


В Шатровом зале представлена коллекция Малых голландцев. Это картины небольших размеров, а сюжет их взят из повседневной жизни в отличие от искусства «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические темы. Свое название зал получил по форме двускатной крыши в виде шатра.

Картины «малых голландцев» создавались не для дворцов и храмов, а для обычных жилых домов горожан и даже крестьян.

Одна из любимых тем этих картин был домашний концерт. Голландские художники тщательно выписывали все детали, воссоздавая каждый изгиб виолончели и каждую складку одежды.

Глядя на музыкантов, зритель почти слышит их игру.

Некоторые из голландских мастеров XVII века испытали влияние искусства Италии или Франции, однако, особая наблюдательность и трогательная любовь к деталям не позволяет спутать живопись Голландии ни с одной другой живописной школой.

Кроме домашних концертов, голландских художников вдохновлял широкий круг бытовых сцен. Их заботливый интерес вызывали события и простые предметы, окружавшие людей каждый день.

До сих пор картины малых голландцев – в числе самых любимых у знатоков. Каждый предмет художники писали с исключительным пониманием его фактуры и формы.

Очень популярны были небольшие портреты старушек, занятых рукоделием, купальщиков на берегу рек, докторов и посещаемых ими больных.

Голландцы создали натюрморт и анималистический жанр, в Нидерландах произошло превращение пейзажной живописи в отдельный жанр, здесь впервые появились изображения зимней природы.

Особенно популярны были работы Герарда Терборха, автора изысканного и тонкого, а также Яна Стена, одаренного ироничным и насмешливым взглядом на мир.

По произведениям голландских живописцев можно подробно изучать городскую архитектуру, национальный костюм, а также нравы и обычаи Нидерландов 17 столетия.

В России очень любили голландскую живопись. Северный климат обеспечил сходство этих двух стран, что особенно заметно в Санкт-Петербурге. Множество рек постоянно грозили городу наводнением, вызывая сравнение с Амстердамом.



Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»

www.spb-guide.ru
/page_19112.htm


Картина «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля младшего - это копия работы прославленного отца художника -  Питера Брейгеля старшего.

Мастер изобразил заснеженную фламандскую деревушку XVI столетия, в которой, на первый взгляд, идет обычная будничная жизнь. Сцена Библейского сюжета изображена художником не в центре картины, а слева, где Мария и ее младенец представлены еле заметными фигурами.

Также неприметны волхвы в нарядной одежде и караван мулов с подарками для младенца Христа. Жители деревушки удивлены появлением чужеземцев, почтительно склонившимися перед Марией и младенцем, но привычный ритм их жизни не нарушен. Люди заняты повседневными делами: собираются на охоту, носят воду и рубят сучья.

Реализм художника проявился и в изображении природы: заснеженные крыши, замерзшая речка и голые ветки деревьев. Все в картине кажется мирным и спокойным, лишь изображение вооруженных воинов вносит в настроение тревогу и напряжение.



Лукас Кранах «Венера и Амур»

www.spb-guide.ru
/page_19113.htm


В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».

Это первое в немецком искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Стройная и трогательно юная богиня возникает из загадочного мрака. Художник любуется Венерой, но надпись в верхней части картины предупреждает: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

Позднее в Эрмитаж поступили и другие работы Лукаса Кранаха. Для работ великого мастера характерно соединение ренессансного чувства прекрасного с готическими чертами, свойственными представителям немецкого возрождения.

Приемники Екатерины обогатили немецкое собрание целым рядом великолепных экспонатов.



Клод Лорен - цикл «Времена суток»

www.spb-guide.ru
/page_19114.htm


Серия пейзажей Клода Лорена, так называемые «Времена суток», была приобретена Александром I в Париже у наследников Жозефины Богарне, первой жены Наполеона.

Это лучшие картины художника, представляющие пейзажи с изображением природы утром, в полдень, вечером и ночью, но до сих пор не установлено, задуманы эти картины как единое целое или в одну серию их случайно объединили коллекционеры.

Внимательно наблюдая за изменением света и состоянием природы, художник написал поэтичные пейзажи с изображением эпизодов из Библии. Но эти полотна посвящены скорее природе и свету, чем крошечным библейским сценам на переднем плане.

Секрет художника в том, что он создает глубокое пространство, совмещая реалистическое изображение природы и ее идеализацию. Его картины проникнуты лирическим настроением, мирным спокойствием и одухотворенностью.



Александровский зал

www.spb-guide.ru
/page_19115.htm


После пожара 1837 года по приказу Николая I архитектор Александр Брюллов создал мемориальный зал, посвященный памяти Александра I и войне 1812 года. Архитектурное решение построено на сочетании стилей готики и классицизма.

Изображения 24 медальонов рассказывают о самых важных событиях Отечественной войны 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813 – 1814 годах. Все они воспроизводят в увеличенном объеме медали, выполненные художником, медальером и скульптором Федором Толстым.

На торцевой северной стене помещен портрет императора работы Джорджа Доу; над картиной - медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского героя Родомысла, выполненный по медали Федора Толстого. Обилие воинских атрибутов еще раз напоминает о военных победах императора.

Тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу храмовый вид.

В экспозиции представлены изделия европейского художественного серебра XVI – XIX веков Германии, Франции и Португалии, Дании и Швеции, Польши и Литвы.



Фальконе «Скульптура Ангела»

www.spb-guide.ru
/page_19116.htm


Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура.

Впервые скульптура Бога любви была создана для будуара парижского особняка маркизы де Помпадур. Работа имела большой успех и Фальконе повторил ее еще несколько раз. Представленный в зале Амур был заказан графом Александром Строгановым.

Ангел, сидящий на облаке, лукаво улыбается и достает стрелу из колчана. «Грозящий Амур» Этьена Фальконе – это яркий образ эпохи рококо. Тема чувств и изменчивости любви была главной для этого стиля.

Этьен Морис создал поистине живую скульптуру, нежную, с мягкими формами – идеал красоты той эпохи.



Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

www.spb-guide.ru
/page_19117.htm


Картина французского художника Жан-Батиста Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» наилучшим образом отражает идеал эпохи Просвещения, когда главным в живописи становится жизнь духа и разум.

В своей работе Шарден изобразил три символа искусства:

  • Скульптуру, представленную статуэткой бога Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля
  • Живопись, символами которой являются краски и палитра
  • Архитектура представлена чертежами и готовальней.

Все эти предметы написаны с натуры, они принадлежали художнику и отражали его повседневную жизнь.

Картина Шардена была создана для только что построенной в Петербурге Академии художеств. В 1854 году ее продали с аукциона, а в Советское время, в 1926 году, Эрмитаж сумел приобрести ее вновь, что было единственным случаем за весь советский период.



Сервиз с камеями

www.spb-guide.ru
/page_19118.htm


Французская коллекция включает образцы фарфора, среди них - сервиз с камеями, созданный в Севре.

Сервиз рассчитан на 60 персон и включал более 700 предметов. Камеи украшают сосуды, бокалы и блюда и поражают утончённостью форм и богатством декора. Цветочные гирлянды образуют вензель заказчицы – императрицы Екатерины II. Изображение античных камей сочетается с растительным орнаментом на бирюзовом с золотом фоне.

Екатерина II положила начало коллекции камей в Эрмитаже, ставших ее подлинным увлечением. Она приобрела их у герцога Орлеанского и барона де Бретейля, по ее заказу около 200 резных камней выполнены известными английскими резчиками, братьями Вильямом и Чарльзом Брауном.

Напомним, что камея – это ювелирный камень обычно круглой или овальной формы с вырезанным изображением, несколько выступающим над плоскостью фона.



Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»

www.spb-guide.ru
/page_19119.htm


Начало английской коллекции также положила Екатерина II. Картина художника Джошуа Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей, посланных Герой» была выполнена по заказу императрицы, попросившей написать картину на историческую тему.

Сюжет произведения Джошуа Рейнолдс выбрал сам: он не стал изображать конкретные исторические события, а обратился к античному мифу. Немейская песня греческого поэта Пиндара рассказывает о младенце Геракле, сыне царицы Алкмены и бога Зевса. Гера, ревнивая супруга Зевса, послала на младенца двух огромных змей, но он, к всеобщему удивлению, расправляется с ними.

Так художник показал сходство силы младенца с известной мощью русской империи. Эта работа стала одной из лучших в творчестве Джошуа Рейнолдса, хотя на первой выставке в Лондоне получила самые разные отзывы. В 1789 году картина «Младенец Геракл, удушающий змей», прибыла на корабле в Санкт-Петербург и заняла достойное место в коллекции Эрмитажа.



Личная гостиная Марии Александровны

www.spb-guide.ru
/page_19120.htm


Один из самых роскошных залов дворца - личная гостиная Марии Александровны, супруги императора Александра II. Интерьер помещения был создан архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года.

Гостиную Марии Александровны называют также «Золотой гостиной». По замыслу Брюллова, интерьер помещения должен был напоминать убранство гостиной Александры Федоровны, жены Николая I. Ее Малахитовую гостиную также называли Золотой.

Интерьер зала как бы повторяет убранство царских палат Московского Кремля. Золотое свечение стен напоминает фон и нимбы русских икон, а узорчатая позолоченная резьба – их драгоценные оклады. Низкий сводчатый потолок, украшенный богатым орнаментом, похож на интерьер старинных хором.

В небольших витринах пирамидальной формы выставлены французские и итальянские камеи. Именно в этом зале после убийства 1 марта 1881 года Александра II, новый император Александр III вместе с членами Государственного Совета решал судьбу проводимых его отцом реформ.



Будуар Марии Александровны

www.spb-guide.ru
/page_19121.htm


Будуар Марии Александровны, как и ее гостиную, оформил Александр Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменен в соответствии с проектом архитектора Гаральда Боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо.

Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Их обилие, а также зеркала и живописные вставки создают мир грации и капризной изменчивости. Здесь царят хрупкие изгибающиеся ветки растений и завитки раковин, неустойчивые формы и линии.

Позолота эффектно сочетается с шелковой отделкой гранатового цвета стенных панелей, мебели и драпировок на окнах и дверях. Зеркала на стенах и потолке создают бесконечные отражения, что приводит пространство и чувства в состояние зыбкой неопределенности. Все здесь подчеркивает изысканность и богатство хозяйки.



Малахитовая гостиная

www.spb-guide.ru
/page_19122.htm


Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой гостиной. В интерьер зала смело вводится малахит - магический камень Уральских гор.

Гостиную украшают выполненные в технике русской мозаики малахитовые колонны и пилястры, два больших малахитовых камина и многочисленные предметы из малахита. Орнаменты наборного паркета как бы повторяют узор потолка, а отделка мрамором стен прекрасно сочетается с позолотой потолка, дверей и капителей колонн. Зал выглядит нарядным благодаря малиновому цвету оконных драпировок и мебели.

Самые старые предметы в обстановке зала – это пережившие пожар дворца высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель, выполненная по рисункам Огюста де Монферрана.

Малахитовая гостиная входила в жилую половину императрицы Александры Федоровны. На портрете она задумчива и немного печальна, а белая роза в руке – ее личная эмблема.



Малая столовая Николая II

www.spb-guide.ru
/page_19123.htm


Коронация Николая II стала последней в истории русской монархии. Для молодого правителя были отделаны новые покои в Зимнем дворце. Малая столовая Николая II, входившая в жилые покои семьи императора, была оформлена в 1894 году по проекту архитектора Александра Красовского.

Зал отличают изысканный орнамент, мебель в стиле рококо и светлые тона, за что ее также называют Белой столовой.

Помещение украшают настенные шпалеры, изготовленные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке, а также предметы декоративно-прикладного искусства XVIII - XIX веков - часы, стоящие на мраморном камине, работы французского мастера, хрустальные бокалы в легком буфете и английская люстра с музыкальным механизмом. Все эти изысканные детали обстановки словно уводят от безрадостной действительности, обещая царской семье спокойствие и уют.

Именно в этой столовой в ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца было арестовано Временное правительство. О данном событии напоминают мемориальная доска, а также каминные часы, остановленные в тот исторический момент и показывающие 2 часа и 10 минут ночи. 




Коллекция древнеримской скульптуры

www.spb-guide.ru
/page_19124.htm


На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция античной скульптуры. Здесь собраны римские статуи, являющиеся повторением древнегреческих шедевров.

Зал Диониса - 109 в Новом Эрмитаже был назван по имени статуи Диониса, входившей в эту коллекцию. Цвет гладких стен этого зала напоминает красное виноградное вино и выгодно оттеняет белизну мраморной скульптуры. Здесь находится шедевр античного собрания - прославленная фигура Венеры Таврической, купленная Петром Первым еще задолго до создания Эрмитажа. Римская декоративная скульптура украшала сады и библиотеки, галереи и портики.

Зал Юпитера (зал 107), где представлено искусство Древнего Рима I-IV веков, назван по имени статуи Юпитера, поступившей из коллекция маркиза Кампано. В правой руке Юпитера – статуэтка богини Победы Виктории. Ранее это изваяние находилось на загородной вилле римского императора Домициана.

В зале Геракла (зал 114) находится статуя Отдыхающий Сатир – копия скульптуры великого греческого ваятеля Праксителя. Сатир, лесной демон и спутник бога вина и веселья Диониса, представлен в виде обнаженного юноши, стоящего в томной позе. На его звериную сущность намекают лишь острые уши и чуть раскосые глаза. Здесь же представлены многочисленные статуи Геракла, греческого философа Сократа и политического деятеля Демосфена.



Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

www.spb-guide.ru
/page_19973.htm


Если речь заходит о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Государственный Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Первый Зимний дворец

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам - ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

Второй Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733 – 1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Четвертый Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Шестой Зимний дворец в Санкт-Петербурге (существующий сейчас)

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию, но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади - это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры», после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.