Троицкий мост в Санкт-Петербурге

Троицкий мост в Санкт-Петербурге

поделиться:

Троицкий мост соединяет Марсово поле и Троицкую площадь на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Длина составляет 582 метров, а ширина — 23,43 метров. Мост имеет 5 пролетов, а разводным является пролет, расположенный ближе к левому берегу Невы.


Содержание


Развод Троицкого моста в 2023 году

Троицкий мост разводится с 1:20 до 4:50.

Троицкий мост в СПб, разводной пролёт

Разводной пролет

Развод мостов обычно туристы наблюдают с центральных набережных Петербурга. В отличие от Благовещенского и Дворцового, у которых разводятся как два крыла центральные пролеты, Троицкий мост имеет один разводной боковой пролёт, расположенный ближе к Дворцовой набережной и во время развода он превращается в стену.

Троицкий мост СПб во время развода

Троицкий мост во время развода


Троицкий мост на карте

Троицкий (Кировский) мост на карте

Троицкий (Кировский) мост

увеличить карту


Интересные факты о Троицком мосте

  • Существует легенда, что заслуженный летчик-испытатель Валерий Чкалов для завоевания сердца своей невесты совершил дерзкий полет под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов», на съемках которого в 1940 году летчик Евгений Борисенко пролетел под пролетом 6 раз
  • На мосту есть точка, указывающая на его середину. Она находится на перилах в том месте, где узоры на решетке меняют свой наклон
  • Во время прогулки по пешеходной части можно увидеть классический открыточный вид на Стрелку Васильевского острова
  • С него видно 7 мостов:
    1. Иоанновский через Кронверкский пролив
    2. Биржевой через Малую Неву
    3. Дворцовый через Большую Неву
    4. Эрмитажный через Зимнюю канавку, это вниз по течению
    5. Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку
    6. Прачечный через Фонтанку, смотреть вверх по течению
    7. Литейный через Неву
  • По оси переправы проходит так называемый Пулковский меридиан — это нулевой меридиан, который русские картографы использовали до 20 века и перехода на Гринвичский меридиан. Московский проспект и Пулковское шоссе также расположены на этом меридиане.

Стрелка Васильевского острова, классический вид с Троицкого моста

Классический вид на Стрелку Васильевского острова с Троицкого моста



История Троицкого моста

Первая наплавная переправа между левым берегом Невы и Петербургской стороной появилась в 1803 году, в год столетия основания Санкт-Петербурга и была названа Петербургским мостом. Проходила она немного выше по течению — напротив Летнего сада и домика Петра I.

В 1824 году, когда переправа пришла в негодность, начали строить новую плашкоутную переправу от Суворовской до Троицкой площади.  В 1827 году строительство было завершено и новый мост назвали Суворовским.

Троицкий мост и памятник А.В. Суворову, вид с Марсова поля

Троицкий мост и памятник А.В. Суворову, вид с Марсова поля

Вместе с тем, город нуждался в постоянных переправах через Неву и первые из них были построены на Васильевский остров и Выборгскую сторону, а в 1890 году было принято решение о строительстве переправы на Петроградскую сторону. Был проведен конкурс, в результате которого лучшим был признан проект фирмы Эйфеля, построившей Эйфелеву башню. Вне конкурса был рассмотрен проект французской компании Батиньоль, предложившей новую технологию соединения пролетных арок — консульно-арочную систему.  Модель с такой же системой была изобретена и русским инженером Г. С. Семиколенновым, но она не была им запатентована.

Троицкий мост

Было принято решение заключить контракт с французской фирмой Батиньоль, что было политическим шагом навстречу Франции. 25 сентября 1896 года во время визита Николая II во Францию был заложен мост Александра III через Сену, а через 11 месяцев 12 августа 1897 года в присутствии Президента Франции Феликса Фора был заложен Троицкий мост. В основание переправы Император и Президент положили по монете. Строительство велось русскими рабочими с использованием отечественных материалов, а контроль за строительством выполняли русские строители и архитекторы, Академия художеств и Городская Дума. Установленный срок окончания строительства  — 1901 год французской фирмой не был выполнен, за что в российскую казну она заплатила штраф в размере 150 000 рублей.

Троицкий и Литейный мосты, развод днём

Троицкий и Литейный мосты, развод днём

Открытие состоялось в 200-летие Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1903 года. Первый развод моста выполнил сам император Николай II. Он нажал кнопку для запуска работы электрических моторов и переправа была разведена. Праздник сопровождался салютом и крестным ходом. В память об открытии были установлены бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами авторов и строителей переправы.

Троицкий мост, мемориальная доска

Мемориальная доска

Печатные издания начала 20 века называли переправу  французской или парижской красавицей. Красивые чугунные решетки, гармонирующие с металлическими арочными пролетами и мраморные обелиски на въезде со стороны Марсова поля, гранитная облицовка опор и фонари в виде трёхрожковых торшеров вызывали восхищение.

Троицкий мост, фонарь

Фонарь

Несколько раз мост реконструировался. Так, в 1955 году в ходе реставрации обелисков двуглавые орлы заменили на пятиконечные звезды. В 1965–1967 годах была проведена модернизация, в результате которой двухкрылый разводной пролет заменили на однокрылый и разводиться он стал не в горизонтальной плоскости, а стал подниматься. Пролет был увеличен до 43 метров, а с 1977 году шире стала проезжая часть. В 1994 году снова установлены мемориальные доски с датами и именами создателей переправы. В 2002 году на обелисках были восстановлены двуглавые орлы и короны — символы самодержавия.

Троицкий мост в СПб, трёхсторонние двуглавые орлы на вершине обелисков

Трёхсторонние двуглавые орлы на вершине обелисков


Происхождение названия Троицкий мост

Мост получил название в честь Троицкого собора, расположенного на одноименной площади.

Пятнадцать лет Троицкий мост носил свое имя. После революции в октябре 1918 года он был переименован в мост Равенства. В 1934 году после убийства С. М. Кирова, в память о революционере был назван Кировским. Памятные доски с датами и именами создателей были сняты и вместо них появилась информация о присвоении переправы имени Кирова. Только во время перестройки в 1991 году ему вернули историческое название.


Строительство в Петроградском районе и открытие Троицкого моста

От Петроградского района началась история города, здесь жил Петр Первый, находился Сенат и Коллегии. Но постепенно весь двор переезжает на левую сторону Невы и эта часть Петербурга становится окраиной с деревянными домами, где проживали торговцы средней руки и отставные чиновники. С открытием Троицкого моста начался новый этап в жизни острова. Район стал модным для проживания и за десять лет здесь было построено множество каменных домов разнообразной архитектуры серебряного века. В советские времена перестройка зданий  в районе почти не велась и поэтому в нем сохранилась уникальная обильная разнообразная городская среда — своеобразный музей архитектуры 1900–1910 годов под открытым небом с постройками всех оттенков неоклассицизма, модерна и псевдорусского стиля.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.