Тучков мост в Санкт-Петербурге

Тучков мост

поделиться:

Тучков мост в Санкт-Петербурге — это трёхпролетный разводной мост через Малую Неву, соединяющий Кадетскую линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. В XVIII веке мост был самым длинным в Северной столице, его длина составляла 890 метров. Для сравнения, сейчас его длина значительно уменьшилась и составляет 226 метров.


Содержание


Развод Тучкова моста в 2023 году

Тучков мост разводится дважды за ночь.

Первая разводка с 2:00 до 2:55.

Вторая разводка с 3:35 до 4:55.


Тучков мост на карте

Тучков мост на карте

Тучков мост

увеличить карту


Первоначально мост находился у выхода из станции метро Спортивная, название которой в проекте значилось как «Тучков мост». В 2015 году был открыт второй выход станции «Спортивная», находящийся на противоположном берегу — на Васильевском острове. Для этого под Невой (!!!) был прорыт горизонтальный тоннель с траволатором (эскалатор, который проложен горизонтально). По сути этот пешеходный тоннель дублирует Тучков мост, только под водой и под землей. Он особенно полезен в непогоду — там всегда примерно постоянная температура, нет дождя, снега и ветра. Кроме того, подводный траволатор сам по себе стал достопримечательностью Санкт-Петербурга.


Происхождение названия Тучков мост

Сохранилось две версии происхождения названия переправы:

  • В 1758 году четыре купца обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких переправ в Санкт-Петербурге. При этом они обязались на собственные средства возвести новый мост через Малую Неву. Построенную переправу и назвали в честь одного из купцов, Авраама Тучкова, лесопромышленника и владельца складов древесины
  • По второй версии переправа получила свое имя по фамилии инженера А. В. Тучкова, построившего эту переправу.

История Тучкова моста

Первая деревянная переправа через Малую Неву, соединившая Васильевский остров и Петроградскую сторону, была возведена в 1758 году. В глубокой части русла она была плашкоутной, а на мелководье — свайной. Мост был назван Никольским и располагался в створе Малого проспекта Васильевского острова.

В 1833–1835 году переправу перестроили, она располагалась в створе Большого проспекта Петроградской стороны, при этом была сооружена земляная дамба от Малой Невы до Александровского проспекта (сейчас это проспект Добролюбова).

Это был постоянный многопролетный деревянный мост на свайных основаниях, два его пролета были судоходные и один был разводным.

Двукрылый разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился в ручную с помощью лебедок. На открылках (крыльях устоев) установили перила в виде чугунных решеток художественного литья.

Управа Санкт-Петербурга постоянно следила за состоянием всех городских переправ и в 1899 году в газете «Петербургский листок» было отмечено, что очередь на капитальный ремонт дошла и до Тучкова моста. «Не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается».

Всего же Управа просила Думу выделить 112 500 рублей на ремонт и 25 500 рублей на расширение дамбы.

В Советское время Тучков мост, как и многие другие переправы, хотели переименовать. Но народом был пущен слух, что переправа носит имя героя войны 1812 года и правительство решило сохранить это привычное для всех название.

Для справки: В России, действительно, был старинный род Тучковых, пять братьев которых Николай и Павел, Сергей и Александр дослужились до генералов, причем четверо из них приняли участие в Отечественной войне 1812 года, а двое отдали свою жизнь за Отечество. От ран умер старший брат Александр Алексеевич и младший из братьев — Николай Алексеевич.

В послевоенное время деревянные пролеты строения были заменены на металлические. Деревянные рамы разводного пролета также сменили на металлические, а ручную лебедку — на электрическую.

Переправа имела 20 пролетов, ее длина составляла 257 метров, а ширина — 19 метров, левобережные опоры были каменными, а правобережные — деревянными.


С завершением строительства Волго-Балтийского канала по Неве стали ходить большие суда, увеличилась нагрузка и на саму переправу. Ее грузоподъемность и габариты перестали соответствовать требованиям наземного и водного транспорта, необходимо было ее реконструировать.

Проект сооружения был разработан инженерами и архитекторами института Ленгипроинжпроекта под руководством В. В, Демченко и Б. Б. Левина, П. А. Арешева, Л. А. Носкова, строительные работы велись с 1962 по 1965 год.

В настоящее время Тучков мост железобетонный, трехпролетный. Во время строительства была расширена дамба за счет засыпки части русла реки Ждановки. Со стороны Васильевского острова набережную Макарова увеличили до 42 метров и создали небольшую предмостную площадь.

В 2003 году была выполнена подсветка переправы и ночью теперь она похожа на взлетающую с воды чайку.


Характеристики Тучкова моста

  • Длина переправы — 226,2 метров, в том числе между гранитными устоями — 216 метров
  • Разводной пролет центральный, двукрылый шириной 50 метров
  • Ширина между перилами — 36 метров, в том числе проезжей части — 28 метров, тротуары — 4 метра
  • Угол раскрытия крыльев — 69 градусов.

Тучков мост, имеющий простую и четкую форму, прекрасно вписывается в водные просторы и панораму невских набережных.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.