Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост

поделиться:

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (ранее мост Лейтенанта Шмидта) — это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными сооружениями, поскольку считалось, что строительство постоянной переправы — очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе.


Содержание


Развод Благовещенского моста в 2023 году

Благовещенский мост разводится дважды за ночь.

Первая разводка с 1:25 до 2:45.

Вторая разводка с 3:10 до 5:00.


Благовещенский мост на карте

Благовещенский мост на карте

Благовещенский мост

увеличить карту



История Благовещенского моста

Первые работы по возведению постоянных мостов через Неву появились в середине XVIII века, но их реализация оставалась несбыточной мечтой из-за дороговизны и сложности проектов.

В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом.

Строительство велось в соответствии с утвержденным императором «Положением о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», согласно которому работы были рассчитаны на четыре года. Однако, для строительства переправы потребовалось в два раз больше времени: работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

Благовещенский мост

Благовещенский мост

В то время в Санкт-Петербурге было три долгостроя: Невский мост, Московская железная дорога и Исаакиевский собор. В народе ходила шутка:

  • Невский мост построят, но он быстро развалится, поэтому мы его увидим, а наши дети — нет
  • Железная дорога будет строиться так долго, что мы ее не увидим и наши дети ее не увидят
  • А Исаакиевский собор вообще никогда не построят и его не увидим ни мы, ни наши дети.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной — сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия Благовещенского моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

Благовещенский мост

Благовещенский мост

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Опоры сооружения не были украшены, этим подчеркивалась их «непоколебимая устойчивость». Планировалось, что на мосту будут установлены аллегорические скульптуры, выполненные по рисункам Петра Клодта и Николая Пименова, но от этой идеи пришлось отказаться из-за отсутствия средств.

Прилегающие к переправе территории была обустроены следующим образом:

  • На Адмиралтейском острове были построены Благовещенская площадь (ныне площадь Труда) и Благовещенская церковь в ее центре, по названию которых был назван и мост
  • Со стороны Васильевского острова набережную расширили и создали площадь Трезини.

Благовещенский мост

Благовещенский мост


Невский мост проверили на грузоподъемность, втащив на него рельсы, привезенные из Европы для строительства железной дороги.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. В этот день можно было наблюдать непривычное для зимы зрелище, когда император и тысячи горожан собрались у Невы. Церемония началась с молебна, после которого император Николай I вместе с сыновьями прошёл пешком через переправу на Васильевский остров, обратно высокие гости вернулись в открытых экипажах.

Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге, гиппокампы — водные кони в ограде

Гиппокампы — водные кони в ограде

Для тех времен это было, действительно, гигантское сооружение:

  • Протяженность моста составила 298,2 метра
  • Ширина — 20,3 метра
  • Масса металлических конструкций переправы — 95 000 тонн
  • Число пролётов — 8.

Разводной пролёт располагался у правого берега Невы, рядом с Васильевским островом, два его крыла разводились примерно за 40 минут.

После смерти Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский. Рядом с разводным пролетом по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была возведена небольшая часовня Святителя Николая Чудотворца, которую в народе стали называть «Николай-на-мосту».

К началу XX века переправа стала узкой для прохода новых судов, к тому же эта часть Невы была мелководной. В связи с этим было принято решение реконструировать Благовещенский мост и перенести разводной пролет в центр.

Реализации этого проекта помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Во время революционных событий 1917 года рядом с Николаевским мостом стоял знаменитый крейсер Аврора, известивший своим выстрелом о начале штурма Зимнего дворца. В честь этого события на Английской набережной установлен памятник.

В 1918 году Николаевский мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта в память о Петре Шмидте, руководившем Севастопольским восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году. По одному из проектов, предлагалось на месте снесенной часовни установить памятник революционному деятелю, первому из морских офицеров, перешедшему на сторону восставших матросов.

К вопросу о перестройке вернулись лишь после революции и Гражданской войны.


Реконструкция Благовещенского моста в советское время

В 1930 году часовню снесли, а вскоре стало ясно, что необходимо коренным образом реконструировать переправу. Разводной механизм стало заклинивать, кроме того, необходимо было менять пролет для судов, проходящих по Неве, поскольку их число возросло в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала.

Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова.

Фамилия инженера и проектировщика Передерий вызвала новый всплеск творческой активности ленинградских пересмешников. В арсенале городского фольклора появилось выражение «Передерий передерил».

При реконструкции применили новые для того времени методы мостостроения. Соединение стальных конструкций выполнялось с помощью электросварки, положительно зарекомендовавшей себя при строительстве Володарского моста, также был использован новый способ подводного бетонирования.

После реконструкции длина моста Лейтенанта Шмидта стала 331 метр, а ширина увеличилась на 4 метра и составила 24 метра: проезжая часть увеличилась до 18 метров, тротуары имели длину 3 метра. Вместе с тем, масса сооружения уменьшилась почти в четыре раза и стала 2400 тонн.

Разводные крылья теперь располагались в среднем пролете, а время их подъема составляло всего 55 секунд.

В центре, на круглых башнях, установили памятные доски в память о лейтенанте Шмидте и о создателях моста.

Благовещенский мост, памятная доска в честь постройки и реконструкции

Памятная доска в честь постройки и реконструкции

Чтобы испытать объект на прочность, 8 сентября 1938 года на правобережной проезжей части установили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн и наполнили их водой, создав модель размещения на переправе легковых автомобилей в пять рядов. Через три часа воду выпустили и испытание провели на другой стороне.

С 5 ноября 1938 года движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто. Деревянный настил разводного пролёта заменили на металлический в 1976 году.


Реконструкция Благовещенского моста в 2000-х годах

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Для движения автотранспорта и пешеходов на время ремонта выше по течению Невы был сооружен мост-дублер.

Временный Благовещенский мост

Временный мост

Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного сооружения состоялось 15 августа 2007 года. Вновь открывшейся переправе вернули ее историческое название — Благовещенский мост. Его ширина увеличилась с 24 до 37 метров, количество полос для движения автотранспорта — 8.

Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.