www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга

Путеводитель по Петроградской стороне



Содержание

Обзор Петроградского района

Обзор Петроградского района


Дом с башнями — Доходный дом Розенштейна

1

Дом с башнями — Доходный дом Розенштейна


Колобовский дом

2

Колобовский дом


Памятник «Памяти женщин-бойцов МПВО»

3

Памятник «Памяти женщин-бойцов МПВО»


Памятник миноносцу «Стерегущий»

4

Памятник миноносцу «Стерегущий»


Станция метро «Горьковская» в виде летающей тарелки

5

Станция метро «Горьковская» в виде летающей тарелки


Дом Горького на Кронверкском 23

6

Дом Горького на Кронверкском 23


Здание ИТМО «Биржа труда»

7

Здание ИТМО «Биржа труда»


Здание «Ленфильма»

8

Здание «Ленфильма»


Доходный дом Э.К. фон Липгарта на Австрийской площади

9

Доходный дом Э.К. фон Липгарта на Австрийской площади


Дом трёх Бенуа

10

Дом трёх Бенуа


Сад Андрея Петрова

11

Сад Андрея Петрова


Музей граммофонов и фонографов

12

Музей граммофонов и фонографов


Памятник Низами Гянджеви

13

Памятник Низами Гянджеви


Иоанновский монастырь

14

Иоанновский монастырь


«Замок на Аптекарском»

15

«Замок на Аптекарском»


Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского

16

Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского


Доходный дом Альберта Кейбеля

17

Доходный дом Альберта Кейбеля


Дом из стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека»

18

Дом из стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека»


Фабрика «Красное знамя»

19

Фабрика «Красное знамя»


Доходный дом Б.Я. Купермана

20

Доходный дом Б.Я. Купермана


Дом с (без) мефистофелем

21

Дом с (без) мефистофелем


Дом-корабль А.М. Эрлиха

22

Дом-корабль А.М. Эрлиха


Плуталова улица

23

Плуталова улица


Бармалеева улица

24

Бармалеева улица


Дворец Бирона (Тучков Буян)

25

Дворец Бирона (Тучков Буян)


Нахимовское училище

26

Нахимовское училище


Памятник «Слава Российскому флоту»

27

Памятник «Слава Российскому флоту»


Дом моряков

28

Дом моряков


Часовня Троицы Живоначальной

29

Часовня Троицы Живоначальной




Петроградский район на карте



Обзор Петроградского района

www.spb-guide.ru
/page_21776.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Петроградский район — это старейшая часть Санкт-Петербурга, отсюда началась история Северной столицы. На Петроградской стороне появились первые строения: на Заячьем острове 16 (27) мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость, а на Петроградском острове 26 мая (6 июня) Петр I справил новоселье в своей бревенчатой избе, известной теперь, как домик Петра I. Санкт-Петербург начинался здесь, на правом берегу Невы, поэтому и район этот назвали Петроградским.

Домик Петра I стал первым жилым строением в городе. Еще в 1723 году, при жизни царя, Доминико Трезини поставил над ним футляр-павильон с галереей, а при Екатерине II здание признали национальным монументом, имеющим историческую ценность. В 1874 году вокруг Домика Петра был построен каменный саркофаг.

В 1844 году архитектор Кузьмин заменил старый «чехол» на новый, существующий и в наше время. Благодаря такой защите деревянный Домик Петра I сохранился до сих пор. Посетители музея могут увидеть, как жил император во время закладки города.

Но перейдем к описанию самой Петроградки. Сегодня это престижный район города, поскольку он рядом с центром (центр — на другом берегу Невы).

Петроградский район начал интенсивно застраиваться жилыми домами сравнительно недавно, в начале XX века, после сооружения Троицкого моста, а до этого тут были в основном заводы.

Еще в 1800-х годах от Марсова поля до Троицкой площади на правом берегу Невы был наведен наплавной мост. Через столетие решили заменить его на постоянный разводной мост. На конкурсе на лучший проект, победила работа французского инженера А. Г. Эйфеля (автора Эйфелевой башни) и французской фирмы «Батиньоль». В 1903 году Троицкий мост длиной 582 метра был открыт.

Чуть ранее, в 1900 году, по инициативе императора Александра III в центре Парижа был построен мост, связавший два района, где находятся Елисейские поля и Дом инвалидов. Этот мост, ставший символом дружбы между Российской империей и Францией, получил имя Александра III, хотя открывался он при царствовании уже Николая II.

До строительства Троицкого моста Петроградская сторона была труднодоступной, а в начале XX века этот район становится, как сейчас говорят, местом интенсивной жилищной застройки.

 

В моде тогда были модерн и неорусский стиль (подражание архитектуре русской старины). Строились сложные в плане здания с замысловатой формой окон, башенками, проездами, двери и окна которых декорированы скульптурами и узорами. Особенно много таких строений вдоль Каменноостровского и Большого проспекта, среди них — Дом Купермана (архитектор А. Л. Лишневский) и Доходный дом Розенштейна.

Но все не так радужно. Такими домами в стиле модерн застроена часть района, ближе к Петропавловской крепости. Часть района ближе к Лазаревскому мосту и Малой Невке оставалась промышленной окраиной. Тут еще в советские годы работали промышленные предприятия, например, ткацкая фабрика «Красное знамя» на улице Пионерской, а сейчас ее корпуса преобразуются в череду бизнес-центров. А на заводе «Вулкан» в 1955 году после окончания Саратовского индустриального техникума проходил практику Юрий Гагарин. Здание бывшего завода занимает офис корпорации GS Group, примечательный большими спутниковыми тарелками.

 

Формально в состав Петроградского района, кроме самой Петроградки, входят еще и:

  • Крестовый остров считается элитным. Это зеленый район, где расположены Парк аттракционов Диво-остров и Газпром-Арена (новый стадион «Санкт-Петербург»). Цены на квартиры в данном районе превышают мыслимые пределы — однокомнатная квартира может стоить 50 миллионов рублей. Однако элитность острова заметно улетучивается в связи с интенсивным строительством жилых комплексов — зелёных насаждений становится всё меньше, а домов и машин больше. Теперь на стадионе «Газпром Арена» проходят матчи «Зенита» и другие массовые мероприятия. В это время через район гуляют толпы болельщиков, не всегда трезвых и адекватных. Не все болельщики сразу спускаются в построенную рядом со стадионом станцию «Новокрестовская», образуются пробки и перекрываются дороги.
  • Каменный остров — элитный, как в прошлом, так и сейчас район. Раньше здесь располагались дачи очень состоятельных петербуржцев. Сегодня количество зелени на острове сохранилось, но дачи окружены высокими заборами, и только к некоторым из них можно подойти.
  • Елагин остров — любимое место отдыха петербуржцев, особенно из Приморского района.
  • Петровский остров — тонкая коса между Малой Невой и рекой Ждановка. Не путать с Петроградским островом, который составляет центр района. Петровский остров состоит в основном из Петровского проспекта, который проходит посередине на всем его протяжении. В прошлом — сосредоточение промышленных предприятий. Сейчас многие предприятия выселены и строятся «очень элитные» жилые комплексы. Из предприятий удалось сохраниться судостроительной фирме «Алмаз», выпускающей военные катера, в последние годы — катера для береговой охраны. Доки и катера, спущенные на воду, можно увидеть во время прогулки на теплоходах в сторону Финского залива.

Когда питерцы говорят «Петроградка» или «Петроградский район», они не имеют в виду эти острова. Петроградкой они считают только сам Петроградский и Аптекарский острова, разделенные рекой Карповкой.

Петроградский район привлекает тех, кто увлечен архитектурой и историей, но это ужасное место для жизни. Причина в том, что большая часть застройки — старые дома начала XX века. И хотя постоянно проводятся ремонтные работы, они обсыпаются, а из дворов и подвалов пахнет непотребно. Машины парковать негде, а торговых центров почти нет.

Небесная линия Петербурга

Все туристы восхищаются удивительным видом на Петропавловскую крепость с Дворцовой набережной. Но мало кто догадывается, как сохранилась эта панорама. В прилегающих районах запрещено строить высокие здания, и только поэтому туристы могут видеть исторический силуэт шпиля Петропавловского собора и пару доминант, например, телебашню на фоне идеального горизонта.

На Петроградке введено ограничение — это 4–5 этажей, а по мере удаления от центра высотность увеличивается. На набережной Малой Невки возвышаются уже многоэтажные современные жилые комплексы, например, «Леонтьевский мыс». Но в самом центре района из-за ограничения по высоте — ужасная теснота. В кварталах много дворов-колодцев, например, тут Вы увидите и необычный восьмиугольный двор.

Тем не менее, здесь много достопримечательностей и интересных для туристов мест.

Названия улиц Петроградской стороны — то ещё развлечение. Плуталова, Подрезова, Бармалеева и Подковырова только чего стоят.

Многие улицы на Петроградской стороне названы в честь городов северо-запада России — Гатчинская, Петрозаводская, Мончегорская и Петергофская. Последнюю стоило бы назвать Шиномонажная — там автомоек и аналогичных фирм, ибо с городом фонтанов она ну никак не ассоциируется.

Память о прошлом сохранилась в названиях таких улиц, как Большая, Малая и Глухая Зеленина. Они вовсе не имеют отношения к чему-либо зелёному или к фамилии некогда жившей личности. Эти названия произошли от слова «зелье» — так в старину называли порох.

В начале XVIII века из Москвы в Петербург перевели Пороховой завод. К нему проложили дорогу, названную Зелейной. Со временем стало использоваться более мягкое название улицы — Зеленина.

Центральная улица района — Большой проспект. Здесь много элитных бутиков, но есть и магазины попроще, например, белорусских товаров. В 2019 году тротуары были значительно расширены и выложены плиткой на манер Москвы. Наверное, в следующем году будут опять перекладывать.

Не путать с Большим проспектом Васильевского острова. На картах и в адресах обычно добавляется П.С. — Петроградской стороны и В.О. — Васильевского острова. То же самое с Малым проспектом.

На Петроградке можно гулять «куда глаза глядят», и всюду вы встретите исторические и просто интересные здания. Но всё же мы напишем о некоторых из них.



Дом с башнями — Доходный дом Розенштейна

1

www.spb-guide.ru
/page_21779.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна напоминает средневековый английский замок. Его фасад оформлен двумя массивными башнями, поэтому дом и назвали «Домом с башнями».

Здание расположено на площади Толстого, центральной частью обращен к Каменноостровскому проспекту, а боковыми фасадами выходит на Большой проспект и улицу Льва Толстого.

Дом с башнями построен в 1913–1915 годах в стиле неоклассицизма при участии двух архитекторов — Розенштейна и Белогруда

Карл Иванович Розенштейн, владелец земельного участка на Петроградской стороне, в 1908 году получил разрешение на строительство Доходного дома. Инженер-проектировщик, преподаватель физики и механики он сам за два года смоделировал основу будущего ансамбля.

Началось строительство, но вскоре Розенштейн понял, что ему нужен помощник и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к искусству средневековья и поэтому ввел в проект элементы в духе европейской готики.

Архитектор создал совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Максстоук (Maxstoke) в английском графстве Уорикшир (Warwickshire). Симметричные и шестигранные они поднимаются выше основного массива здания и приковывают к себе взгляды прохожих, идущих по Большому проспекту.

В стене одной из башен помещен декоративный циферблат со знаками зодиака. Большое внимание архитектор уделил деталям фасада, который состоит из стрельчатых арок, разных по форме окон и балконов. Светлые, песчаной окраски стены декорированы коричневой, будто кружевной, отделкой.

Дом с башнями, кроме внешней красоты, обладает ещё и большой прочностью. Несущие балки междуэтажных перекрытий были двутавровыми. Они и спасли здание во время Великой Отечественной войны, когда перед ним упали две фугасные бомбы. Воронка в результате взрыва образовалась по всей ширине Большого проспекта.

Все коммуникации в Доме с башнями скрыты: электрические провода в медных трубах, водопроводные и вентиляционные каналы, трубы парового отопления — все спрятано в толще стен. Во дворе дома устроен гараж.

Оборудование дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы.

В нижнем этаже здания — Театр Русская антреприза им. Андрея Миронова. Правда Миронов никогда в этом театре не был, но, говорят, что его дед владел купчей на часть этого дома.

Интересна судьба самого хозяина Доходного дома Розенштейна. С приходом Советской власти он не уехал за границу, как многие домовладельцы, а занимался по специальности. Архитектор был одним из творцов городов Хибиногорска (Кировска), Подпорожья и Верхнесвирской ГЭС. Карл Розенштейн пережил блокаду Ленинграда и продолжал работать после войны.



Колобовский дом

2

www.spb-guide.ru
/page_21800.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Колобовский дом – это бывший доходный дом лесопромышленников братьев Федора и Николая Колобовых. Необычное здание на Петроградской стороне состоит из четырех корпусов, соединенных галереями.

Строение занимает целый квартал, но не выглядит громоздким и скучным. Угловая башня-ротонда, глубокие лоджии и балконы, эркеры, решетки и колонны придают ему пластичность и выразительность. (Эркер — это выступающая остекленная объёмная часть здания).

Дом Колобова расположен на просторном участке, выходящем на улицы Ленина, Малую Пушкарскую и Пушкарский переулок. Он построен в 1908–1910 годах по проекту архитектора Сергея Григорьевича Гингера, заканчивал работу Михаил Иванович фон Вилькен.

  • Автор поставил корпуса так, что в Пушкарском переулке образовалась улица-пила. Эту идею ранее предложил французский архитектор Эжен Энар – он располагал строения уступами, чтобы между ними сажать деревья. Дом Колобова — ступенчатый в плане, что делает Пушкарский переулок визуально шире, а при этом квартиры в здании освещаются значительно лучше.
  • На Малую Пушкарскую улицу выходит брандмауэр дома (глухая противопожарная стена). В июле 2009 года она была расписана по штукатурке.
  • На улицу Ленина выходит курдонёр – парадный двор, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями.

В начале XX века многие здания Санкт-Петербурга строились в стиле модерна, зодчий же оформил здание пышной барочной отделкой, колонными аркадами, решётками с узором, атлантами и кариатидами.

В начале XX века существовало правило — строить дома не выше ширины улицы, на которую они выходят. Но улицы, на которых располагались корпуса и флигели лома Колобова имели разную ширину. Поэтому была взята их средняя ширина, и все корпуса построили одинаковой высоты — 9,7 сажени (одна сажень — 2,1336 метра).

Братья Колобовы — знаменитые петербургские купцы-миллионеры, яркие и самобытные личности, добившиеся успеха сами, без чьей-либо помощи.

Вместе с матерью они приехали в Санкт-Петербург из Рязанской губернии и первой их покупкой была старая баржа. Позже они продали её на дрова и на вырученные деньги купили небольшую лесопилку. Этот бизнес давал им хорошую прибыль и вскоре они стали владельцами лесопильного завода.

В начале XX века на вырученные деньги братья Колобовы строили доходные дома. В них были не только квартиры, но и школы, больницы и церкви. В этих доходных домах снимали квартиры и рабочие лесопильного завода.

После революции Федор и Николай Колобовы потеряли всё своё имущество (более 40 домов), но не покинули родину. Братьев выселили в коммунальные квартиры на Большой Зеленина, где они и провели последние годы жизни. Фёдор умер в 1927, а Николай — в 1930 году.

Внучка Фёдора Колобова Нина Николаевна Твердохлеб жила в спальном районе Санкт-Петербурга, но время от времени приезжала в центр, чтобы посмотреть на Колобовский дом — свое «фамильное наследие». Нина Николаевна умерла в 2015 году в возрасте 93 лет. Она была последней, кто носил фамилию купца и благотворителя Колобова.



Памятник «Памяти женщин-бойцов МПВО»

3

www.spb-guide.ru
/page_21798.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Необычный памятник, который многие не замечают, расположен на уровне крыши на стене дома №16 по Кронверкской улице. Он посвящен женщинам-блокадницам, бойцам МПВО (местной противовоздушной обороны).

Во время блокады женщины-бойцы МПВО участвовали в рытье траншей, оборудовании убежищ, очистке города, в защите архитектурных памятников. Они восстанавливали водопровод, перевозили и хоронили умерших от голода.

Памятник «Памяти женщин-бойцов МПВО» открыт 7 мая 2002 года по инициативе ветеранов местной противовоздушной обороны. Авторы композиции — скульптор Лев Сморгон и архитектор Игорь Матвеев.

Необычный памятник включает цветовой рисунок на стене дома и архитектурную конструкцию в виде женской фигуры из бронзы, укрепленной на металлических опорах-балках.

Женщина, боец МВПО словно стоит на крыше дома и вглядывается в тревожное ленинградское небо. Вниз по диагонали от фигурки белый луч как бы рассекает две красные кирпичные стены.

Памятник «Памяти женщин-бойцов МПВО» напоминает нам о самоотверженности и героизме защитников Ленинграда в страшные дни блокады.



Памятник миноносцу «Стерегущий»

4

www.spb-guide.ru
/page_21802.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



26 апреля 1911 года недалеко от Петропавловской крепости, в Александровском саду был открыт памятник миноносцу «Стерегущий». Необычный монумент посвящен героизму русских моряков в сражении русско-японской войны.

Авторы композиции — скульптор Константин Изенберг и архитектор Александр Гоген.

Неравный бой русского корабля с четырьмя японскими миноносцами произошел 26 февраля 1904 года. На рассвете корабли «Стерегущий» и «Решительный» возвращались в Порт-Артур из ночной разведки. Неожиданно они встретились с четырьмя японскими эсминцами «Акэбоно», «Садзанами», «Синономэ» и «Усугумо». Позже к ним подошли ещё два крейсера — «Токива» и «Титосэ».

Для наших экипажей было важным сохранить миноносцы и уйти от неравного боя. И «Решительному», который шел первым, удалось прорваться через строй японских кораблей. «Стерегущий» же оказался в окружении вражеских судов и принял неравный бой.

Все его палубные надстройки, включая мачту, были снесены. Из экипажа осталось два моряка, остальные погибли. Они открыли кингстоны (задвижки в подводной части корабля) и погибли вместе с судном. Ценой жизни моряки избежали позорного плена и не запятнали честь мундира. Японские корабли также получили повреждения, больше всего досталось миноносцам «Сазанами» и «Акебоно».

Такова история, ставшая литературной основой памятника миноносцу «Стерегущий». Скульптурная композиция отлита из бронзы. В центре её — два моряка, открывающие кингстоны в трюме, чтобы корабль не достался врагу. Высокий пьедестал выполнен из гранита, справа и слева — два фонаря в виде маяков на столбах из того же камня.

Первоначально из кингстонов на моряков лилась вода, но в советское время, с 1971 года, памятник перестал быть фонтаном.

Как стало известно, эта история появилась из поспешных сообщений журналистов с театра военных действий. После тщательного изучения документов и чертежей миноносца выяснилось, что кингстонов в машинном отделении «Стерегущего» не было. Корабль затонул из-за множественных повреждений.

Четверо оставшихся в живых моряков — Федор Юрьев, Ивана Хиринский, Александр Осинин и Василий Новиков были подняты на борт японского судна. После долгих мытарств по тюрьмам для военнопленных они возвратились на родину. Конечно, это ни на йоту не умоляет значение их подвига.

Памятник миноносцу «Стерегущий» построен в честь моряков славного российского флота, легенда о храбрости и самопожертвовании которых отлита в бронзе.



Станция метро «Горьковская» в виде летающей тарелки

5

www.spb-guide.ru
/page_21783.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Станция метро «Горьковская» открылась 1 декабря 1963 года и оформление ее вестибюля в то время было похоже на другие станции, построенные в хрущевские времена.

После реконструкции, завершившейся в 2009 году, она выглядит необычно и современно. В СМИ появились сообщения, что на месте станции метро «Горьковская» появилась летающая тарелка. Строение приподнято над землей и ночью, когда оно освещается, кажется, что пассажиры идут по трапу на борт космического корабля.

Станция метро «Горьковская» в виде летающей тарелки построена по проекту архитекторов из бюро «СУАР.Т».

До появления станции «Горьковская» на этом месте был общественный туалет, и построен он был в виде миниатюрной загородной виллы, похожей на сказочный замок. По легенде, хозяин Центрального рынка, некто Георгий Александров, сказочно богатый купец влюбился в даму, живущую на Каменноостровском проспекте. Она принимала его ухаживания, разрешала целовать ручку, а дальше этого дело не заходило. Строптивая женщина говорила: «Ты мужик, а я баронесса».

Александров знал, что, женщина она не такая уж и неприступная и поэтому решил ей отомстить. Напротив её дома он построил красивый туалет, очень похожий на её виллу. С утра и до вечера баронессе приходилось смотреть, как петербуржцы пользуются общественным местом.

Когда же ее терпение «лопнуло», она переехала в другой дом к Николаевскому мосту, но и там вскоре появился такой же туалет. Затем она переезжает к Тучкову мосту, но и там был построен такой же «замок». Если верить легенде, усилиями обиженного купца в Петербурге появилось сразу три подобных заведения.



Дом Горького на Кронверкском 23

6

www.spb-guide.ru
/page_21803.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Дом Горького — это шестиэтажное здание на Кронверкском проспекте 23, в котором с 1914 по 1921 год жил русский и советский писатель, прозаик и драматург Максим Горький.

Здание построено в 1911–1912 годах в стиле северного модерна по проекту молодого инженера Евгения Морозова. В то время это был доходный дом Елены Константиновны Барсовой, дочери крупного промышленника Константина Печаткина.

Два первых этажа строения облицованы серым гранитом, выше дом покрыт терразитом (декоративной штукатуркой). Фасад ассиметричен, два разных по форме эркера устроены на разных уровнях: первый, полуовальный, расположен на уровне с 3-го по 5-й этаж; второй, прямоугольный, — на уровне с 4-го по 6-й этаж. Гранитные порталы входов оформлены барельефом с изображением сов и химер, под балконом третьего этажа — причудливые маски.

Квартира писателя располагалась на четвертом этаже. В 1918 году писатель стал публиковать «Несвоевременные мысли» — цикл статей о революции и культуре. В этот период Горький осознал, что в пылу революционных событий были проигнорированы судьбы тысяч лучших представителей народа. Он вступил в открытую полемику с Лениным о теории и практике революции.

В квартире Горького собирались известные писатели и актеры. Она была настоящим литературным салоном и центром общественно-политической жизни Петербурга. Здесь бывали Фёдор Шаляпин, Владимир Маяковский, Бунин, Куприн, Чуковский и другие деятели культуры. В 1920 году здесь останавливался великий писатель-фантаст Герберт Уэллс.

Недалеко от Дома Горького, на углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов, в 1968 году был установлен памятник Горькому. Он создан скульптором Верой Васильевной Исаевой (автором монумента Матери-Родины на Пискаревском кладбище). Архитектор — Евгений Адольфович Левинсон.



Здание ИТМО «Биржа труда»

7

www.spb-guide.ru
/page_21804.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Дом 49 на Кронверкском проспекте занимает университет ИТМО, а более века назад в нем располагалась Биржа труда.

Здание с высокой, пятидесятиметровой «ратушной» башней строилось на средства городской Думы. На первом этаже были магазины, а выше разместились городские учреждения. Поэтому первоначально это здание так и называли — «Дом городских учреждений».

Здание построено по проекту архитектора Мариана Перетятковича (при участии Мариана Лялевича) в стиле неоклассицизма.

Нижняя часть фасада оформлена мощными рустами (рельефной кладкой). Центральная часть увенчана башней с ротондой и куполом. В композицию центральной части, торцовых фасадов и боковых ризалитов (выступающих боковых частей) включены колонные портики.

В 1917 году часть помещений здания заняла Биржа труда. Во времена НЭПа (1920-е годы) перед массивным желтым зданием на проспекте Горького (так в советское время назывался Кронверкский проспект) собирались толпы жалких, в оборванной одежде безработных.

Это здание с 1930 года занимает Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО), ироничные студенты которого оставили в городском фольклоре категоричные высказывания вокруг аббревиатуры их Alma mater: «Лошадь И Та Может Окончить», «Лентяям И Тунеядцам Место Обеспечено».

Студенты и преподаватели ЛИТМО применяют и историческое название здания — «Биржа труда».

В 2011 году ИТМО был объединен с Институтом низкотемпературных пищевых технологий (в народе «Холодильник»), что вызвало весьма неоднозначную реакцию из-за специализаций ВУЗов — один по оптике, другой — по пищевым технологиям.



Здание «Ленфильма»

8

www.spb-guide.ru
/page_21784.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Главное здание киностудии «Ленфильм» построено в 1956 году в глубине сквера на Каменноостровском проспекте, 10 по проекту архитектора Георгия Петрова. Строение выполнено в классическом стиле — с колонным порталом и треугольным фронтоном.

До ремонта, завершившегося в 2014 году, это был главный вход на киностудию Ленфильм. Теперь же он открыт для посетителей Киноцентра — музея и кинозала.

На первом этаже здания — магазины с сувенирами. Здесь же гостей встречают куранты Эльсинора из фильма Григория Козинцева «Гамлет». Интерьеры киноленты снимали в павильонах «Ленфильма».

На втором этаже, в зале «Под колоннами» — центральная экспозиция, где можно увидеть костюмы героев из легендарных фильмов: камзол царя из фильма «Петр I», хрустальную туфельку Золушки, бурку Чапаева, платья Екатерины II из «Царской охоты» и Феи из «Синей птицы» — первой советско-американской картины с Элизабет Тейлор в главной роли.

Здесь же — призы, завоеванные ленфильмовцами на международных кинофестивалях и экспозиция с фрагментами декораций из известных фильмов.

Зал «Под колоннами» можно осмотреть только с экскурсией.

В Гараже выставлены ретроавтомобили, которые снимались в десятках кинокартин. Один из них — Delaunay Belleville 1914 года выпуска. На такой машине ездили Николай II и Владимир Ленин.

Выше, на третьем этаже, расположен кинозал Ленфильма, где Вы увидите, как новые фильмы, так и картины из коллекции киностудии. Здесь же проходят мастер-классы, кинофестивали и ретроспективы. Рядом работает кафе «Дранковъ», названное в честь Александра Дранкова, фотографа, кинооператора, продюсера, автора первого русского фильма «Стенька Разин».



Доходный дом Э.К. фон Липгарта на Австрийской площади

9

www.spb-guide.ru
/page_21788.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Ансамбль Австрийской площади включает пять зданий, из них три дома построены архитектором Василием Шаубом в стиле модерн (доходные дома М.М. Горбова, К.Х. Кельдаля, Э.К. Липгарта).

Статус площади и название «Австрийская» она получила из-за схожести архитектурного стиля находящихся здесь зданий с архитектурой Вены. Во время праздника в честь этого события в 1992 году Анатолий Собчак танцевал здесь вальс, а дома были украшены цветами.

В последние годы в новогодние праздники Австрийская площадь оформляется сказочной иллюминацией, и в это время она выглядит особенно красиво.

Дом No16 по Каменноостровскому проспекту построен в 1905–1906 годах для художника Эрнеста Карловича фон Липгарта. На углу этого здания — изящная башенка. Строение оформлено в стиле модерн с барочными декоративными деталями. Так, ажурные решетки балконов характерны для барокко, а разделение окон на мелкие части характерно для модерна.

Э.К. фон Липгарт — академик живописи, хранитель картинной галереи Эрмитажа. Благодаря ему галерея пополнилась такими картинами, как «Мадонна Бенуа», «Похищение сабинянок» Тьеполо, «Апостолы Петр и Павела» Эль Греко, «Св. Себастьян» Перуджино, «Бегство в Египет» Тициана. Его мастерская (её можно заметить по большим окнам) находилась на верхнем этаже доходного дома рядом с башенкой.



Дом трёх Бенуа

10

www.spb-guide.ru
/page_21805.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



В 1911–1913 годах на участке между Каменноостровским проспектом и Кронверкской улицей построен жилой комплекс Первого Российского страхового общества. В народе это здание получило имя «Дом трех Бенуа», Авторы проекта — братья (двое родных и один двоюродный), архитекторы Леонтий Николаевич, Юлий Юльевич и художник Альберт Николаевич Бенуа.

Доходный дом занимает целый квартал, его корпуса соединяются системой дворов, один из них — самый протяженный проходной двор в Петроградском районе. В здании были все технические достижения того времени — паровое отопление и лифты, гаражи и телефоны, своя электростанция, котельная, мусоросжигательная печь и снеготаялка.

В Доме Бенуа поселились почетные граждане Петербурга, государственные политические и военные деятели.

После революции жильцов стали выселять, а квартиры уплотнять. Часть из них отдали номенклатуре. На четвёртом этаже с 1926 по 1934 год жил Первый секретарь Ленинградского обкома партии, личный друг Сталина, любимец партии и народа Сергей Миронович Киров. В 1956 году в его пятикомнатной квартире открылся музей.



Сад Андрея Петрова

11

www.spb-guide.ru
/page_21792.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Гуляя по Каменноостровскому проспекту между домами 28 и 32, Вы увидите сквер с необычными скульптурами. Это Сад Андрея Петрова, созданный в 2006–2008 годах по инициативе актеров, музыкантов, писателей и художников.

Еще в 1980-х годах на этом месте планировали построить кинотеатр. Почти 20 лет во всех планах этот сквер значился «под застройку». Активисты движения «Зелёная волна» решили спасти сквер. По их инициативе Олег Гаркуша, Юрий Стоянов, Любовь Злобина и другие знаменитости посадили в сквере деревья. Каждое из них огородили изгородью и отметили табличкой.

Композитор Андрей Петров посадил здесь рябину, которая стала сердцем сквера. Это дерево защитили особым ограждением — в виде нот песни «Голубые города». ставшим памятным знаком композитору.

Официальное открытие сада Петрова состоялось в его День рождения 2 сентября 2008 года, а имя Андрея Петрова сквер получил ещё раньше — в 2006 году, после его смерти.

Композитор написал музыку к кинофильмам «Служебный роман», «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве» и другим известным кинолентам.

Реконструкция сада Петрова выполнена под руководством архитектора Александра Трумма. На входе в сквер Вас встретит композиция «Первая скрипка», посвященная композитору. Скульпторы «Студии креативной вещи» создали фигуры с изображением необычных скрипок. Музыкальный инструмент сделан в виде сфинкса, лебедя, граммофона, кресла, женщины, яблока и туфельки.

На стене соседнего дома — барельефы в честь уважаемых личностей — Даниила Хармса, Дмитрия Шостаковича, Сальвадора Дали и Дмитрия Лихачёва. Эту стену называют «Стеной столетия». На балконе с противоположной стороны — скульптура орла с расправленными крыльями.

К Дню рождения композитора в саду проводятся конкурсы, проходят концерты и фестивали.



Музей граммофонов и фонографов

12

www.spb-guide.ru
/page_21791.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



На Петроградской стороне есть необычный музей, он связан с музыкой и её историей. Здесь в доходном доме на Каменноостровском проспекте, 32 открылся музей граммофонов и фонографов.

Что такое фонограф и граммофон

  • Фонограф — это прибор для записи и воспроизведения звука. Его изобрели в 1877 году Шарль Кро и Томас Эдисон
  • Граммофон — это прибор для воспроизведения звука с граммофонной пластинки, его придумали позже — в 1887 году.

Основатель музея граммофонов и фонографов — это артист цирка, дрессировщик и клоун Дерябкин Владимир Игнатьевич. Во время постановки очередного комического циркового номера с медведями ему был нужен граммофон.

Использовать бутафорский реквизит артист не захотел и стал искать настоящий. Во время гастролей в Краснодаре он шёл по улице, разговорился с пожилым прохожим и тот вспомнил, что у него в сарае есть старый граммофон, который о согласился продать. Всего из той поездки в 1972 году Владимир Дерябкин привез 8 граммофонов.

Артист побывал на гастролях во многих странах, и ему удалось собрать граммофоны разных марок. Вскоре их число выросло, и они перестали помещаться в квартире артиста. После выхода на пенсию в апреле 1998 года Владимир Игнатьевич создал частный музей граммофонов и фонографов, единственный в России.

В музее более 300 экспонатов, и 80 из них экспонируются. Многие граммофоны принадлежали знаменитостям — оперному певцу Федору Шаляпину, режиссеру Константину Станиславскому и другим известным личностям. Есть и необычные граммофоны, их раструбы окрашены всеми цветами радуги или, например, сделаны из красного дерева. В коллекции — граммофон в стиле модерн, увенчанный русалкой-раструбом.

В музее можно увидеть шарманки и музыкальные шкатулки, отдельный зал отведен под самовары.

Экскурсии проводятся по предварительной записи по телефону +7 (911) 700-00-40. Во время осмотра коллекции Вы услышите музыкальные произведения, а в конце Вас ждет чаепитие с баранками.

Здание, в котором расположен музей, - бывший доходный дом, созданный в 1896-1900 годах в стиле эклектики известным архитектором Владимиром Цейдлером. Часть дома принадлежала купцу первой гильдии Карлу Неллису, который вскоре продал его почетному гражданину Петербурга Э.Г. Шведерскому.



Памятник Низами Гянджеви

13

www.spb-guide.ru
/page_21793.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Памятник азербайджанскому поэту Низами Гянджеви установлен в сквере на Каменноостровском проспекте (напротив сада композитора Андрея Петрова).

Низами Гянджеви — один из выдающихся поэтов Востока. Он родился в городе Гянджи (территория современного Азербайджана) в 1141 году. Поэт-романтик прославился произведениями эпического жанра.

Низами стал автором новых стандартов литературы в Персии, привнесший в эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль. Имя Низами переводится как «упорядочивающий слова», это псевдоним поэта, а настоящее его имя — Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф,

Бронзовая скульптура поэта была отлита в Азербайджане и подарена Санкт-Петербургу к 300-летию его основания.

Низами изображен в национальном костюме с книгой в руках. Он прислонился к скале, а его фигуру обрамляет арка. На противоположной стороне памятника изображено дерево и герои его эпической поэмы «Лейли и Меджнун». Их судьба также трагична, как и героев Шекспира Ромео и Джульетты.

Лейли выдали замуж за нелюбимого человека. Меджун покинул своё племя, ушел в пустыню и, тоскуя по Лейли, сочинял о ней песни. От страданий его тело превратилось в тень. Лейли от тоски заболела. Вскоре после встречи влюбленные умирают.

Автор композиции — архитектор, заслуженный художник России Феликс Романовский. Памятник Низами Гянджеви высотой 5 метров создал скульптор Геруш Бабаев.



Иоанновский монастырь

14

www.spb-guide.ru
/page_21782.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Иоанновский монастырь — почитаемая женская обитель, основанная Иоанном Кронштадтским. Название он получил в честь своего небесного покровителя Иоанна Рыльского.

Обитель была заложена 16 сентября 1900 года на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Построена в неовизантийском стиле по проекту архитектора Николая Никонова.

Первым был возведен Собор Двенадцати апостолов. Затем в течение восьми лет были построены кельи, дома для паломников и мастерские иконописи.

В подвале храма расположена усыпальница, стены которой выложены белым мрамором. Здесь, в мраморной гробнице, покоятся мощи Иоанна Кронштадтского, умершего в 1908 году,

С приходом советской власти обитель закрыли и устроили на её территории трудовую артель, а позже передали в распоряжение местных властей. Монахов отправили в ссылку в Казахстан.

Иоанновский монастырь возвращен Епархии в октябре 1989 года. Были срочно проведены отделочные работы и 31 октября, после 66-летнего перерыва, прошло праздничное богослужение. Нижний храм обители освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского, а верхний — во имя Двенадцати Апостолов.

Все монастырские корпуса соединены между собой. В оформлении использована керамика, напоминающая византийский стиль. На одном из фасадов — икона святого Иоанна Кронштадтского.

В окнах храма — разноцветные витражи, а пол внутри него покрыт плиткой с узором.

Богослужения проходят ежедневно. Вход в собор для прихожан свободный, при условии соблюдения правил посещения храмов.



«Замок на Аптекарском»

15

www.spb-guide.ru
/page_21808.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



На углу Аптекарского проспекта и улицы Попова можно увидеть красивое здание с башнями, большими арочными окнами и остроконечными щипцами. Здесь с 1903 года располагается ЛЭТИ — Ленинградский электротехнический институт. Это строение петербуржцы часто называют «Замком на Аптекарском».

Здание ЛЭТИ (корпус № 1) построено в стиле эклектики (эклектика — смешение, соединение разнородных стилей). Фасады, облицованные керамикой и штукатуркой, решены в формах средневековой архитектуры и ренессанса. Особенно красива угловая часть с большим полукруглым окном и двумя башенками.

Парадный вход в институт расположен со стороны Аптекарского проспекта. Центральная часть этого фасада увенчана элегантной башенкой со шпилем.

ЛЭТИ был основан в 1886 году, и первоначально студенты учились в здании Департамента почты и телеграфа на Почтамтской улице вблизи Исаакиевской площади. Со временем программа преподавания расширяется, институту становится «тесно» в старых стенах, было необходимо здание, специально приспособленное для этого высшего учебного заведения.

Проект здания создан в 1898–1900 годах архитектором Александром Векшинским. Строительство завершилось в августе 1903 года, а к концу 1904 года все лаборатории были заполнены оборудованием. Комплекс на Аптекарском проспекте включал учебное здание, общежитие и столовую.

В интерьерах корпуса ЛЭТИ Векшинский воплотил многие свои идеи. В подвалах находились древесные печи, тепло от которых поступало в аудитории по сложной системе воздуховодов. Лестницы в здании были разных видов: каменные, чугунные винтовые, с резными деревянными перилами. Были и такие, что вели к потайным ходам.

Сохранилась легенда, что в первом корпусе ЛЭТИ в 1905 году скрывался В.И. Ленин. В этом здании есть потайная комната без окон и дверей, вход в которую спрятан за доской в одной из аудиторий. Так это или иначе, но несомненным остается то, что здание ЛЭТИ, созданное Векшинском, стало прекрасным украшением Аптекарского проспекта.



Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского

16

www.spb-guide.ru
/page_21787.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского на Большой Зеленина, 28 — один из ярких примеров петербургского модерна. Здесь, на Петроградской стороне много домов, построенных в этом стиле. Но такого необычного модерна больше не встретишь в Северной столице, дом больше похож на работы Гауди в Барселоне или французского ар-нуво в Париже.

Дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского стал второй и самой значимой работой начинающего архитектора Ф.Ф. фон Постельса. После Октябрьских событий он эмигрировал в США, но не создал там таких выдающихся архитектурных сооружений.

Чем же так интересен доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского? Верхний этаж фасада, его подкровельная часть, полностью покрыта мозаикой. Её прерывают только оконные проёмы и четыре фонаря-эркера, пропускающие свет в художественные мастерские. На фризе создана панорама с изображением полей, холмов, реки и городских пейзажей.

Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского построен в 1904–1905 годах.

Николай Лейхтенбергский был внуком великой княгини Марии Николаевны и правнуком Николая I. Героически сражался на фронтах Первой мировой войны. После октябрьских событий 1917 года примкнул к белому движению, а затем уехал за границу, поселился во Франции и стал виноделом.

Мозаичный фриз, состоящий из пяти панно, выполнен по эскизам художника Сергея Шелкового в мастерской мозаичника Виктора Фролова. Ранее в мозаичном искусстве России не было фризов с изображением хлебных полей и заводов с дымящимися трубами. Чтобы рассмотреть пейзажи получше, приходится высоко задирать голову или отойти как можно дальше.

Вся фасадная часть здания обильно покрыта лепниной. Она выполнена по сторонам балконов в виде причудливых цветов и загадочных морских организмов. Парадный вход обрамляют две женские фигуры.

В одной из художественных мастерских работал художник Иван Пархоменко. В гости к нему приходили известные писатели и поэты, среди них — Леонид Андреев, Викентий Вересаев и Иван Бунин, Владимир Короленко и Александр Куприн. Поэт Александр Блок во время позирования читал здесь свои стихи.

В наше время доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского — многоквартирный жилой дом. В его парадных сохранились изразцовые печи и увитые растительным орнаментом решетки лестницы. В квартирах — старинный потолочный декор.



Доходный дом Альберта Кейбеля

17

www.spb-guide.ru
/page_21785.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Доходный дом Альберта Кейбеля напоминает сказочный замок из сказки братьев Гримм про Рапунцель. Он был построен Густавом Густавовичем Фон Голи в 1899–1901 годах для Альберта Юльевича Кейбеля, знаменитого ювелира, прославившегося мастерством изготовления наградных знаков. Здание расположено на углу улиц Большой Зеленина и Барочной.

Для справки: «Рапунцель» — это сказка о девушке с очень длинными волосами, сплетенными в косу. Злая ведьма заточила её в высокую башню и по косам взбиралась наверх к пленной.

Взгляд прохожих привлекает высокая стрельчатая башня на углу здания. Доходный дом Альберта Кейбеля — образец стиля русской эклектики, возникшего не по прихоти архитекторов, а благодаря богатым заводчикам и аристократам, которым непременно хотелось, чтобы в их особняках были неоготические башни.

Альберт Кейбель сдавал квартиры людям среднего класса, часть комнат занимали офисы. Сейчас в доме Альберта Кейбеля обитают рядовые петербуржцы, а первый этаж отдан под аренду магазина.



Дом из стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека»

18

www.spb-guide.ru
/page_21781.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Петроградская сторона связана с творчеством Александра Блока. Поэт любил здесь гулять, а на Большой Зелениной находилась Чайная, в которую он часто заходил. Там, на обоях, были изображены совершенно одинаковые корабли с большими флагами. описанные Блоком в драме «Незнакомка».

У Большого Крестовского моста в доходном доме располагалась аптека, которую называли учреждением самоубийц. По одной из версий, принадлежащей академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, эта мистическая аптека и описана в стихотворении Александра Блока.

Большой Крестовский остров не охранялся по ночам и был пустынным. Поэтому к нему часто приходили самоубийцы. Не все, кто бросился в воду, погибали сразу и им требовалась помощь, которую часто оказывали в аптеках.

По ночам аптека освещалась керосиновыми лампами. Свет от них отражался и в воде. Аптека на углу Большой Зелениной и набережной Адмирала Лазарева была местом спасения или смерти самоубийц.

По двум другим версиям, знаменитая аптека и фонарь находились на улице Декабристов (до 1918 года это была Офицерская улица). В то время здесь было две аптеки — в доме № 27, недалеко от Крюкова канала, напротив Мариинского театра и в доме № 51 (сейчас здесь аптеки нет).



Фабрика «Красное знамя»

19

www.spb-guide.ru
/page_21786.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Фабрика «Красное знамя» в советское время была большим и мощным комплексом по выпуску чулочно-трикотажных изделий. Предприятие основано в 1895 году, а строительство его корпусов велось с 1895 до 1937 года.

В 20-е годы прошлого столетия планировалось создать здесь образцовое социалистическое предприятие. Для строительства был приглашен архитектор из Германии Эрих Мендельсон. Разработанный им план и модель нового комплекса не устроили советских архитекторов. В 1927 году Мендельсон отказался от авторства и покинул Ленинград.

Поэтому по его проекту была построена только силовая станция фабрики, символ советского индустриализма. Все остальные корпуса фабрики выполнялись по измененному проекту Мендельсона под руководством архитектора Ипполита Претро. Поэтому авторский замысел был сильно искажен и упрощен.

Здание силовой станции стало доминантой комплекса «Красное знамя». В плане это прямоугольник, который с торца завершается тремя закруглёнными объёмами водонапорной башни, имеющими разный диаметр.

Внутри здания находились котлы с топливом, которые питали всю фабрику. Архитектор метафорически представил силовую станцию в виде корабля, который тянет за собой всё производство.

Силовая станция (ул. Пионерская, 57а) — памятник промышленной архитектуры, построенный в 1926–1927 годах в стиле конструктивизма.

В 2003 году фабрика закрылась и несколько лет находилась в заброшенном состоянии. С 2017 года компания «Балтийская коммерция» проводит реконструкцию здания. Выполнена наружная отделка силовой станции: ликвидирована его аварийность, фасаду возвращен исторический вид, восстановлено остекление, отремонтирована кровля. Завершены и внутренние работы.

По замыслу владельцев, постройка должна превратиться в общественное пространство с широким кругом функций: здесь может разместиться деловой и культурный центры, площадки для концертов, фестивалей и выставок.

Перед зданием в 1923 году установлен памятный знак в память о первом в Петрограде пионерском отряде.



Доходный дом Б.Я. Купермана

20

www.spb-guide.ru
/page_21789.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Доходный дом Купермана на Петроградке занимает целый квартал и поэтому имеет три адреса: Чкаловский проспект, дом 31, ул. Всеволода Вишневского, дом 10 и ул. Плуталова ул., дом 2. Отличительная черта этого необычного здания — сочетание петербургского модерна с неорусским стилем.

В 1911 году инженер Борис Куперман приобрел свободный земельный участок прямоугольной формы. Для строительства дома он пригласил архитектора Александра Лишневского.

В это время на противоположной стороне (на Чкаловском проспекте) была возведена в неорусском стиле церковь Алексия, Человека Божия. Этот белоснежный храм и побудил архитектора оформить новые дома в том же ключе и создать единый архитектурный ансамбль. Вскоре Лишневский перекупает участок у Купермана и становится владельцем строящегося дома.

За два года были созданы два дома-близнеца, разделенные только брандмауэрными (противопожарными) стенами (по Плуталовой и Теряевой улице, ныне Вишневского). Силуэты храма и построенного дома повторяли друг друга.

Увы, владельцем дома Александр Лишневский пробыл совсем недолго, до 1918 года. У архитектора была возможность уехать за границу, об этом просила его жена, но он подумал: «Мои дома — это мои дети, без меня они погибнут. Я не могу их бросить» и остался. В 30-е годы под его руководством проектировалось два типа зданий — учебные заведения и жилые дома. В 1942 году его вывезли из Ленинграда в последней стадии дистрофии, вскоре в госпитале он умер.

Судьба церкви Алексия, Человека Божия также печальна. В 1932 году архитектурный ансамбль был разрушен — храм закрыли и перестроили в заводской корпус. Сейчас это жилой дом, но он никак не защищен от сноса и может быть разрушен по желанию владельца, чтобы расчистить место для коммерческой застройки. Хотя здание сохранило не только основные конструкции, но даже очертания цилиндра главного барабана.



Дом с (без) мефистофелем

21

www.spb-guide.ru
/page_21780.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Доходный дом по ул. Лахтинской (№24) построен в 1910 году по проекту архитектора Александра Лишневского. На фасаде здания на уровне шестого этажа был установлен барельеф с изображением Мефистофеля.

По рассказу праправнука архитектора Леонида Корниевского, в образе Мефистофеля архитектор изобразил Федора Шаляпина. Действительно, в музее-квартире Бродского в Петербурге хранится портрет оперного певца в этой роли, написанный художником Александром Головиным и напоминающий изображение Мефистофеля на барельефе.

26 августа 2015 года лепнину на Лахтинской улице сбили ломом. По одной из версий, это было сделано по заказу религиозных фанатиков. Они посчитали, что церковь Ксении Блаженной (напротив дома) строится слишком медленно, и виноват в этом дьявольский лик.

Виновного в преступлении, конечно, нашли. Им оказался бездомный предприниматель, объяснивший свой поступок так. Лепнина может разрушиться и упасть на голову прохожих. Якобы беспокоясь о прохожих, он заплатил 5000 рублей промышленным альпинистам, чтобы они разрушили барельеф. Бизнесмена оштрафовали на 600 000 рублей, но к уголовной ответственности решили не привлекать.

На июнь 2020 года Мефистофель так и не возращен на свое место. За ремонт фасада озвучивали разные суммы: сначала 600 000, затем 2 миллиона, а позже и семь миллионов рублей. Хотя питерские мастера, по их словам, могут восстановить копию лепнины за значительно меньшую сумму. Но, чтобы вернуть барельеф на фасад, необходимо ещё и пройти длительные и требующие денег бюрократические процедуры.

По мнению Елены Турковской, праправнучки архитектора, возможно ждать придется до 2021–2023 годов, когда будет проводиться капитальный ремонт дома.



Дом-корабль А.М. Эрлиха

22

www.spb-guide.ru
/page_21790.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



В 1911–1912 году Александр Эрлих построил доходный дом необычной формы — в виде корабля. Замысел архитектора был не случаен. Дело в том, что земельный участок, на пересечении улиц Газовой и Широкой (сейчас это улица Ленина), имел острый угол. Срезать его и терять площадь было невыгодно. Поэтому дом был задуман не прямоугольной формы, как обычно, а в виде корабля. Так, в проекте, появились ярусы балконов, а затем другие готические элементы.

Строился доходный дом А.М. Эрлиха практически на пустыре, это была окраина. Здание создано в стиле модерн. Первоначально цвет фасада был светло-голубым, с белой отделкой архитектурных деталей. В оформлении здания Эрлих использовал, как классические, так и готические мотивы — наряду с тяжелыми колоннами мы видим и стрельчатые арки.

Жители построенного доходного дома могли пользоваться всеми новшествами того времени: электричеством, лифтом, канализацией и телефоном. На первом жили дворники, швейцар и лифтер, на шестом — горничные. «Палубные» надстройки занимали прачечные, гладильные и сушильные помещения, а сейчас там мастерские художников.

В этом доме, в квартире №24 находится музей-квартира Елизаровых. Здесь с апреля по июль 1917 года жил В.И. Ленин.

Эта квартира — практически единственная в доме, где сохранилась обстановка начала ХХ века — подлинные паркет, плинтуса, двери и ванна. Квартиры в доходном доме Эрлиха занимали не бедные жильцы, поскольку такое жилье стоило достаточное дорого. В музее можно увидеть мебель и вещи, которыми пользовался В.И. Ленин.

В середине ХХ века доходный дом А.М. Эрлиха был окрашен в зеленоватый цвет (в один колер). В подъезде дома сохранилась историческая метлахская плитка и деревянные окна с витражами-гербами. За прошедший век уровень культурного слоя вырос ровно на три ступеньки. Сейчас пол в парадной — вровень с тротуаром, а раньше, чтобы войти в дом, надо было подняться на три ступеньки.



Плуталова улица

23

www.spb-guide.ru
/page_21777.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



По одной из версий, Плуталова улица названа по фамилии владельца кабака, здесь расположенного.

По легенде, один из домовладельцев с возрастом стал терять память. Выйдя из дома, сам он найти обратную дорогу уже не мог. Соседям приходилось самим приводить его домой и поэтому стали они его называть Плуталовым, а улицу — Плуталовой.



Бармалеева улица

24

www.spb-guide.ru
/page_21778.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Нам кажется, что название улицы Бармалеевой пришло к нам из сказки Корнея Чуковского от имени страшного разбойника-людоеда Бармалея.

Но есть несколько версий происхождения её названия, опровергающих это предположение. По одной из них, такое необычное имя улицы появилось потому, что здесь жил англичанин по фамилии Бромлей (эта фамилия одна из самых распространенных в Англии).

По другой версии, улица стала называться Бармалеевой по прозвищу одного из жителя, имеющего привычку бормолить (в словаре Даля слово «бормолить» означает «невнятно бормотать»). Вот и назвали его Бармалеем, а улицу — Бармалеевой.

Другая более интересная версия основана на рассказе самого Корнея Чуковского. Однажды, гуляя по Петроградской стороне с художником Михаилом Добужинским, они оказались на улице, как им показалось, со смешным названием «Бармалеева». После фантастических размышлений они пришли к выводу, что Бармалей был разбойником и жил в Африке. Тут же Добужинский нарисовал портрет страшного злодея, а у Чуковского родилась идея новой сказки для детей.

Из этой истории видно, что герой детских стихов появился позже, чем название улицы.



Дворец Бирона (Тучков Буян)

25

www.spb-guide.ru
/page_21795.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Дворец Бирона (Тучков Буян) в Санкт-Петербурге — это складское сооружение на Малой Невке, построенное в середине XVIII века для хранения пеньки.

Древнерусское слово «буян» означает «речная пристань», которая использовалась для выгрузки товаров с судов. В Санкт-Петербурге буянами называли амбары, построенные на островах для хранения пеньки, льна, сала или соли.

Буян на Малой Неве появился после наводнения 1726 года. Первоначально это было складское деревянное сооружение, которое называли Дворцом пеньки и Пеньковым буяном. В 1758 году рядом был построен деревянный мост, и склады стали называть Тучковым буяном по имени подрядчика моста.

29 июня 1762 Пеньковые амбары Санкт-Петербурга сгорели. Через три года архитектор Ринальди приступил с строительству каменных складов. Здание, построенное в 1772 году в классическом стиле, состоит из трех частей:

  • В центре — двухэтажный корпус, он называется важней, здесь пенька взвешивалась. На втором этаже здания — балкон, решетка которого выполнена по рисунку Антонио Ринальди
  • По сторонам от важни — амбарные корпуса. По проекту они были двухэтажные, но из практических целей каждый из них разделили на два невысоких этажа.

Корпуса амбаров соединяются с важней крытыми галереями.

Часто Тучковый буян называют Дворцом Бирона. Остается загадкой, почему это название закрепилось за этим сооружением.

Эрнст Бирон — герцог Курляндский и фаворит русской императрицы Анны Иоанновны. Но Дворец пеньки был построен в1772 году, через 30 лет после смерти императрицы, и поэтому герцог Курдяндский никакого отношения к Тучкому буяну иметь не мог.

Название «Дворец Бирона», скорее всего, появилось из-за его островного расположения, удаленности и возникшей таинственности. Это и побудило в народном сознании воспоминание о мрачной фигуре всесильного фаворита. К тому же, все знали, что Бирон участвует в торговых операциях с пенькой, что связало его образ со складами на Тучковом буяне.

По состоянию на 1 октября 2019 года Дворец Бирона (Тучков Буян) находится в заброшенном состоянии.



Нахимовское училище

26

www.spb-guide.ru
/page_21796.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



В мае 1903 года отмечалось 200-летие Санкт-Петербурга. К этой дате планировалось построить несколько училищных домов. Один из них — Училищный дом имени Петра Великого, в память основателя города, был заложен в дни юбилея.

Конкурс состоялся весной 1905 года. Лучшим была признана работа архитектора Александра Ивановича Дмитриева.

Из-за недостатка средств и длительного утверждения проекта строительство началось в 1909 году. Место для Училищного дома было перенесено на набережную Большой Невки, где 26 июня, в канун победы в Полтавской битве, состоялась вторая торжественная закладка здания. Строительство в основном было завершено в 1910 году, а корпус ремесленного училища открылся в январе 1912 года.

Училищный дом имени Петра Великого построен в стиле ретроспективизма, течения основанного на архитектуре прошлых веков. В своем проекте Александр Дмитриев использовал мотивы раннего барокко. В строительстве участвовал и архитектор Андрей Белогруд, создавший «Дом с башнями».

Основной фасад, выходящий на набережную Большой Невки, подчеркнуто асимметричен. Тонкий шпиль с корабликом-флюгером поднимается над приподнятой крышей. Общая высота здания — 57,5 метров.

На уровне третьего этажа — картуш с бронзовым бюстом Петра, выполненный по рисункам Александра Бенуа. В нижней части композиции – две фигуры младенцев, в руках которых покрывало с надписью «Отцу Отечества». Справа и слева от него, под окнами, – рельефы «1703» и «1903».

Во фронтоне — картуш с вензелем Петра I «Peter Prime», две латинские буквы «Р». Юноши-атлеты держат львиную шкуру, на которой установлены часы фирмы «Фридрих Винтер».

Один из корпусов Училищного дома занимало Ремесленное училище. Его южный фасад, выходящий на Неву, строго симметричен. На фронтоне изображена богиня Минерва, покровительница искусств и ремесел в окружении предметов, относящихся к живописи, скульптуре, театру, навигации и кораблестроению.

Интерьеры здания созданы группой художников под руководством Александра Бенуа. В вестибюле главного входа сохранились крестовые своды, изразцы и двухъярусный керамический камин.

Лестницы ограждены перилами с вензелями Петра I и Меншикова (буква «М»). Ранее вестибюль освещался фонарями, висящими на цепях, они были похожи на фонари, что обычно висят на парусных судах.

Актовый зал располагался на втором этаже, ранее его освещали люстры и паникадила. На стенах – зеркала и бра, картины и карты России. После революционных событий 1917 года богатый интерьер Актового зала утрачен.

После Октябрьской революции в здании размещались школы.

Нахимовское училище было основано в 1944 году, тогда за парты сели 400 мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет, многие из них недавно вернулись с фронта.

Со стороны Малой Невки перед зданием установлен памятник Нахимову. Среди студентов существует традиция тереть нос на счастье, поэтому памятник выглядит вот так. Чтобы потереть нос нужно залезть на забор и постамент. Вероятно, эту традицию не слишком поддерживает руководство учебного заведения.

2 сентября 2016 года у здания Нахимовского военно-морского училища в Санкт-Петербурге открыли памятник «Служим Родине с детства». Композицию выполнил молодой петербургский скульптор Арутюн Акобян.

По его словам, образ мальчика собирательный, он создан по сохранившейся фотографии первого потока. Автор достоверно изобразил военно-морскую форму того времени и передал эмоциональный настрой юного нахимовца. Почти ребенок, с открытым и доверчивым взглядом, он исполнен мужества и бесстрашия.

В Нахимовском училище сложилась традиция – мимо памятника курсанты проходят строевым шагом и отдают честь бронзовой скульптуре.



Памятник «Слава Российскому флоту»

27

www.spb-guide.ru
/page_21797.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Памятник «Слава Российскому флоту» открыт 2 ноября 1996 года в честь 300-летия российского флота. Он расположен рядом с Нахимовским училищем и крейсером «Аврора», в сквере на Петровской набережной. Альтернативное название монумента — «Морякам и создателям флота России».

Его авторы — скульптор Михаил Аникушин и архитектор Тимофей Садовский.

Бронзовая фигура богини Ники изображена над волной, рядом — летящие чайки. Скульптура установлена на гранитном постаменте в виде колонны. В руках у Ники медный вымпел и стальной парусник.

Образ женщины архитектор выбрал не случайно — он связан с Родиной и Россией. Ее фигуру, зовущую к родному берегу, часто можно было видеть на рострах кораблей.

День рождения российского флота

Колыбель российского флота — Воронеж. Здесь нет моря, но город стоит на берегу реки Воронеж, впадающей в Дон, что открывало дорогу к Азовскому морю. Здесь Петр I построил флот для второго Азовского похода, который состоялся летом 1696 года и завершился победой над турками.

20 октября 1696 года боярская Дума, по указанию Петра I, утвердила «статьи», в которых говорилось о содержании крепости Азов, в одной из них указывалось: «Морским судам быть». Дата 20 октября и признана Днем рождения российского флота, 300-летие которого отметили в 1996 году.

Еще за четыре года до юбилея, в 1992 году, фонд «Памятники Российского флота» объявил конкурс на создание монумента. Победила работа скульптора М. Аникушина.

Памятник «Слава Российскому флоту» установлен в том месте, где от Невы отходит её рукав — Большая Невка.



Дом моряков

28

www.spb-guide.ru
/page_21801.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



Рядом с домиком Петра I на Петровской набережной возвышается Дом военных моряков, или Дом Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР (НКВМФ).

В 1931 году здесь, на месте старинного Гагаринского буяна, в центре Санкт-Петербурга, решили построить гостиницу «Интурист». Лучшим проектом была признана работа архитекторов Евгения Левинсона и Игоря Фомина.

Строительство началось в 1932 году, и за четыре года был поставлен каркас здания. В 1936 году из-за споров в выборе его оформления работы остановили.

С 1938 по 1940 года вместо гостиницы «Интурист» на Петровской набережной был построен жилой дом для работников НКВМФ (посчитали, что он более важен). Перед самой войной квартиры занял комсостав комиссариата.

Монументальное здание создано в стиле обогащенного конструктивизма. Фасад оформлен колоннами, а также рельефными изображениями якорей, линкоров и кранцев, тракторов и колосьев. На крыше возвышается скульптурная группа с фигурами матроса и рабочего-кораблестроителя, созданная Я.А. Троупянским. В центре её — ботик Петра I.

Сегодня Дом моряков — это жилое здание для очень обеспеченных людей — всё-таки вид на Неву в центре города.



Часовня Троицы Живоначальной

29

www.spb-guide.ru
/page_21794.htm

Петроградский район
80747

автор: Дмитрий Казаков

еще фотографии →



На Троицкой площади рядом с Петровской набережной расположен небольшой храм с позолоченным куполом. Это часовня Троицы Живоначальной, построенная в память о разрушенной в 30-е годы церкви.

Троицкая площадь с момента основания Северной столицы была главной в городе. Она названа в честь праздника святой Троицы, который праздновался в день основания Санкт-Петербурга 16 мая (27 мая по старому стилю) 1703 года.

По приказу царя в 1709–1711 годах на площади построили собор. Первоначально он был деревянным, позже его перестроили в камне.

Собор Троицы Живоначальной был одним из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. В нем отмечалась победа в Полтавской битве и заключение мира в Северной войне. Петр I принял здесь титул императора. После пожаров собор каждый раз восстанавливали. В 1933 году храм был закрыт, а через год снесен, хотя был признан уникальным памятником архитектуры.

К 300-летию Санкт-Петербурга Балтийская строительная компания планировала восстановить на историческом месте 70-ти метровый Троицкий храм с голубыми куполами. Но разрешение на строительство получено не было.