Большеохтинский мост





Большеохтинский мост соединяет левый берег Невы, исторический центр Санкт-Петербурга (по Тульской улице) и старинный район Охту. Он перекинут от Смольной и Синопской набережных к Свердловской набережной на Малой Охте. Большеохтинский мост имеет длину 335 м и ширину 23,5 м.

 

Из истории Охты

На правом берегу Большой Невы, напротив Смольного собора расположен старейший район Петербурга – Охта. Протекающая здесь река Большая Охта, впадающая в Неву, делит местность на 2 части – Большую Охту – на правом берегу реки и Малую Охту – на левом берегу. Поселения на Охте появились еще задолго до основания Петербурга, о чем упоминается в летописи 1300 года. Новгородцы построили здесь свой сторожевой пост, а позже эта местность 2 раза переходила шведам. 1 мая 1703 года русские войска под руководством фельдмаршала Шереметева приступом взяли крепость Ниеншанц и это было началом завоевания устья Невы. И хотя район Охты был удобным для обозрения и не затоплялся при наводнениях, Петр Великий начал возводить город на Заячьем острове, а на Охте стали строиться промышленные предприятия, в том числе корабельная верфь, пороховой завод и пильная мельница, развивался и молочный промысел. Существует легенда, что Петр приказал наделить жителей Охты выгонными землями и выписал холмогорских и голландских породистых коров для снабжения столицы молоком. О тяжелой жизни охтинских рабочих в этом промышленном районе поется в народной песне:

Кто на Охте не живал,
Тот и горя не знает,
А мы жили-поживали,
Все горе узнали.

 

Народная любовь к Малой Охте выразилась в пословице: «Малая Охта – Большая любовь».

Связь с Охтой осуществлялась путем самоходных паромов, так называемых самолетов, переправляться на которых было дорогим удовольствием и не всем было доступно, о чем народ сочинил песню:

Из-под Смольного на Охту
Очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
На ручонках перенес.

 

Большеохтинский мост - из истории строительства

В 1829 году при разработке перспективного плана развития Петербурга Николай I обозначил необходимость строительства переправы из центра Санкт-Петербурга в рабочую Охту. Из-за недостатка денежных средств решение этой проблемы было отложено и повторно вопрос был поднят лишь в 1860-х годах. Охту решили соединить с Петербургом не только переправой, но и административно. Возникли споры по поводу расположения моста, поскольку каждому хотелось, чтобы он строился рядом  с его предприятием, а лодочники и паромщики не хотели терять свою работу и всячески препятствовали началу строительства. И только 5 июня 1884 года Городской Совет принял решение о строительстве моста от Смольного собора до верфи Крейтона, в районе бывшего Петрозавода, о чем было сказано «Признать Охтинский пригород, подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу».

1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы. 16 представленных проектов были отклонены из-за их несоответствия техническим условиям и строительство моста откладывалось. Только после трагического случая, когда весной 1907 года при переправе на Охту затонуло судно «Архангельск» и погибли люди, государь отдал приказ не затягивать строительство переправы. Тогда из 4-х представленных внеконкурсных работ был выбран проект «Свобода судоходству», выполненный профессором Николаевской инженерной Академии полковником Г.Г. Кривошеиным и военным инженером  подполковником В.П. Апышковым. Закладка переправы состоялась 26 июня 1909 года накануне 200-летия Полтавской битвы, триумфатором которой был Петр Первый и поэтому мост назвали именем императора Петра Великого. Переправа строилась быстро и была открыта 26 октября 1911 года. Руководил строительством сам автор проекта Г.Г. Кривошеин, разводной пролет и механизм развода выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком выступила варшавская строительная фирма.

Мост имеет 3 пролета и оригинальность ему придают два боковых пролета длиной по 136 метра с гигантскими металлическими арками в виде крыш. Эти пролеты были уникальными для России и Европы. Центральный пролет имеет длину 48 метров, его крылья разводятся вертикально и двигаются вокруг неподвижных горизонтальных осей. Хотя идею раскрывающегося вверх пролета впервые высказал и обосновал академик А.И. Дмитриев, воплотил ее в жизнь автор проекта Г.Г. Кривошеин. Механизмы подъема могли всего за 30 секунд поднять крылья моста.

Построенный мост резко отличался от Литейного и Троицкого. Он имел всего 3 пролета и средний из них был украшен высокими гранитными башнями – маяками, увенчанными фонарями в виде кубов, к которым примыкали небольшие башенки, напоминающие средневековые крепостные башни.  Опоры моста и спуск к воде у левобережной опоры покрыты гранитом. На гранитных башнях установлены  мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр.

После революции мост был переименован в «Большеохтенский», а в 1954 году по правилам орфографии его стали называть «Большеохтинским». В 1990-е годы выполнена реконструкция моста, в ходе которой среди прочих работ были заменены разводной пролет и подъемные механизмы. В 1997 году мост был открыт, а после выполнения художественной подсветки в 2000 году, когда было установлено более 1300  светильников мощностью до 1000 ватт, он стал выглядеть сказочным.

 

Большеохтинский мост и Эйфелева башня

Как не удивительно, но между этими совершенно разными гигантскими сооружениями есть сходства:

  • Как и Эйфелева башня, Большеохтинский мост построен из клепаных конструкций, то есть из металлических конструкций, элементы которых соединяются заклепками
  • Современники называли переправу уродливой и громоздкой и ругали ее точно также, как и парижане – Эйфелеву башню. А сейчас Эйфелева башня – символ Франции, а Большеохтинский мост считается одним из самых красивых в мире.  Это грандиозное сооружение весом 9 000 тонн металла имеет длину 335 м. Для сравнения: Эйфелева башня вместе с антенной имеет высоту 324 м, вес металлических конструкций – 7 300 тонн, а общий вес 10 100 тонн.

 

Золотая заклепка Большеохтинского моста

Сразу после возведения переправы по городу пошли слухи, что одна из более, чем миллиона заклепок моста золотая. Строители поставили золотую заклепку на счастье, покрыв ее сверху металлической пленкой, что значительно усложнило поиски.

Как не старались любопытные петербуржцы, так и не нашили золотую заклепку. Поскольку проверить эту легенду невозможно, будем считать, что это правда.

Вот уже более 100 лет Большеохтинский мост является транспортной магистралью Санкт-Петербурга и одной из достопримечательностей Северной столицы, неотделимой от ее облика.





Рядом расположены достопримечательности

480м

Смольный

[показать на карте]

670м

Причал водного автобуса / Свердловская набережная

[показать на карте]

760м

Смольный собор

[показать на карте]

990м

Причал водного автобуса аквабуса / Смольный

[показать на карте]

1060м

Церковь Успения Богородицы

[показать на карте]


Рядом расположены гостиницы

810м

Гостиница Охтинская ***

[показать на карте]

870м

Гостиница Смольнинская

[показать на карте]

1700м

Мини-отель Заневский

[показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться

Разделы сайта

Практическая информация

Куда сходить в Санкт-Петербурге

Когда лучше ехать: белые ночи

Прогулки на теплоходах по рекам и каналам

Развод мостов

Рестораны и кафе

Театры

Шоппинг: торговые центры и рынки

Как добраться, как передвигаться

Схема метро Санкт-Петербурга

Карта Санкт-Петербурга

Транспорт: метро, маршрутки

Аэропорт Пулково

Московский вокзал

Отели Питера

Как забронировать отель недорого

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Мини гостиницы

Все гостиницы >>

Музеи и дворцы

Эрмитаж

Русский музей

Кунсткамера

Музей Фаберже

Все музеи и дворцы >>

Прогулки по Петербургу

Невский проспект

Дворцовая площадь

Медный всадник

Петропавловская крепость

Все прогулки по Петербургу >>

Храмы и монастыри

Исаакиевский собор

Казанский собор

Спас-на-крови

Александро-Невская лавра

Все храмы и монастыри >>

Пригороды Петербурга

Петергоф (Петродворец)

Царское Село (Пушкин)

Павловск

Кронштадт

Все пригороды Петербурга >>

Красивости и интересности

Белые ночи

Петербург зимой

Петербург ночью

Петербург в деталях

Все красивости и интересности >>

Корабли, реки и мосты

Корабли в Санкт-Петербурге

Крейсер Аврора

Река Нева

Канал Грибоедова

Все корабли, реки и каналы >>

Необычные достопримечательности

Дворы-колодцы

Экскурсии по крышам

Туристский центр Мини-город

Музей, клуб-кафе Камчатка

Все необычные достопримечательности >>

Места развлечений и массовых мероприятий

Экспофорум

Ленэкспо

Океанариум

Аквапарк Питерленд

Все места развлечений >>


наверх

наверх