Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец в Ораниенбауме

поделиться:

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. В XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Поэтому дворец и назван Китайским. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга, которые были разрушены во время ВОВ). Китайский дворец открыт для посещения только летом, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.


Режим работы Китайского дворца в 2024 году

Закрыт в зимний период (с 16 октября по 19 апреля).


Карта

Китайский дворец на карте

Китайский дворец

увеличить карту



Описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762–1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером — итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным, и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Однако убранство дворца удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали обеды. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную (Штукатурные покои), Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном — покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская — комната для дежурства придворной дамы).

Китайский дворец, паркет в Зале муз

Паркет в Зале муз

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века — живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Китайский дворец в Ораниенбауме, столик

Столик

Обратите внимание на паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них — красное, чёрное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.


Залы Китайского дворца

С 2009 года проходит реставрация залов Китайского дворца. По состоянию на 1 июня 2021 работы завершены в 12-и из 17 помещений. Остаются недоступными для посетителей Большой китайский кабинет и 4 зала половины Екатерины II.

Китайский дворец в Ораниенбауме, панно в Голубой гостиной

Панно в Голубой гостиной

Первыми после реставрации в 2011 году открылись Передняя (Прихожая, или Большая Антикамера), Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет.


Передняя (Большая Антикамера)

Экскурсия в Китайский дворец начинается с Антикамеры, своеобразной прихожей, которая была первой комнатой при входе во дворец. Здесь установлен монитор, и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца.

В Передней сохранилась отделка XVIII века, это лепной декор потолка, а также роспись потолочного плафона «Аполлон и изящные искусства» кисти Якопо Гуарана.

Стены этой квадратной комнаты обшиты холстами с росписью маслом, созданной неизвестным художником XIX века взамен утраченным росписям Стефано Торелли. Украшают Переднюю и четыре резных золочёных столика, выполненные в технике китайского искусства («шинуазри») работы петербургских мастеров. Вероятно, этот комплект выполнен по проекту Антонио Ринальди.


Зал муз

Китайский дворец в Ораниенбауме, зал муз

Зал муз

Зал муз открывает парадную анфиладу Китайского дворца. Он расположен симметрично Большому китайскому кабинету. Убранство Зала муз посвящено содружеству искусств. Из-за вытянутой, овальной формы этот зал часто называют живописной галереей. Зал муз украшен лепкой, живописью и позолотой.

Китайский дворец, зал муз

Зал муз

Роспись стен с изображением Аполлона, амуров и девяти муз, олицетворяющих искусство, выполнил С. Торелли. На плафоне, созданном этим же мастером, можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и её спутниц граций. В этом нарядном, полном света и воздуха зале проходили балы и приемы. Светлые тона паркета также соответствуют розовато-голубоватому колориту Зала муз.


Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет в Китайском дворце Ораниенбаума

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой. Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Китайский дворец в Ораниенбауме, Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет

Автор сюжетов — Серафино Бароцци, а создали уникальные полотна девять вышивальщиц-золотошвей под руководством француженки, мастерицы своего дела, Мари де Шель. Все сюжеты выполнены в китайском стиле, причем рисунки полотен не повторяются.

Китайский дворец в Ораниенбауме, тропические птицы на объёмном шёлке

Тропические птицы на объёмном шёлке в Стеклярусном кабинете

В Стеклярусный кабинет возвратился признанный шедевр эпохи рококо — мозаичный консольный стол, созданный на Петергофской гранильной фабрике в 1767–1769 годах.


Голубая гостиная

Китайский дворец, Голубая гостиная

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шёлком, поэтому Гостиная и названа Голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862–1868 годах. К первоначальной отделке относятся плафон «Время, похищающее Истину», лепка на потолке, панно над дверью и паркетный пол.

Китайский дворец, плафон «Время, похищающее Истину» в Голубой гостиной

Плафон «Время, похищающее Истину» в Голубой гостиной

В 2014 году завершена реставрация Розовой гостиной и Гардеробной.


Розовая гостиная

Первоначально Розовая гостиная называлась Детской. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы. Комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. Стены гостиной расписал маслом Серафино Бароцци, изобразив древнеримский город Геркуланум.

Плафон с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением комнаты также служат два живописных панно с изображением амуров. В XIX веке стены закрыли розовыми холстами и гостиная стала называться Розовой.


Гардеробная

Гардеробная связывает центральный вход с половиной Павла. Первоначально эта комната использовалась по назначению, а позже служила библиотекой и буфетной.

Центральную часть потолка украшает плафон «Суд Париса» (автор С. Бароцци). Над дверью в Переднюю расположено панно «Венера и Марс», над дверью в Розовую гостиную — «Геркулес и Омфала». Оба десюдепорта выполнены неизвестным художником XVIII века.


В 2018 году в дни празднования 250-летия Китайского дворца для посетителей открылись три зала на половине Павла — Штофная опочивальня, Будуар и кабинет Павла.


Штофная опочивальня

Штофная опочивальня была предназначена для Павла, сына Екатерины II. Опочивальню назвали Штофной из-за ткани штоф, которой были обиты ее стены. (Штоф — это тяжелая шёлковая ткань с тканым рисунком). В настоящее время стены обиты тканью светло-зелёного цвета, воспроизводящей штоф XVIII века.

Комната разделена на две части, меньшая из которых — альков (углубление, ниша в комнате). В центре алькова находится портрет Павла, наследника престола. Сохранилась отделка XVIII века — лепнина на потолке и плафон «Урания, обучающая юношу» кисти Д. Маджотто. На нём изображена муза астрономии, парящая в облаках.

Вернулись в опочивальню и отреставрированные соломенные панно, изображающие сцены охоты и пасторальные пейзажи. Эти редкие произведения прикладного искусства созданы путем вышивки синелью (разноцветным ворсистым шелком) по золотой рисовой соломке.


Будуар

Будуар называли Живописным кабинетом, поскольку стены этой комнаты были покрыты холстами с живописью. Позже их заменили на панно из Камерюнгферской Екатерины II. Эти аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», созданные итальянским живописцем Якопо Гуарана, и сейчас украшают будуар. Он же автор и плафона «Психея и Флора».

По мнению искусствоведов, тёмные тона деревянных панелей панно, перенесенных из покоев Екатерины II, не соответствуют светлому убранству потолка будуара и искажают первоначальный замысел Ринальди.


Кабинет Павла

Кабинет Павла — это совсем небольшая комната, расположенная рядом со Штофной опочивальней. Первоначально кабинет Павла соединялся и с будуаром. Во второй половине XIX века дверь в будуар заложили кирпичом, и комната стала использоваться как ванная.

Стены кабинета Павла обшиты живописными холстами, росписи которых созданы С. Бароцци.


Большой зал

Большой зал — это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады.

Большой зал служил для приема гостей, и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.


Штукатурный покой (Сиреневая гостиная)

Штукатурный покой раньше назывался Сиреневой гостиной из-за цвета ее стен. В отличие от Большого зала, где отделка решена в строгом торжественном стиле, здесь оформление типичное для стиля рококо. Золоченая лепнина на стенах и потолке и дала название залу — «Штукатурный покой».

Комната кажется выше за счет того, что центральная часть потолочного перекрытия имеет форму эллипса, заглублена и образует купол. Живописные полотна на любовную тему созданы итальянским художником Джамбеттино Чиньяролли.


Малый китайский кабинет

Главные интерьеры дворца — это Малый и Большой китайские кабинеты, которые и дали ему название. Оформление этих залов считается одним из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока.

В отличие от других помещений, где преобладают овальные линии и мягкие тона отделки (голубой, розовый или сиреневый), здесь мы видим прямые линии архитектуры и звучные сочные краски — красный, зеленый и черный в сочетании с позолотой.

Малый китайский кабинет дает нам представление о том, какими видели европейцы жизнь и культуру Китая. Здесь представлены подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, они интересны по форме и выполнены из необычных материалов.


История Китайского дворца в Ораниенбауме

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте, который не должен был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Китайский дворец в Ораниенбауме, плафон «Фортуна, изгоняющая зависть» в Стеклярусном кабинете

Плафон «Фортуна, изгоняющая зависть» в Стеклярусном кабинете

Однако дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нём располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора, и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф — парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой облик — здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры — в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нём поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец — это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения — его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.


Смотрите также

Фотографии

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 5




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.