Ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге

Ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге

поделиться:

Ледокол «Красин» — легендарное судно, более 50-ти лет бороздившее моря и океаны. Корабль пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.


Содержание


Ледокол «Красин» на карте

Ледокол Красин на карте

Ледокол Красин

увеличить карту


Строительство корабля

В 1899 году по проекту вице-адмирала флота России Степана Макарова в Англии был построен ледокол «Ермак», обеспечивающий проход судов в Арктике. Через несколько лет стало очевидно, что одного такого судна недостаточно и было разработано техническое задание на создание второго такого же мощного судна. Из-за высокой стоимости проекта заказ не был размещен и вспомнили о нем лишь через несколько лет, когда Архангельск стал важнейшим внешнеторговым портом России. Однако, из казны было решено выделить деньги на строительство двух небольших судов, не способных справиться с ледовой обстановкой Белого моря. Решающим оказалось мнение морского министра И. К. Григоровича «Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно». Благодаря этому и было принято решение о строительстве судна с тремя винтами мощностью 10 тысяч лошадиных сил.

Строительство корабля, получившего имя старинного былинного богатыря Святогор, велось с января 1916 года на заводе в городе Ньюкасле в Англии. 1 октября 1916 года он был зачислен в состав русского военного флота и после испытаний, прошедших в марте 1917 года, вошел в состав флотилии. 31 марта 1917 года на судне был поднят Андреевский флаг.

В начале 20 века Россия имела приоритет в освоении Северного Ледовитого океана и два ее линейных ледокола «Ермак» и «Святогор» были самыми мощными в мире.


История ледокола «Красин»

1 августа 1918 года по приказу командования для преграждения пути английским интервентам к Архангельску судно было затоплено на фарватере реки Северная Двина. Ледокол «Святогор» затопили неудачно и вскоре англичане его подняли и до 1921 года он ходил под английским флагом. В августе 1921 года при личном участии первого народного комиссара внешней торговли Леонида Борисовича Красина судно было выкуплено у Англии.

В 1927 году после смерти посла и министра внешней торговли Л. Б. Красина судно получило его имя, а 8 октября 1928 года оно первым из судов торгового морского флота награждается Орденом Трудового Красного Знамени.


Подвиги ледокола «Красин»

В мае 1928 года выдающийся итальянский дирижаблестроитель и путешественник генерал Умберто Нобиле возглавил экспедицию на дирижабле к Северному полюсу. Успешно добравшись до цели и спустившись до высоты 100 метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг и деревянный крест, который им передал папа Пием XI. На обратном пути 25 мая дирижабль потерпел катастрофу и передал сигнал бедствия. 25 июня шведский пилот Лундберг снял с дрейфующей льдины в районе Земли Франца Иосифа получившего травмы генерала У. Нобиле. Ледокол «Красин» 12 июля сумел пройти к льдине и спас оставшихся в живых членов экспедиции.

Этим же летом команда получила сигнал бедствия от столкнувшегося с льдиной пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Матросы помогли устранить пробоины в корпусе судна и провели лайнер в порт Норвегии.

В 1929 году ледокол «Красин» принимал участие в Карской операции, когда через льды Карского моря был проведен караван судов. В 1932 году судно освободило из ледового плена теплоход «Ленин», на борту которого находилось 120 человек. За годы своей работы оно побывало в районах крайнего Севера, куда ранее не заходили корабли в свободном плавании. В 1933 году оказывалась всяческая помощь работающим на Новой Земле промысловикам. Им доставлялись грузы, в том числе продовольствие и медикаменты, оказывалась медицинская помощь и забирались тяжелобольные. Судно дошло до мыса Желаний и Русской Гавани, Крестовой Губы, проводило караван судов к берегам Тикси и Нордвик, где шла добыча нефти.

Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» стал военным кораблем и участвовал в проведении северных морских конвоев, во время которых доставлялись грузы союзников с берегов Великобритании и Исландии в Мурманск и Архангельск. Авиация и подводные лодки фашистской Германии базировались на оккупированной захватчиками территории Норвегии и постоянно атаковали проходящие рядом полярные конвои. Героически проявили себя моряки во время конвоя PQ-15, когда в караван было включено 26 транспортов, следовавших из Рейкьявика в Мурманск. «Красин» отбивал непрерывные атаки немецких самолетов и прикрывал следующий за ним плохо вооруженное судно «Монткальм». К сожалению, до Мурманска дошли только 22 судна каравана. Какое важное значение имели морские конвои, говорит тот факт, что Гитлер обещал наградить высшей наградой Германии — железным крестом того, кто потопит или выведет из строя ледокол.

В 1942–1943 годах судно провело десятки судов сквозь льды Карского, Белого моря и моря Лаптевых. В 1942 году оно участвовало в конвое десяти судов с грузом леса и руды для Дальнего Востока и Чукотки, следующих из Архангельска по Северно-морскому пути. Во время атаки немецкого линкора «Адмирал Шеер» оно увело караван во льды северных широт и спасло их. Более 300 его моряков за мужество и отвагу, проявленные в годы войны, были награждены правительственными наградами.


На службе науки

В конце 50-х годов был выполнен капитальный ремонт и реконструкция судна, а 1 апреля 1972 года оно было передано Министерству геологии РСФСР для проведения геолого-разведовательных работ в районах крайнего Севера. Судно было переоборудовано и оснащено дополнительными источниками электроэнергии, позволяющими береговым установкам выполнять бурение нефтяных скважин. После переоборудования судно снизило свою проходимость и было переведено в класс научно-исследовательских. В 1976 году был создан новый дизель-электрический ледокол «Красин» и чтобы избежать путаницы научно-исследовательское судно переименовали в «Леонид Красин» Арктической нефтегазоразведочной экспедиции. Оно выполняло работы в Баренцевом и Гренландском морях, на Шпицбергене, а последнее его плавание прошло в 1998 году.


Музей ледокола «Красин»

С 20 февраля 1992 года судно является памятником истории государственного значения, а 16 мая оно было зарегистрировано во Всероссийском реестре музеев. В 1995 году здесь открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана и сейчас это один из самых популярных музеев Санкт-Петербурга.

Во время обзорной экскурсии Вы осмотрите каюты, капитанский мостик и штурманскую рубку. Отдельная экскурсия организована в сердце корабля — машинное отделение. Существует легенда, что время от времени здесь появляется призрак в виде белого облака, который чем-то грохочет. Для детей с 5 лет и школьников организованы специальные экскурсии, игры и занятия. На судне развернуты постоянные и временные экспозиции. Дети до 14 лет допускаются на борт только в сопровождении взрослых.

Одна из главных задач музея — сохранить судно, которое 35 лет с момента постройки было самым лучшим ледоколом мира. «Красин» не зря называют легендой российского флота — в 2007 году ему исполнилось 90 лет.


поделиться:

поделиться:

рейтинг: 4.89 голосов: 9




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.