Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге



Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге

Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге

Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала

Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала

Площадь В.И. Ленина в Санкт-Петербурге

Площадь В.И. Ленина в Санкт-Петербурге

Фонтаны на площади Ленина

Фонтаны на площади Ленина

Площадь В.И. Ленина, фонтаны

Площадь В.И. Ленина, фонтаны

Площадь Ленина

Площадь Ленина

Кассы

Кассы

Финляндский вокзал до революции

Финляндский вокзал до революции

Финляндский вокзал до революции

Финляндский вокзал до революции

все фотовсе фото



Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге расположен на Выборгской стороне, недалеко от Литейного моста. После реконструкции, проведенной к юбилею Северной столицы в 2003 году, Финляндский вокзал обслуживает  только пригородные поезда и фирменный высокоскоростной поезд Аллегро сообщением Санкт-Петербург – Хельсинки.

 

Из истории Финляндского вокзала

В 1862-1870 годах между Санкт-Петербургом и станцией Рихимяки Великого Финляндского княжества финскими специалистами была проложена железная дорога длиной в 394 км, на строительство которой Правительство России выделило Финляндии кредит в размере 10 миллионов рублей золотом. Дорога строилась долгих восемь лет в сложных условиях  через леса, болота и скалы, после чего построенная железнодорожная ветка перешла в собственность Финляндии и обслуживали ее в основном финны.

В 1870 году на Симбирской улице  по проекту русского архитектора Петра Купинского было возведено здание станции, внутренние залы которого оформили финские мастера В. Веслинг и П. Дегенер. Небольшая скромная постройка в основном была одноэтажной, только по углам строения находились двухэтажные помещения. Комнаты для царской семьи также ничем особенными не отличались, а вот небольшой зал ожидания и багажное отделение были удобны для пассажиров. «Иллюстрированная неделя» 3 августа 1875 года писала о вокзале, что если он «не может называться изящным по рисунку фасада, то во внутреннем расположении опрятен и удобен, также как и подвижной состав этой железной дороги». На этой ветке это было единственное каменное вокзальное здание, все остальные были деревянными.

Вход  был устроен со стороны западного фасада и здесь была небольшая привокзальная площадь, а железнодорожные пути проходили к Неве, где находилась товарная станция. В 1892 - 1896 годах построенные дороги в Сестрорецк и Озерки, Ириновку и Борисов Гриву также вошли в Финляндский железнодорожный узел.

Железнодорожные пути пересекали дороги Санкт-Петербурга в десяти местах, что затрудняло движение экипажей и повозок. Для удобства передвижения по городу в начале 20 века  железная дорога была в нескольких местах поднята над землей.

3 апреля 1917 года из эмиграции на Финляндский вокзал вернулся Владимир Ленин, где с броневика перед рабочими, солдатами и матросами он произнес речь, в которой призвал к окончанию империалистической войны и провозгласил всемирную социалистическую революцию. В честь этого события рядом со старым вокзальным зданием в 1926 году установили памятник вождю революции работы скульптора Сергея Евсеева и архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Во время реконструкции площади в 1967 году монумент был перенесен на 180 метров ближе к набережной Невы.

Во время Великой Отечественной войны Финляндский вокзал был единственным действующим вокзалом в городе и путь от него до Ладожского озера был первым этапом Дороги жизни. Из Ленинграда по нему эвакуировались дети, женщины и раненые, а в город шли продовольствие и боеприпасы. Здание станции постоянно подвергалось бомбардировкам и было сильно разрушено. В память об этих тяжелых днях недалеко от перрона установлен первый километровый столб Дороги жизни.

В феврале 1943 года после снятия блокады на станцию с Большой земли пришел первый поезд с продовольствием из Челябинска. В 1944 году началась реконструкция привокзальной площади и создание на ее месте площади Ленина.

 

Современный Финляндский вокзал

Современный вокзальный комплекс построен в 1965-1969 годах по проекту архитекторов Петра Ашастина, Николая Баранова и Якова Лукина с участием инженера-конструктора И.С.Рыбина и новое строение значительно отличалось от старой постройки.

Строгое здание вокзального комплекса имеет высоту восемь метров, а высота башни с часами – 16 метров, шпиля – 30 метров. Главный фасад с 17-ю огромными зеркальными окнами выходит на Площадь В.И. Ленина и архитектурно замыкает ее ансамбль. 17 аллегорических горельефов выполнены студентами Художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. На центральном горельефе изображены аллегорическая фигура Революции, поверженный двуглавый орел и разорванные оковы. Горельеф слева посвящен Красной гвардии, а с правой стороны – Советской Армии и Военно-морскому флоту. Центральный ризалит старого здания включен в торцевой фасад новой постройки.

Для удобства пассажиров из главного билетного зала были устроены выходы на перрон и в метро. Впервые в Ленинграде свод зала выполнен из монолитного железобетона.

К 300-летию Северной столицы проведена реконструкция Финляндского вокзала. Выполнена замена инженерных сетей и обновлены фасад и кровля, отреставрированы башня с часами и зал ожидания первого этажа, а также помещения второго этажа. Фасад был покрыт наборной итальянской плиткой по цвету близкой к первоначальному цвету строения. В 2005 году на площади В.И. Ленина состоялось открытие фонтанного комплекса, из 20-ти чаш которого устремляются вверх 600 струй воды. На открытии присутствовали губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и Президент России В.В. Путин, бросивший в фонтан монетку на счастье. Теперь это одно из любимых мест петербуржцев, сюда приходят выпускники школ, молодожены и многочисленные гости Северной столицы.

 

Финляндский вокзал - название

Это один из немногих старейших вокзалов, сохранивший свое первоначальное имя по названию построенной в 1870 году железной дороги до Финляндского княжества, входившего в то время в состав России.

 

Интересные факты

  • Здание Финляндского вокзала было открыто в 1870 году в год рождения Владимира Ульянова - Ленина
  • Авторы памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала долго не могли найти натурщика для создания модели скульптуры вождя революции. Кому-то пришла мысль, что натурщиком мог бы стать и кто-то из них самих. Жребий выпал на Владимира Щуко, с которого и была выполнена модель скульптуры
  • В 1957 году правительство Финляндии Советскому Союзу передало паровоз Н2-293, на котором из эмиграции в Россию под видом кочегара вернулся Владимир Ленин. Позже этот паровоз курсировал между Северной столицей и станцией Белоостров и в пригородах Хельсинки, а потом был отправлен на свалку. Этот единственный сохранившийся паровоз редкой серии Аш-2 выпущен в небольшом количестве на американском заводе Ричмонд. С 1967 года паровоз установлен в стеклянном павильоне у одной из платформ Финляндского вокзала
  • В народе Финляндский вокзал сокращенно называют Финвалом и также Финбаном от немецких слов Finnischer Bahnhof

 

Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге и площадь имени В.И. Ленина являются важной достопримечательностью Северной столицы.

Поделиться:



Рядом расположены достопримечательности

190м

Памятник В.И. Ленину на броневике

[показать на карте]

320м

Причал водного автобуса аквабуса / Арсенальная наб.

[показать на карте]

370м

Военно-медицинская академия

[показать на карте]

540м

Тюрьма Кресты

[показать на карте]

580м

Литейный мост

[показать на карте]


Рядом расположены гостиницы

860м

Гостиница Санкт-Петербург ***

[показать на карте]

1150м

Гостиница «Индиго»

[показать на карте]

1540м

Гостиница Арбат Норд

[показать на карте]

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться

Разделы сайта

Практическая информация

Куда сходить в Санкт-Петербурге

Прогулки на теплоходах по рекам и каналам

Развод мостов

Рестораны и кафе

Шоппинг: торговые центры и рынки

Как добраться, как передвигаться

Схема метро Санкт-Петербурга

Карта Санкт-Петербурга

Транспорт: метро, маршрутки

Аэропорт Пулково

Московский вокзал

Отели Питера

Гостиницы эконом класса

Гостиницы 3 звезды

Гостиницы 4 звезды

Гостиницы 5 звезд

Мини гостиницы

Как забронировать отель недорого

Все гостиницы >>

Музеи и дворцы

Эрмитаж

Русский музей

Кунсткамера

Музей Фаберже

Все музеи и дворцы >>

Прогулки по Петербургу

Невский проспект

Дворцовая площадь

Медный всадник

Петропавловская крепость

Все прогулки по Петербургу >>

Храмы и монастыри

Исаакиевский собор

Казанский собор

Спас-на-крови

Александро-Невская лавра

Все храмы и монастыри >>

Пригороды Петербурга

Петергоф (Петродворец)

Царское Село (Пушкин)

Павловск

Кронштадт

Все пригороды Петербурга >>

Красивости и интересности

Львы в Петербурге

Мифологические существа в Петербурге

Смотровые площадки

Петербург крупным планом

Где снимался клип «В Питере - пить»

По местам романа «Преступление и наказание»

Все красивости и интересности >>

Времена года

Когда лучше ехать: белые ночи

Белые ночи - фото

Пляжи

Петербург ночью

Все времена года >>

Корабли, реки и мосты

Корабли в Санкт-Петербурге

Крейсер Аврора

Река Нева

Канал Грибоедова

Все корабли, реки и каналы >>

Необычные достопримечательности

Дворы-колодцы

Экскурсии по крышам

Туристский центр Мини-город

Музей, клуб-кафе Камчатка

Все необычные достопримечательности >>

Места развлечений и мероприятий

Океанариум

Аквапарк Питерленд

Стадион на Крестовском острове

Все места развлечений >>

Театры

Обзор театров

Мариинский театр

Александринский театр

Все театры >>

Выставочные центры

Экспофорум

Ленэкспо

Петербургский СКК


наверх

наверх