www.spb-guide.ru - достопримечательности Санкт-Петербурга

Путеводитель по Каменному острову



Содержание

Название Каменного острова

Название Каменного острова


Каменноостровский театр

1

Каменноостровский театр


Дом М.Э. Клейнмихель

2

Дом М.Э. Клейнмихель


Особняк Половцова

3

Особняк Половцова


Особняк М.А. Вургафта «Голубая дача»

4

Особняк М.А. Вургафта «Голубая дача»


Особняк Гаусвальда

5

Особняк Гаусвальда


Особняк Фолленвейдера «Сахарная голова»

6

Особняк Фолленвейдера «Сахарная голова»


Дом М.К. Кугушевой

7

Дом М.К. Кугушевой


Дом Бехтерева

8

Дом Бехтерева


Пристань со сфинксами

9

Пристань со сфинксами


Каменноостровский дворец

10

Каменноостровский дворец


Храм Рождества Иоанна Предтечи

11

Храм Рождества Иоанна Предтечи


Ушаковский мост

12

Ушаковский мост




Каменный остров на карте



Название Каменного острова

www.spb-guide.ru
/page_21761.htm

еще фотографии →



По одному из преданий на дне Невы, рядом с южной оконечностью острова лежал необычный камень, возвышающийся из воды, как скала. Поэтому остров и назвали Каменным. По другой версии, своё название он получил в честь Петра I — от греческого слова petros — камень.

С другими островами Каменный остров соединен четырьмя мостами. Крестовский мост ведет на Крестовский остров, и предполагают, что раньше они составляли одно целое.

Три острова Санкт-Петербурга — Каменный, Елагин остров и Крестовский, в советское время называли Кировскими островами. Каменный остров ограничен Большой и Малой Невой и речкой Крестовкой. Он соединен Каменноостровским проспектом с Петроградской стороной. Еще одно его имя — Остров Трудящихся, поскольку после революции здесь было открыто несколько домов отдыха и санаториев для питерских тружеников.



Каменноостровский театр

1

www.spb-guide.ru
/page_21763.htm

еще фотографии →



Каменноостровский театр в Петербурге — один из немногих сохранившихся в Европе деревянных театров. Немногие знают, что здание строилось как временное сооружение для оживления дачной жизни на Каменном острове, а одним из дачников был Николай I.

Император поручил строительство архитектору Смарангу Шустову. Первый его проект предполагал смету в 140 тысяч рублей. Николай I отложил строительство, и тогда архитектор представил более скромный вариант (на 40 тысяч), но на многое просил не рассчитывать.

Всего за 40 дней летом 1827 года на набережной реки Крестовки строят из дерева Летний театр. Гарантию на здание архитектор дал на семь лет, но простоял он (до первой реконструкции) почти 17 лет.

Театр был удачно расположен (между Каменноостровским и Елагиным дворцами), здесь выступали самые известные труппы и артисты. Поэтому и сборы были полные. Император Николай и подчиненные ему офицеры Красногвардейского полка не пропускали ни одной премьеры. Аристократы занимали ложи, а военные — партер. Николай I любил смотреть спектакли не из императорской ложи, а из партера, чтобы быть в курсе свежих сплетен.

Каменноостровский театр построен в классическом стиле. Его фасад оформлен восьмиколонным коринфским портиком. На фронтоне — рельефное изображение лиры, масок и музыкальных инструментов.

Зрительский зал был рассчитан на 750 человек. Пол в нем устроен с наклоном так, чтобы зрители передних рядов не загораживали сцену сидящим сзади. В этом зале, кроме спектаклей, проходили собрания, балы и маскарады. Пол для этих случаев поднимался и становился ровным.

Акустика зала была такой хорошей, что зрители могли слышать слова артистов, произнесенные даже шепотом. На сцене была устроена стена-перегородка, которая раздвигалась, и летом представление можно было смотреть на фоне цветущего сада.

За свою историю здание несколько раз ремонтировали. Во время работ, проведенных в 1964–1968 годах, когда зал был приспособлен для молодежного отдыха, многие подлинные детали были утрачены.

Во время реставрации 2007–2012 годов Каменноостровский театр был воссоздан в своем первоначальном виде. Последние исследования развеяли красивую легенду о строительстве театра за 40 дней. За этот период здание только собрали из заранее приготовленных элементов.

После последней реставрации Каменноостровский театр соответствует замыслу Николая I и архитектора Шустова, но на новом витке технического прогресса. Здесь проходят спектакли Большого драматического театра имени Товстоногова, это вторая сцена БДТ.



Дом М.Э. Клейнмихель

2

www.spb-guide.ru
/page_21766.htm

еще фотографии →



Дом М.Э. Клейнмихель в Санкт-Петербурге интересен своей необычной архитектурой. Он похож на сказочный замок с башенками, шпилями, ажурными решетками, фонарями и балкончиками. Дом М.Э. Клейнмихель стал узнаваемой декорацией при съемке фильма «Шерлок Холмс: Сокровище Агры».

Этот красивый особняк можно увидеть в северо-западной части Каменного острова, на набережной реки Крестовки, 12.

Первоначально на этом месте стояла редкой красоты дача Н.А. Верховцевой, построенная архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. В 1893 году дом и право аренды участком на 90 лет покупает М.Э. Клейнмихель.

Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель была членом редакции журнала «Столица и усадьба» и, по воспоминаниям современников, умной и хитрой женщиной. В её салоне устраивались приемы, балы и маскарады, а слухи о них разносились по всему Петербургу. На следующий день в газетах писали, кто из знатных персон здесь побывал, сколько съел икры и выпил шампанского, кто танцевал кадриль и кто кого увез в карете. Хозяйка владела, можно сказать, всеми тайнами петербургского общества.

В 1904 году архитектор Константин Прейс перестраивает дом Клейнмихель в готическом стиле. Реконструкция особняка в 1911–1912 годах, выполненная архитектором К.Г. Прейсом, а затем К.К. Мейбом, сделали строение ещё красивее.

Особенно интересна кованая решетка с изображением саламандры. Не зря этот зверек появился на ограде. Свёкор Марии Клейнмихель показал себя героем при тушении пожара в Зимнем дворце в 1837 году.  

Саламандра, по легенде, не боится огня, поскольку её тело покрыто влажной слизью. В средние века считали, что саламандра рождается в огне.

Герб Клейнмихель можно увидеть на фасаде особняка. За свои заслуги он получил разрешение изобразить на гербе горящую императорскую резиденцию. Мифическая саламандра также напоминает об этом подвиге.

Интерьеры дома Клейнмихель не сохранились, их можно увидеть только на фотографиях журнала «Столица и усадьба», сделанные известным фотографом Карлом Буллой.

Комнаты в доме Клейнмихель были оформлены декоративными фризами и коринфскими пилястрами. В гостиной располагался камин со скульптурами двух сфинксов.

После революции имущество графини было национализировано, а в 1919 году она уехала в Стокгольм, а затем перебралась в Германию.

В настоящее время Дом Клейнмихель принадлежит ведомству Управления делами Президента России.



Особняк Половцова

3

www.spb-guide.ru
/page_21771.htm

еще фотографии →



В 1912–1916 годах архитектор Иван Александрович Фомин построил на Каменном острове особняк для сенатора А.А. Половцова. Загородный дом на берегу Средней Невки стал одним из последних выдающихся памятников неоклассицизма в Санкт-Петербурге.

История здания началась ещё в 1835 году, когда архитектор Куци Антон Матвеевич построил на Каменном острове для банкира барона фон Штиглица деревянный особняк в классическом стиле. Позже дом перешёл сенатору Александру Половцову, и хозяин решил перестроить ветхое здание, но пожелал, чтобы в новом особняке сохранились черты прежней дачи.

Архитектор И.А. Фомин с честью справился с заданием. Он построил П-образный в плане особняк, напоминающий богатые петербургские усадьбы конца XVIII века.

Центральный фасад оформлен крытой галереей с парными колоннами — портиком. Завершает его фронтон с полукруглой нишей. Колоннада боковых крыльев создает особенно торжественный вид ансамбля. Архитектору удалось включить без изменений в новое здание деревянный свод главного зала.

В круглом вестибюле с мраморными пилястрами (выступами в виде колонн), сохранилась скульптурная композиция с изображением сатира и обнаженной девушки, стыдливо прячущей свой взгляд.

Из поколения в поколение владельцы дома передают такую легенду. У прежнего хозяина дома была дочь, влюбленная в бедняка. Отец хотел насильно отдать её замуж за богатого юношу и пригрозил: «Не бросишь своего любимого, тебя изобразят в виде голой нимфы-бесстыдницы, а твоего нахального жениха — в образе чертика с рогами».

Несчастная девушка бросилась с горя в колодец и погибла. Колодец отец засыпал, а на его месте установил две скульптуры — обнаженной девушки и чёртика.

С приходом советской власти территорию дворца занял санаторий. В 90-е годы здравница для народа была закрыта, и здание через несколько лет стало аварийным. После реставрации особняк Половцова перешел в собственность Министерства ВМФ, и доступ на его территорию закрыт.



Особняк М.А. Вургафта «Голубая дача»

4

www.spb-guide.ru
/page_21768.htm

еще фотографии →



Голубая дача — это особняк, построенный в 1913–1914 годах для жены статского советника и юриста М.А. Вургафта. Свое название дача получила из-за голубого цвета стен и контрастирующих с ним белых деталей.

Дача расположена на набережной реки Крестовки, 2, напротив знаменитого дуба Петра I.

Двухэтажное здание, увенчанное круглым куполом, выполнено в неоклассическом стиле по проекту архитектора Моисея Синявера. Фасад, выходящий на набережную реки Крестовки, оформлен четырехколонным портиком и треугольным фронтоном.

Интерьеры особняка расписал в 1916 году художник-декоратор П. Максимович. В оформлении Центрального зала он использовал пилоны (прямоугольные в плане колонны), на которых изобразил четыре танцующих фигуры, символизирующие вечер, утро, день и ночь.

Перед революцией Голубую дачу арендовал петербургский банкир, биржевой делец и приближенный Распутина Дмитрий Львович Рубинштейн. В новогодние праздники он приглашал бедных детей Каменного острова на ёлку, где устраивал представления и раздавал им подарки и сладости. В 1916 году Рубинштейн был арестован по подозрению в шпионаже.

После революции здание занимала колония, затем Дом отдыха, а позже — Ленгорисполком.

В настоящее время, как и сто лет назад, стены здания голубые и выглядит оно внушительно, хотя и огорожено глухой стеной.



Особняк Гаусвальда

5

www.spb-guide.ru
/page_21770.htm

еще фотографии →



Исторический особняк Гаусвальда на Каменном острове известен всем, кто смотрел фильм о Шерлоке Холмсе, серию «Скандал в Богемии». Здание, построенное в 1898 году, отреставрировано и теперь его можно осмотреть.

Особняк Гаусвальда — памятник деревянного зодчества в Санкт-Петербурге и одно из первых строений в России, созданных в стиле модерн.

Проект двухэтажного коттеджа для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд разработали молодые архитекторы Василий Шене и Владимир Чагин. Эта работа стала для них настоящим экзаменом. Отбросив все стереотипы, они творчески подошли к строительству задания и с честью с ним справились.

В основе композиции они использовали три разных формы — куб, цилиндр и конус. Совместив их, они добились того, что здание выглядело оригинальным и элегантным снаружи, но внутри особняк был уютным и удобным для хозяев.

Архитекторы построили асимметричное в плане здание с изогнутой линией крыш, что было характерно для модерна. Центральная часть коттеджа выполнена из дерева, башня — из серого кирпича, каменные плиты и оштукатуренные стены соседствуют с деревянными фронтонами.

На первом этаже были жилые комнаты, а наверху — комнаты для гостей и кабинет.

С 1918 по 1923 год здание занимала детская колония, обитатели которой растащили все, что было возможно. Витражи они разобрали, цветные стекла использовали для игр или обменивали на другие находки, а из свинцовых вставок делали грузила для удочек. Позже в здании находился санаторий одного из заводов Ленинграда.

В 90-е годы дачу купила компания «Импульс», которая её никак не использовала. В 1994 году особняк Гаусвальда отключили от всех инженерных сетей, а к началу 2000-х годов он стал разрушаться. Эксперты считали, что восстанавливать здание не стоит — слишком долго и дорого.

Но все же собственник коттеджа в 2017 году приступил к ремонту и через два года историческое здание было воссоздано.

Реставрация была проведена грамотно, так, что была сохранена большая часть исторического материала. Восстановлен и оливковый цвет строения.

В фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссера Игоря Масленникова особняк Гаусвальда «сыграл роль» дома Ирэн Адлер. Он послужил декорацией и к фильмам «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь», «Марица» и «Без семьи».

Особняк Гаусвальда можно осмотреть по договоренности с его владельцем.



Особняк Фолленвейдера «Сахарная голова»

6

www.spb-guide.ru
/page_21769.htm

еще фотографии →



Придворный архитектор Роберт-Фридрих Мельцер в 1904–1905 годах построил на Каменном острове особняк для швейцарского подданного, владельца портняжной мастерской Э. Г. Фолленвейдера.

Автор проекта необычного здания — придворный архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Особняк Фолленвейдера построен в стиле северного модерна с неоготическими элементами и представляет собой романтичную композицию с многоскатной черепичной крышей и четырехгранной башней.

Здание двухэтажное, с узкими, разными по рисунку и группировке средневековыми окнами. За такой сказочный вид в народе его называли теремком. Второе название «Сахарная голова» было ему дано за ослепительно белый цвет оштукатуренных стен, какими они были раньше.

Более правдива другая версия происхождения названия «Сахарная голова». В то время сахарный песок продавали в пакетах конусообразной формы, очень похожих на башню особняка.

Здание будто бы слеплено из объёмов разной формы и высоты, но выглядит пластичным. В нем сохранились детали более чем столетней давности — витражи, орнаментальная лепка на потолке и стенах, камины из мрамора и печи.

В советское время здесь находился санаторий, а с 2009 года — консульство Дании, которое покинуло особняк, возможно, из-за высокой арендной платы.

Особняк Фолленвейдера «Сахарная голова» мы можем увидеть в фильме «Приключения принца Флоризеля». Сказочный терем появляется в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровище Агры» и «Господин Оформитель».

Особняк Фолленвейдера «Сахарная голова» расположен у самой кромки канала по Большой аллее, 13.



Дом М.К. Кугушевой

7

www.spb-guide.ru
/page_21767.htm

еще фотографии →



На Каменном острове есть совсем небольшая, по местным меркам, но оригинальная дача, построенная в модном в то время стиле эклектики. Это дом М.К. Кугушевой, напоминающий одновременно и купеческий особняк, и охотничий домик.

Особняк построен в 1895 году, его автор — архитектор Константин Прейс. Проект здания выполнялся при участии самой княгини Марии Константиновны Кугушевой, предложившей использовать в архитектуре элементы русского стиля. Эклектика предполагает в одном строении комбинацию элементов нескольких стилей.

Первый этаж здания выполнен из серого камня, а второй — деревянный. В оформлении использованы башенки, кокошники и коньки, ламбрекены и полотенца, характерные для древнерусского зодчества. Особенно интересна затейливая башенка, сохранившаяся в первоначальном виде. В её форме можно заметить сочетание готического и русского стиля.

Построенная дача пришлась по душе не только хозяйке. Труд архитектора был оценен так высоко, что по окончании строительства он был буквально завален заказами.

Здание расположено на Боковой аллее, 1. В нём долгое время были коммунальные квартиры. В 1970-х годах строение стало ветшать. После расселения жильцов Дом М.К. Кугушевой отремонтировали, и с 1973 года его занимает Детская художественная школа No10 имени Б.М. Кустодиева.



Дом Бехтерева

8

www.spb-guide.ru
/page_21772.htm

еще фотографии →



На Каменном острове, на набережной Малой Невки сохранился дом, в котором жил академик Владимир Михайлович Бехтерев. Это двухэтажное историческое здание не огорожено высокой стеной, и его можно хорошо рассмотреть. В доме несколько квартир, а его история началась более 100 лет тому назад.

Психиатр, невропатолог, физиолог и психолог Владимир Бехтерев для отдыха и работы выбирал тихие места. Одним из них была усадьба «Тихий берег» на берегу Финского залива (ранее — территория Финляндии, а сейчас Курортный район Санкт-Петербурга). Здесь он проводил Рождественские праздники и летние отпуска и создал многие свои работы.

В 1914 году ученый задумал построить дом в другом тихом месте — на Каменном острове. Проект здания был создан архитектором Михаилом Ивановичем Девишиным совместно с Бехтеревым.

В начале XX века в архитектуре Северной столицы становится популярным стиль модерн. Но ученый придерживался консервативных взглядов, и на участке Набережной Невки, 25 был построен фахверковый дом в стиле неоклассицизма. (Фахверк от немецкого Fachwerk — каркасная конструкция).

В этом доме Бехтерев и отдыхал, и работал — писал статьи, принимал больных, здесь он прожил до последних дней своей жизни.

В 1956 году дом Бехтерева был перестроен в камне и оштукатурен. Руководил работами архитектор В.М. Гальперин. Сейчас на здании установлена мемориальная доска.



Пристань со сфинксами

9

www.spb-guide.ru
/page_21775.htm

еще фотографии →



Сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Две скульптуры были изготовлены как пробные для Египетского моста и потом их бросили во дворе обычного дома. Но в 1971 году их нашли и украсили ими пристань на набережной Малой Невки у дома №11. Но на этом испытания животных не закончились — во время наводнения в декабре 1975 года они буквально погрузились в воду, а позже над ними не раз надругались вандалы и даже у одного из них оторвали корону.

После реставрации в 2005 году скульптуры располагались у здания Мостотреста, за счет которого и восстановили скульптуры. У ворот на Индустриальном проспекте у дома №42 они были в полной безопасности и Мостострой не хотел расставаться со своими подшефными животными. В 2010 году мифических животных все же возвратили на Малую Невку. Их уникальность в том, что это единственные сохранившиеся пробники великого зодчего Павла Соколова.

В 2016 году им исполнилось 190 лет.

Ещё про сфинксы в Санкт-Петербурге →



Каменноостровский дворец

10

www.spb-guide.ru
/page_21762.htm

еще фотографии →



Первым строением на Каменном острове стал загородный дом канцлера Гавриила Головкина, он построен в 1714 году. Затем здесь появился особняк и парк на французский манер государственного деятеля Бестужева-Рюмина.

В 1765 году Екатерина II подарила остров наследнику престола, царевичу Павлу Петровичу. Для него в 1776 году на месте деревянного особняка Бестужева-Рюмина по проекту архитектора Юрия Фельтена началось строительство Каменноостровского дворца. В 1777 году работы были приостановлены из-за наводнения. Затем строительство возглавил Джакомо Кваренги, и в 1782 году дворец был полностью закончен.

Двухэтажное здание, построенное в стиле классицизма, включает центральный корпус и два флигеля:

  • Центральный корпус. Южный его фасад обращен к Малой Невке, он оформлен восьмиколонной галереей и аттиком (декоративной стенкой над карнизом). Северный фасад выходит к Парадному двору, в центре его — шестиколонный портик тосканского ордера. В центральном корпусе располагались парадные залы, галерея и кабинет
  • Флигели. Один из них был отведен под жилые комнаты, а другой — под дворцовый театр.

Рядом с Каменноостровским дворцом французский архитектор Жан Тома де Томон разбил парк. Проект планировки выполнен в 1785 году зодчим Трезини. В центре был построен Большой канал и аллея. В настоящее время канал засыпан.

Каменноостровский дворец стал любимой резиденцией Александра I. Здесь в 1812 году он назначил Михаила Кутузова главнокомандующим русской армией. Сюда же пришло известие о заговоре декабристов в июле 1825 года. В том же году из своей резиденции Александр I отправился в путешествие по России. 1 декабря император умер в доме градоначальника Таганрога в возрасте 47 лет.

После революции историческое здание заняла Коммуна беспризорных имени Луначарского, позже — санаторий и госпиталь Ленинградского военного округа.

Комплексная реставрация здания прошла в 2008—2015 годах. Был полностью возвращён исторический облик Большому залу, стены которого облицованы искусственным мрамором. Отреставрированы подлинные люстры и деревянные бра.

В Каменноостровском дворце сохранились фрески конца XVIII века с изображением видов Рима по гравюрам знаменитого Джованни Баттиста Пиранези. Восстановлены залы, личные комнаты великокняжеской четы и парадные гостиные середины XIX века.

В декабре 2015 года в Каменноостровском дворце открылась Школа талантов — региональный центр по работе с одаренными детьми. Для занятий петербургских школьников обустроены 24 зала, голографический театр, класс электронной музыки и физических опытов.



Храм Рождества Иоанна Предтечи

11

www.spb-guide.ru
/page_21773.htm

еще фотографии →



Храм Рождества Иоанна Предтечи построен в память победы над турецким флотом в Чесменской битве, состоявшейся 24–26 июня 1770 года. Предтеченская церковь входит в ансамбль Каменноостровского дворца.

Архитектор Юрий Фельтен решил исполнить эти строения в разных стилях, дворец — в классическом, а храм — в псевдоготическом стиле. В одном ансамбле зодчий противопоставил два художественных направления — классицизм и романтику.

Строительство началось в 1776 году и через два года в престольный праздник Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля по новому стилю) церковь была освящена.

В качестве материала архитектор использовал красный кирпич, поэтому в народе церковь называли «Красной». Здание крестообразное в плане, с остроконечным куполом серого цвета, зарешеченные стрельчатые окна обрамлены светлыми наличниками. Декоративные остроконечные башенки (пинакли) придают храму возвышенность и романтичность.

К западной части примыкает одноярусная колокольня. Звонница необычна — это четыре колонны, на которых расположен шатер серого цвета.

Предтеченская церковь известна тем, что сюда часто приходил молиться Александр I. Её прихожанами были Г.Р. Державин и А.В. Суворов. Здесь молился о победе после назначения главнокомандующим князь М. Кутузов. Александр и Наталия Пушкины крестили в храме своих детей — Наталью, Александра и Григория.

За свою 240-летнюю историю храм пережил трудные времена — наводнения, гонения, угрозу уничтожения и закрытие. Здесь размещалась скульптурная мастерская, позже — спортивный зал. Сейчас это действующий православный храм, где ежедневно проходят богослужения.



Ушаковский мост

12

www.spb-guide.ru
/page_21774.htm

еще фотографии →



Совсем недалеко от Предтеченского храма расположен Ушаковский мост, соединяющий Каменноостровский проспект с улицей академика Крылова на Выборгская стороне. Мост интересен тем, что в его оформлении использована военно-морская тематика. С каждой его стороны можно увидеть торжественные обелиски с рельефными изображениями орденов адмиралов Ушакова и Нахимова. Поэтому петербуржцы дали Ушаковскому мосту второе название — «Дважды орденоносный».

Длина Ушаковского моста с подходами — 254,8 метра, ширина — 27 метров. Мост не разводится, хотя строился как разводной.

Впервые наплавной (плашкоутный) мост сооружен в створе Каменноостровского проспекта в 1786 году. Он стоял на 12-и барках-плашкоутах и находился несколько выше по течению от существующего (там, где были сад и дача графа Александра Сергеевича Строганова). Поэтому и переправу стали называть Строгановской.

В 1820-х годах сооружается постоянный разводной деревянный мост на сваях с 18 пролетами, ось которого направлена в створ улицы академика Крылова (ранее Строгановская улица). Разводной двукрылый пролет переправы находился у левого берега.

За свою 200-летнюю историю мост перестраивался несколько раз.

Одна из последних реконструкций прошла в 1953–1955 годах, когда вместо старого деревянного моста был построен новый металлический. Проект выполнен инженерами В.В. Демченко и Б.Б. Левиным и архитекторами П.А. Арешевым и В.С. Васильковским (институт «Ленгипроинжпроект). Мосту было присвоено имя великого флотоводца Фёдора Ушакова.

В мае 2000 года завершилось строительство новой эстакады на пересечении Ушаковской набережной и улицы Крылова. Ушаковский мост и расположенная рядом Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова стали частью единого архитектурного ансамбля, посвященного российскому флоту.

Опоры эстакады завершаются консольными площадками, на которых установлены корабельные пушки, созданные Владимиром Васильковским. Этот проект стал последней работой архитектора, проектировавшего Ушаковский мост еще в середине 1950-х годов.